Формы организации обучения конструированию детей с нарушением зрения.


Формы организации обучения детскому конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действия, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества, хотя оно является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера (дети учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций.Конструирование по модели (А.И.Миренова, А.Р.Лурия) заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели могут выступать конструкции, обклеенные плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Это является достаточно эффективным средством активизации мышления дошкольников. У них формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по условиям, предложенное Н.Н.Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяющим лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение (например, возвести - через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С.Леоном Лоренсо и В.В.Холмовской. они отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализоваться при обучении детей сначала простых схем -чертежей, отражающих образцы построек, а затем наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам -схемам.
Вместе с тем дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных фигур (геометрических тел). В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи - в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу, обладаешь большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструктивном объекте, владеть обобщенными способами конструирования. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования - по образцу и условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок и т.п.).
Конструирование по теме.
Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограниченны определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний, и умение, а также переключение детей на новую тематику в случае «застревания» на одной и той же теме.
Каркасное конструирование, предложенное Н.Н.Поддъяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип построения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из каркаса. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу дополнительные детали. В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления. Для каркасного конструирования очень подходит немецкий конструктор «Квадро».