Консультация Сенсорное развитие ребенка с ЗПР
Сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития
Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития .Для детей с ЗПР характерно, прежде всего, недостаточность, фрагментарность знаний об окружающем мире.
При задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Страдает также и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта.
Скорость восприятия заметно ниже нормы для данного возраста.
Можно говорить о том, что у детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Детям с задержкой психического развития свойственна общая пассивность восприятия , что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более лёгкой. Данная особенность обуславливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в ограниченном объёме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков.
У детей с задержкой психического развития отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта.
Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Исследования психологов выявили у детей с ЗПР неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях. Одной из особенностей детей является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг) .Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщёнными, а также потому, что у детей с задержкой психического развития не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которая в норме появляется в 3-4 года. Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком и воздушным шариком, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование (т.е. разложение предмета на эталоны, из которых он состоит) может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста, хотя в норме должны появиться уже к пяти годам .По результатам анализа, можно сделать вывод, что на четвёртом году жизни ребёнок с ЗПР должен уметь:
1) различать цвета, простые формы – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
2) группировать предметы одного цвета, формы, размера;
3) сравнивать по цвету, форме, размеру.
К пяти годам ребёнок должен: называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник и прямоугольник; называть основные цвета.
На шестом году ребёнок с ЗПР (при условии обучения) должен называть геометрические фигуры: овал, ромб; дополнительные цвета.
Ребёнок к шести годам должен употреблять такие частные параметры величины, как «высокий - низкий», «толстый - тонкий», «широкий - узкий» и «длинный - короткий».Таким образом, задержка психического развития ребёнка характеризуется недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как предметность и структурность. А также наличие неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных нарушений, недостаточности планирования и выполнения сложных двигательных программ.
Сенсорное развитие ребёнка, основываясь на развитии восприятия и ощущений, включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности.
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития происходит в той же последовательности, как у нормально развивающихся детей, но имеет свои особенности.
Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о том, что необходимо включать сенсорное воспитание в обучение дошкольников разным видам деятельности.