Работа со словарными словами на уроках русского языка в коррекционных классах


СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ
Систематическое проведение словарной работы повышает уровень общего развития умственно-отсталого школьника. Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей, программа по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида определяет основные задачи словарной работы.
Обогащение словаря учащихся. Систематическое ознакомление учащихся с новыми словами и устойчивыми словосочетаниями. Эта работа проводится в связи с наблюдениями окружающей действительности, расширением круга реальных представлений учащихся о природе и обществе, на уроках чтения, географии, естествознания, математики, истории, труда и рисования, а так же на всех внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Закрепление и уточнение значения слов. Учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном уроке, употреблялось бы учащимися в новой ситуации, на других уроках.
Активизация словаря. Происходит увеличение количества активно используемых слов, смысл которых хорошо и точно понимается учащимися.
Усвоение традиционных написаний основывается на простом запоминании орфограмм каждого слова. Работа над словом не дает должного результата, если будет осуществляться без опоры на наблюдение детей, на их практическую деятельность. Только тогда значение слова будет воспринято и усвоено ребенком точно и полно, когда полными будут его представления об изученном предмете.
При организации словарной работы на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида необходимо соблюдать требования к ее проведению.
1.Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь так же, как в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала. Исследования В.А. Сумароковой показали, что для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа -2-3.
2.Необходимо стремится к контекстному объяснению новых слов. По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.
3.Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее при активном участии учащихся разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств; затем слово еще раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается, если это происходит на уроке грамматики или в некоторых случаях на уроках развития устной речи.
4.Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.
При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем и разбирается на уроке с учетом того, что дети узнали на экскурсии, из передачи по телевидению, на других уроках. Любые приемы, которые уводят детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков русского языка.
5.Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатывая правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается.
При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую, моторную.
Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели.
Качество словарной работы достигается при соблюдении таких методических рекомендаций, как:
•систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;
•контроль над усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды словарной работы);
•включение словарных слов в разные виды классных и домашних упражнений;
•работа с орфографическим словарем, словарем учебника на уроке и дома.
Имеет значение определенная последовательность работы:
-восприятие слова на слух;
-выяснение его лексического значения;
-зрительное восприятие слова;
-вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить;
-деление слова на слоги и для переноса;
-запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить
-подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы;
-составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом;
-запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.
Словарная работа должна органически вписываться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока.
На уроках русского языка словарная работа ведется не только по линии усвоения смысла слова, но и их грамматических признаков и правописания на уроках письма отрабатываются слова с непроверяемыми безударными, а также те слова, которые разбираются в связи с изучением различных грамматических категорий.
Работа над словами предполагает такие виды упражнений: классификация слов по темам, составление таблиц, ведение словарей, различного рода словарные диктанты.
Прочное усвоение учащимися написания словарных слов достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях.
Работа со словарными словами проводится при изучении различных программных тем. Так, при изучении темы «Имя существительное» предлагаются следующие задания со словарными словами:
1. Выписать 5 сущ. из словаря;
2. Выписать сущ. муж. р., ж.р., ср.р.;
3. Записать рядом с существительным муж. рода существительное ж. рода пассажир - пассажирка, мужчина – женщина;
4. Образовать множественное число;
5. Выписать из словаря 6 слов, определить склонение;
При изучении темы «Имя прилагательное» словарные слова используются в следующих заданиях:
1. От слов: партизан, фанера, смородина, ремонт, календарь, шоколад образовать прилагательные.
2. Поставить словосочетания в нужном падеже:
пассажирский вагон – в р.п.
интересный собеседник – в п.п.
3. Просклонять словарные слова – имена прилагательные.
При изучении темы «Глагол» можно использовать такие задания:
1. Выписать из словарика глаголы, проспрягать их.
2. Образовать глаголы от существительных, например: швея – шить, мастер – мастерить
При изучении темы «Состав слова»:
1.Выписать слова с одним корнем – инженер;
2.Выписать слова, где есть корень и окончание – конфета;
3.К данным подобрать однокоренные – свобода, свободный, освободить
4.Подобрать однокоренные с суффиксом – чик, ик: вагон – вагончик, билет – билетик;
5.С приставками – город-пригород, мороз - заморозил.
В любых классах предлагаются следующие упражнения:
1) выписать слова из словаря:
а) которые соответствуют схеме;
б) в которых два мягких звука;
6) запись словарных слов на определённую тему.
7) дополнение предложений нужными словарными словами:
Человек без … , что соловей без песни. (Родина);
Каков … , такова и …. (Мастер, работа).
Чтобы повысить интерес к изучению словарных слов, сформировать осознанный навык написания слов, развивать психические процессы, используются занимательные упражнения, игры, которые помогают лучше запоминать словарные слова:
Игра «Найди пару»
К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:
алфавит аккуратный
чистый кавалерия
конница озорник
шалун азбука
Игра «Убежали гласные»
Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают «опасные» места.
Игра «Кто больше запомнит»
Ученики хором читают словарные слова, записанные на доске, потом читают самостоятельно, Слова закрываются. Учащиеся записывают слова, которые они запомнили. Кто больше записал, тот победитель.
Игра «Какое слово пропало»
Ученики читают слова, запоминают, закрывают глаза. Одно из слов закрывается карточкой. Ученики записывают слово, которое закрыто, и т.д.
Игра «Узнай и запиши»:
главный город государства (столица);
название главного города нашей страны (Москва);
перерыв между действиями в театре (антракт) и т.д.
«Собери» слово из данных букв.
Р ,а, д, е, с; а, т, к, н, о, к ,у, р; л, ш, г, я, к, а, у; п, б, о, е, а, д;
Вставь пропущенные буквы.
З…бота, ин…й, к…р…бль, к…см…н…вт, обл…асть, ж…лтый;
Найди потерявшуюся часть слова.
…………дания (до свидания)
…………ствуй (здравствуй)
…………отека (библиотека)
…………никулы (каникулы)
…………смос (космос)
Какой слог лишний?
Про, рег, бе; верт, кон, ша; лест, ра, ни, ца; об, ам, ласть;
Фон, те, ка, ле; са, ми, лют; жёл, ва, тый; бе, да, се, ре;
«Почини» слова.
лицасто, дапобе, рядот, пасжирса, раблько, регбе, ресад, тыйжёл, лекколцияДопиши буквы в пустых клетках и прочитай слово.
по б к и л о Ответь на вопросы (ответы ищи в словарике)
Надпись на конверте? (адрес)
Край земли около реки, моря, озера? (берег)
Цвет лимона? (жёлтый)
Мера массы (килограмм)
Соотнеси имена существительные и имена прилагательные по смыслу.
Беседа цветной
Солнце разноцветныйИней доброжелательнаяКаникулы яркое
Телевизор серебристый
Салют летниеПользуясь словами для справок, дополни предложения.
Мы видели праздничный……
Внезапно налетел…….
Состоялась экскурсия на ……
У меня зазвонил ………
Слова для справок: Красная площадь, салют, телефон, ураган.
11. Раскрой скобки, изменяя форму слова.
Возле (берег), собирать (коллекция), подниматься по (лестница), находился за (граница), вернуться с (каникулы), любоваться (природа), прочитать о (герой)12. Разыщи слово.
б а е о м к а х ф
г к а н и к у л ы
13.Разгадай кроссворд
1
3 2 к о л л е к ц и я
б т 5
4 и н с т ру м е н т б я 6 в 7 б л а г о д а рю о 8 и д рм о ро 9 ра с с т о я н и е г т е с рк 10 к о м па с с
По горизонтали:
2. собрание каких-либо предметов, вещей.
4. приспособление для выполнения
трудовых операций.
7. слово, которое может заменить «спасибо»
9. путь от одного пункта до другого
10. приспособление для ориентирования на местности.
По вертикали:
1. несколько организованно идущих людей
3. место, где собрано множество книг
5. молочный продукт.
6. необходимая надпись на конверте
8. солдат на корабле
Загадки.
1. В будке спит. Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.
2. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык. Заяц.
3.Из куста появился, в карман покатился, на зубах очутился. Орех.
4. Невидимкою зимою он является ко мне. И рисует, как художник, он узоры на окне. Мороз.
5. Отстегал по ушам, отстегал по щекам, Шапку с головы сорвал и … удрал. Ветер.
6. Он признался ножу: - Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, чтобы я работать мог. Карандаш.
7.Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадёт в ловушку и комар, и мушка. Лягушка.
8.Бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но – ах! Удрала, а хвост в руках. Ящерица.
9. Где встречается такое, что земля над головою? Метро.
10. Что за комната такая? Очень светлая, большая, Парты ровными рядами, а за партами мы сами. Класс.
11. Что за чудо – синий дом? Ребятишек много в нём! Носит обувь из резины и питается бензином. Автобус.
12. Не вода и не суша, На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. Болото.
13. Чудеса по вечерам я показываю вам. На моём, друзья, экране то моря шумят в тумане, То плоды качает сад. Есть программы для ребят. Телевизор.
14. Иду в воду – красен, Выйду – чёрен. Железо.
15. Строит заводы, машины, дома. Подходят рабочие и мастера. Он скажет, что сделать, каков тут замер, Составит чертёж … (инженер).
16. Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно круглый год Точный счёт он дням ведёт. Календарь.
17. Хороший сплочённый, сильный актив Называют его … коллектив.
18. Летом там отдыхают ребята: Палатки, песни у костров, Мы тоже были там когда-то И не забудем тех вечеров. Лагерь.
19. Школьный дом одноэтажный Улыбается окном. Грач по нивам ходит важный, Словно сельский … агроном.
20. На конверте пишем город, Улицы названье, Имя, номер дома, фамилию – и до свиданья! Адрес. 21. Снаружи смотришь – дом как дом, Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные Стоят рядами тесными И Черномор, и князь Гвидон, И добрый дед Мазай. Как называют этот дом – Попробуй угадай! Библиотека.
22. Мирный, тихий разговор Я веду с соседом. Нет волненья, ясен спор – Теплится …. Беседа.
23. Я зашёл в зелёный дом И недолго пробыл в нём. Оказался этот дом Быстро в городе другом. Вагон.
24. Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам. На одном таком листе много разных новостей. Газета. 25. И у мамы есть, и у папы есть, И у тебя есть. Чтоб тебя узнать, надо вслух назвать. Фамилия.
26. Испекли мы каравай , как собрали … урожай.
27. К дальним сёлам, городам Что идёт по проводам? Светлое величество – Это … электричество.
28. Без крыльев летит, без ног бежит, Без паруса плывёт. Облако.
Правильно закончите стихотворные строки:
1.Каждый день по многу раз
Входим мы в знакомый …
3. Поможем, если у кого-то
Не получается ….
4. Сидела на скамеечке
Маленькая …
5. Коля Котиков не знал,
Где лежит его …
6. С парты не забудь убрать
И учебник, и …
7. Открываем …
Начинается январь.
8. Снова в школу я пришел,
Это очень …
Ответы: 1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка.
5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь. 8. Хорошо
Благодаря разнообразию работы со словарными словами появляется интерес к слову, развивается речь, мышление, накапливается словарный запас, формируется основной навык написания и правильного употребления трудных слов. Эта работа нужна и для общего развития учащегося.
Таким образом, правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса и любви к родному языку, к сознательному усвоению правил правописания.
Литература
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М., 1986.
А.К.Аксенова. Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.
Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М., 1992.
В.Волина "Учимся, играя".
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы. - М., 1988.
Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. 1–4 класс. - М., 2004.
Пилипенко Э.Ю. Формирование навыков написания словарных слов. - “Начальная школа”, № 6, 2010.
Программы специальных общеобразовательных (коррекционных) школ. - М., 2000.
Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами непроверяемыми написаниями. // Начальная школа, 2002, №2, с. 50.
Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. - М., 2004.
Журналы: "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Начальная школа", "Дефектология".