Использование загадок в работе над словарными словами на уроках русского языка


Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является необходимой задачей, стоящей перед каждым учителем. Чтобы осуществить эти цели, в работе с ребятами я стремлюсь обучать сложному материалу интересно, занимательно, продуктивно. Моя тема по самообразованию "Развитие устной и письменной речи уч-ся". Эту задачу я осуществляю не только на уроках русского языка, но и на всех других уроках. Большое значение придаю словарной работе. Слова рассматриваем в грамматическом и лексическом плане. Продумала занимательные элементы этой работы, а также грамматические задания, на основе которых повторяется тот или иной материал программы русского языка. Детям предлагаются загадки, отгадками являются словарные слова. Или детям даётся описание внешнего вида и назначения предмета, название которого является словарным словом. Или детям предлагаю ребусы, отгадками которых являются словарные слова. Это вызывает у ребят интерес и желания работать над словом.
Загадки. Тема "Огород".
1.Под листком меня найдёшь сладкую, ароматную и на вкус приятную. Не конфетка, не помадка и совсем не шоколадка, а я ягодка.
(Земляника, ягода, малина, смородина)
2. Вкусный, красный, мягкий и на вкус приятный
(Помидор)
3. Без окошка, без дверей, полна горница людей.
(Огурец)
4. Кругленькие ядрышки в домике сидят и усами шевелят.
(Горох)
Грамматические задания к словарной работе 
1 класс.
1. Разделить слова на слоги.
2. Поставить ударения.
3. Подчеркнуть гласные звуки, согласные.
4. Подчеркнуть глухие или твёрдые согласные.
5. Подчеркнуть твёрдые или мягкие согласные.
6. Разбить слово для переноса.
7. Записать слова в алфавитном порядке.
8. Написать слова с безударной, непроверяемой ударением (а,о,е)
9. Записать слова из словаря (двухсложные, трёхсложные).
2 класс.
1. Образовать множественное число и записать слова во множественном числе.
2. Распределить словарные слова по родам.
3. Подобрать родственные слова.
4. Образовать слово, обозначающее признак предмета. Разобрать его по составу.
5. Образовать новые слова с суффиксами (ов, ев, к, очк, ушк), разобрать по составу.
6. Записать слова, оканчивающиеся на парный согласный.
7. Звуко-буквенный разбор.
8. Фонетический разбор словарного слова.