Рабочая программа по русскому языку для 6 класса.Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, Н.В. Ладыженская.- М.: Просвещение,2013


Пояснительная записка
Данная примерная рабочая программа по русскому языку для 6 класса ориентирована на УМК под редакцией Ладыженской Т. А В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся.
Изучение русского языка в 6 классе является продолжением перехода на новые программы основного общего образования.
Основные принципы организации учебного материала раскрываются в авторских программах, но Новая программа под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, соответствующая требованиям Федерального компонента государственного стандарта, не издана.
Поэтому настоящее планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Оно ориентировано на УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (Русский язык, 6 класс, М.: Просвещение, 2006). На изучение русского языка в 6 классе отводится 210 часов (6 часов в неделю). Но нам предстоит работать по 4-часовой программе
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Содержание русского языка в разделе «Языковая и лингвистическая компетенция» несет в себе незначительные изменения, но формулировки некоторых тем (а значит, и целевые установки) изменены, укрупнены и т.д. Значительные изменения содержания в разделах «Культуроведческая компетенция» и «Коммуникативная компетенция». Необходимо отметить тесную взаимосвязь всех разделов курсов русского языка. Поэтому не следует традиционный термин «развитие речи» трактовать как разрозненные признаки текста, типов текста, стилей речи, основных видов переработки текста (изложение, сочинение и др.).
Такие значимые понятия, как «речевое общение», «основные жанры разговорной речи», «виды речевой деятельности» и др., должны включаться при изучении грамматических тем.
Основополагающие моменты изучения русского языка (неродного языка) понимаются как средство познания культуры русского народа, как средство культурного речевого общения.
С изменением концептуальных основ образовательных стандартов по русскому языку обучение предмету рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речемыслительного, духовного развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.

Учебно-методический комплекс
Учебник.
Русский язык под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.,
6 класс - М.: Просвещение, 2013год
2. Методические пособия.
А. Г. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе - М.: Просвещение, 2012 год
О. В. Беляева и др. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс - М.: "ВАКО",
2012 год
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов Кол-во контрольныхРазвитие речи
Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. Повторение изученного в 5 классе. Лексика и фразеология. Культура речи. Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол. Повторение и систематизация изученного в 6 классе. ИТОГО Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Русский язык - один из развитых языков мира (2 ч)
Повторение пройденного в 5 классе (10 ч + 2 ч)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи (15 ч + 3 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (23 ч+ 6 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи. (102 ч + 26 ч)
Имя существительное (19 ч + 6 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (24 ч + 6 ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (17 ч + 5 ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (18 ч + 3 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (24 ч + 9 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (16 ч + 2 ч)
Сочинение на выбранную тему.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 6 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2014
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и МефодийУроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Интернет-ресурсы 1. Сайт ФИПИ.
Количество контрольных диктантов – 5 часов
Контрольных и зачётных работ – 5 часов
Изложений – 11 часов
Сочинений – 8 часов

п/пТема урока Тип урока Кол-во
часов Требования к уровню подготовки учащихся Вид и форма контроля.
Домашнее задание дата
План. факт
Русский язык – один из развитых языков мира
1 Русский язык – один из развитых языков мира Вводный урок 1 Знать содержание и структуру учебного пособия, основные сред-ства художественной изобразительности; понятия развитый и развитой; определение языка какважнейшего средства человеческого общения.
Уметь находить в тексте основные средства художественной изобразительности; составлять план лекции учителя Беседа, работа с учебником Упр. 3 (письменно), упр. 2 (подготовиться писать под диктовку) 1.09 Повторение изученного в 5 классе
2 Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать основные орфограммы, изученные в 5 классе, понятие нормы русского языка; предмет изучения фонетики, орфоэпии.
Уметь применять алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова Диалог, тренировочные упражнения, выборочный диктант § 1 (контрольные вопросы); упр. 8 1.09 3 Морфемы
в слове. Морфемный разбор слова Урок повторения и обобщения знаний, умений
и навыков 1 Знать основные понятия темы.
Уметь производить морфемный разбор слова; определять основную мысль текста, давать раз-вёрнутые ответы на вопросы текста Практикум, вопросы учителя, тест § 2 (контрольные вопросы, с. 6);
упр. 13 2.09 4 Орфограммы
в приставках и корнях Урок повторения и обобщения знаний, умений
и навыков 1 Знать основные понятия темы.
Уметь производить морфемный разбор слова; классифицировать орфограммы и применять алгоритмы выбора верного написания Задания в печатной тетради, работа
с учебником, тренировочные упражнения 3.09 5 Части речи. Морфологический разбор слова Урок повторения
и обобщения знаний, умений
и навыков 1 Знать основные понятия темы.
Уметь производить морфологический разбор слова; определять принадлежность слов к различным частям речи по морфологическим признакам Контрольные вопросы (с. 9); работа с учебником, распределительный диктант § 3 (контрольные вопросы, с. 9);
упр. 20 (4.09 6 Орфограммы в окончаниях Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать условия выбора орфограммы.
Уметь выбирать орфограмму в зависимости от склонения и спряжения слова; определять тип
и стиль речи, находить изобразительно-выразительные средства, с помощью которых отмечены краски заката, солнечное освещение (упр. 24) Вопросы учителя, работа с текстом учебника, практикум § 4 (контрольные вопросы, с. 11); упр. 23 7.09 7 Р.р.Сочинение на тему «Памятный день летних каникул» (упр. 25) Урок развития речи 1 Уметь определять тип и стиль сочинения; знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказа).
Владеть навыками анализа композиционно-жанровых особенностей рассказа Беседа по вопросам учителя, творческая работа 8.09 8 Словосочетание Урок повторения
и обобщения знаний, умений
и навыков 1 Знать, как называются члены словосочетания.
Уметь отличать словосочетание от слова и предложения; самостоятельно составлять словосочетания по указанным схемам Практикум § 5 (упр. 27 (; упр. 16 8.09 9 Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения Урок повторения
и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать виды пунктуации в простых предложениях; термины пунктограмма, грамматическая основа.
Уметь характеризовать предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, пунктуационно верно оформлять на письме Задания в печатной тетради, тренинг, упражнения § 6 (контрольные вопросы, с. 13); упр. 33 9.09 10 Сложное предложение. Знаки препинания
в сложном предложении Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать общее и различие между простыми и сложными предложениями, способы связи простых предложений в составе сложного.
Уметь выделять грамматические основы; различать простое предложение с однородными членами, соединёнными союзом и, и сложное предложение, части которого соединены также союзом и; пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений Тренинг,
упражнения, графический диктант § 7 (контрольные вопросы, с. 15); упр. 36 10.09 11 Синтаксический и пунктуационный разбор предложения Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложений.
Уметь производить такой разбор Беседа, тренинг, упражнения § 8 упр. 39 11.09 12 Прямая речь. Диалог Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков 1 Знать о постановке знаков препинания при прямой речи и диалоге; о глаголах, вводящих прямую речь.
Уметь определять границы прямой речи и слов автора; строить предложения с прямой речью по указанным схемам; превращать предложения с прямой речью
в диалог и наоборот, ставить знаки препинания в предложениях
с прямой речью и диалогахРабота с учебником, тренировочные упражнения § 9; упр. 41 (выписать предложенияс прямой речью и построить их схемы) 14.09 13 Р.р. Текст Урок развития речи 1 Знать определение текста; смысловые типы текстов.
Уметь составлять текст из указанных предложений Работа с текстами, беседа § 10; упр. 15.09 14 Р.р.Стили речи. Официально-деловой стиль Урок развития речи 1 Знать понятие официально-деловой стиль; стилевые черты, сферу употребления.
Уметь определять особенности данного стиля; отличать официально-деловой стиль от других стилей речи; составлять и оформлять деловые бумаги Работа с текстами, беседа § 11; упр. 51 (составить заявление) 15.09 15 Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Входящий контроль Урок контроля 1 Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов.
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности Контрольный диктант с грамматическим заданием Повторить словарные слова. 16.09 16 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Урок работы над ошибками 1 Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.
Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их Работа над ошибками, словарный диктант Упр. 48 17.09 Лексика и фразеология
17 Повторение изученного по лексике в 6 классе Урок повторения и обобщения знаний, умений
и навыков 1 Знать основные лексические понятия; понятие о лексическом и грамматическом значении слова.
Уметь определять значение многозначного слова, отличать омонимы от многозначных слов; уметь составить словарную статью, сравнивать статьи в толковом словаре Работа с учебником, практикум § 12; упр. 57 18.09 18 Р.р.Лексикография. Словари Урок сообщения новых знаний 1 Знать, что изучает лексикография.
Уметь пользоваться словарями Работа со словарями, практикум Упр. 58
21.09 19
Р.р.Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя» Урок развития речи 1 Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания (сочинения-описания).
Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательный оборот, подбирать описательные обороты к ключевым словам в тексте Творческая работа 22.09 20 Общеупотребительные
слова Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать, что такое общеупотребительные слова.
Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова, объяснять их значение и уместность употребления Работа с текстами, беседа § 14; упр. 65 22.09 21 Профессионализмы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать определение профессионализмов, сферу их употребления.
Уметь находить профессионализмы в «Толковом словаре», составлять с ними распространённые предложения Работа с учебником, беседа, тренинг § 15; упр. 69 23.09 22 Диалектизмы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать понятия диалект, диалектная речь; особенности частого употребления диалектизмов в текстах художественной литературы для создания соответствующего колорита.
Уметь находить диалектные слова в «Толковом словаре», составлять с ними предложения Работа с учебником, беседа, тренинг, тест в печатной тетради § 16; упр. 75 24.09 23–
24 Р.р.Сжатое изложение по тексту М. Булатова и
В. Порудоминского (упр. 75) Урок развития речи 2 Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, сжато его излагатьТворческая работа Повторить словарные слова 25.09
28.09 25 Жаргонизмы
и эмоционально окрашенные слова Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о причинах возникновения и устаревания жаргонизмов, сфере их употребления; эмоционально окрашенных словах, их сфере употребления.
Уметь находить жаргонизмы
и эмоционально окрашенные слова в текстах, определять их
роль и значение Работа с текстами, тренинг § 17, 18; упр. 83 (устно), 81 (письменно) 29.09 26 Устаревшие слова Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать понятия историзмы, архаизмы; отличие историзмов от архаизмов.
Уметь пользоваться словарём устаревших слов, находить устаревшие слова в текстах художественной литературы, понимая их назначение и роль в текстах Работа с текстами, тренинг § 19; упр. 86 29.09 27 Неологизмы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать понятие неологизмы; пути пополнения словарного состава русского языка.
Уметь находить неологизмы
в текстах упражнений; объяснять лексическое значение слов Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём» § 20; упр. 89 (30.09 28 Исконно русские и заимствованные слова Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать источники заимствования слов.
Уметь находить заимствованные слова, определять, откуда они заимствованы, их лексическое значение Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём», «Словарём иностранных слов» § 21; упр. 95 (диктант), упр. 96 1.10 29 Фразеологизмы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать определение фразеологизмов, их значение; способность фразеологизмов быть синонимом слова.
Уметь находить фразеологизмы
в «Толковом словаре», «Словаре фразеологизмов»; Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём», «Фразеологическим словарём» § 22, 23; упр. 101, 102 2.10 30 Повторение
и обобщение изученного в разделе «Лексика» Урок повторения и обобщения 1 Знать основные лексические понятия; уметь пользоваться словарями Практикум, работа со словарями, диктант (упр. 105) Контрольные вопросы (с. 50); упр. 107 5.10 31 Тест по теме «Лексика» Урок контроля 1 Знать основные лексические понятия; владеть навыками самоконтроля и самостоятельной работы Тест Упр. 106
6.10 32 Контрольный диктант по теме «Лексика» Урок контроля 1 Владеть орфографическими
и пунктуационными навыками
на уровне образовательных стандартов.
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать
в письменной форме результаты своей деятельности Контрольный диктант с грамматическим заданием 6.10 33 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Урок работы над ошибками 1 Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.
Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками Работа над ошибками, словарный диктант § 1–12 (повторить) 7.10 Словообразование и орфография
34–
36 Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе Урок повторения и обобщения 3 Знать понятие морфема, способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; нулевое окончание; закрепленность лексического значения в корне.
Иметь представление о корневой омонимии, паронимах (без определния).
Уметь различать однокоренные слова и формы слова; производить морфемный разбор Работа с текстами, тренинг, беседа § 24; упр. 114 (записать слова по образцу), 119 (заполнить таблицу и озаглавить её) 8.10
9.10
12.10 37 Р.р.Описание интерьера Урок развития речи 1 Знать понятие интерьер; описание как смысловой тип текста; структуру описания помещения.
Уметь описывать (в сочинении – помещение) и различать описание в художественном и официально-деловом стилях; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текстРабота с текстами, тренинг, беседа § 25; упр. 122
13.10 38–
39 Основные способы образования слов в русском языке Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать понятие этимология слова; основные способы образования слов (морфемный и неморфологический); лексическое значение некоторых приставок и суффиксов;особенности полной и неполной парадигмы (на примере глагола победить).
Уметь определять способ образования слова (от чего и с помощью чего образовано слово); производить словообразовательный разбор § 26; упр. 126 13.10
14.10 40 Этимология слова Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать, какие сведения сообщаются в словарной статье этимологического словаря.
Уметь пользоваться этимологическим словарём; распознавать значение слов по их происхождению; пользуясь этимологическим словарём, подготовить устное выступление на предложенные темы (упр. 131) Работа с «Толковым словарём», «Этимологическим словарём», тренинг, беседа по вопросам учителя § 27; упр. 131 (подготовить выступление на одну из предложенных тем) 15.10 41 Р.р.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план Урок развития речи 1 Знать описание как смысловой тип текста; понятия простой и сложный план, отличие простого плана от сложного.
Уметь составлять сложный план, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать Беседа по вопросам, составление плана, выборочный пересказ текста § 28; упр. 136 (сочинение-описание «Моя комната»); упр. 166 16.10 42 Буквы о и а в корне -кос- –
-кас- Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать понятие о чередовании; условия выбора гласных о и а в корне -кос- – -кас-.
Уметь находить слова с чередующимися гласными, делать правильный выбор гласных, обозначать условия этого выбора; отличать слова с чередующимися гласными от слов с проверяемыми гласными Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником § 29; упр. 139 19.10 43 Буквы о и а в корне -гор- –
-гар- Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать понятие о чередовании; условия выбора гласных о и а в корне -гор- – -гар-.
Уметь находить слова с чередующимися гласными, делать правильный выбор гласных, обозначать условия этого выбора; отличать слова с чередующимися гласными от слов с проверяемыми гласными Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником § 30; упр. 150
20.10 44 Буквы ы и и после приставок Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать условия выбора гласных ы и и после приставок.
Уметь находить данную орфограмму; письменно объяснять условия выбора данных букв Объяснительный диктант, тренировочные упражнения § 31; упр. 153 20.10 45–
46 Гласные в приставках пре-
и при- Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать, что выбор приставок зависит от лексического значения приставки.
Уметь различать приставки пре-
и при-; выбирать написание приставки в соответствии с лексическим значением Тренировочные упражнения, выборочный диктант § 32; упр. 155; 156 21.10
22.10 47 Трудные случаи написания приставок пре- и при- Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать, что выбор приставок зависит от лексического значения приставки.
Уметь различать приставки пре-
и при-; выбирать написание приставки в соответствии с лексическим значением; в трудных случаях обращаться к словарям Тренировочные упражнения, выборочный диктант § 32; упр. 165 (диктант) 23.10 48 Соединительные о и е в сложных словах Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать понятие соединительные гласные; условия выбора соединительных гласных в сложных словах.
Уметь применять полученные знания на письме Выборочный диктант, объяснительный диктант, тренировочные упражнения § 33 (с. 73–74);
упр. 168, 169 26.10 49 Сложносокращённые слова Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать понятие сложносокращённые слова; способы их образования. Тренинг, упражнения § 34 (с. 75–76);
упр. 175, 176 27.10 50 Морфемный
и словообразовательный разбор слова Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать планы разборов.
Уметь производить словообразовательный и морфемный разбор слова; графически обозначать части слова; называть способы образования слов; строить словообразовательные цепочки Упражнения, графический диктант, практикум § 35 (с. 75–76);
упр. 182 27.10 51–
52 Повторение
и обобщение изученного
в разделе «Словообразование и орфография» Урок повторения и обобщения 2 Знать основные понятия раздела.
Уметь пользоваться словарями, выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов, находить изученные орфограммы; письменно объяснять условия выбора данных букв Практикум, работа со словарями, диктант (упр. 163), словарный диктант, контрольные вопросы (с. 80) § 24–35 (повторить); упр. 191 28.10
29.10 53 Контроль-
ный диктант
Урок контроля 1 Владеть орфографическими
и пунктуационными навыками
на уровне образовательных стандартов.
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать
в письменной форме результаты своей деятельности Контрольный диктант с 30.10 Морфология и орфография
57–
58 Имя существительное.
Повторение изученного в 5 классе Урок повторения и обобщения 2 Знать морфологические признаки существительного; его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения существительных.
Уметь дифференцировать понятие «живое – мёртвое» и грамматическую категорию одушев-лённости – неодушевлённости; ставить большую букву и кавычки в написании имён собственных; писать почтовый адрес Письмо другу, работа с учебником, беседа по вопросам, задания в печатной тетради § 36; упр. 197 9.11
10.11 59 Повторение. Склонение имён существительных. Падежные окончания существительных на -ия, -ие, -ийУрок повторения и обобщения 1 Знать правильное определение падежа; склонение существительных на -ия, -ие, -ий, морфемный состав данных существительных.
Уметь ставить падежный вопрос к существительному; правильно употреблять предлоги с падежами Упражнения, тренинг Упр. 201; упр. 204 (диктант) 10.11 60–
61 Разносклоня-емые существительные. Буква е в суффиксе существительных на -мя Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать об особенностях изменения разносклоняемых существительных; орфограммах «Буква и на конце слов на -мя»; «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя».
Уметь объяснять условие выбора гласных в окончаниях существительных на -мя; правильно образовывать формы косвенных падежей данных существительных; находить и правильно писать разносклоняемые существительные Диктант
(упр. 209),
объяснительный диктант, тренировочные упраж-
нения § 37–38; упр. 214
11.11
12.11 62–
64 Несклоняемые имена существительные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 3 Знать о несклоняемых существительных.
Уметь правильно употреблять в речи несклоняемые существительные; определять род несклоняемых существительных; соблюдать
орфоэпические нормы сложносок- Практикум, упражнения § 39; упр. 222;
§ 40; упр. 227;
упр. 228 13.11
16.11
17.11 65 Имена существительные общего рода Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать понятие существительное общего рода.
Уметь правильно согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода; составлять предложения с данными словами, употребляя их для обозначения лиц как мужского, так и женского пола Практикум, упражнения § 41; упр. 233 (диктант) 17.11 66 Морфологический разбор имени существительного Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать и уметь производить морфологический разбор имени существительного Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 42; упр. 234, 235 18.11 67 Р.р.Подготовка
к сочинению по личным наблюдениям Урок развития речи 1 Знать о временном единстве в повествовании.
Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли на заданную тему, правильно писать словав соответствииТворческая работа 19.11 68–
69 Не с существительными Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать условия выбора слитного
и раздельного написания не с существительными.
Уметь различать не – приставку, не – часть корня, не – частицу; обосновывать слитное и раздельное написание не с существительными; графически обозначать условия выбора; объяснять значение слов с помощью синонимов с приставкой не Объяснительный диктант, выборочный диктант, тест, тренировочные упраж-
нения § 43; упр. 239
20.11
23.11 70–
71 Буквы ч и щ в суффиксе -чик и -щикУрок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать условия выбора букв ч и щ в суффиксах -чик и -щик.
Уметь сопоставлять произношение и написание существительных с суффиксами -чик, -щик; работать с «Толковым словарём» Объяснительный диктант, выборочный диктант, тест, тренировочные упраж-
нения § 44; упр. 248
24.11
24.11 72 Гласные в суффиксах -еки -ик имен существительных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать условия выбора суффиксов -ек и -ик.
Уметь грамотно употреблять
и правильно писать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами Работа
с учебником, тренировочные упраж-
нения § 45; упр. 252
25.11 73 Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать условия выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; значение суффиксов (пренебрежительное, названия животных).
Уметь определять значение суффиксов; обозначать условия выбора о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; подбирать антонимы к словам; письменно обозначать способ образования слов (по образцу) Выборочный диктант, тренинг § 46; упр. 256 26.11
74–
75 Повторение по теме «Имя существительное» Урок повторения и обобщения знаний по теме 2 Знать основные орфограммы, изученные в разделе «Имя существительное».
Уметь использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Владеть навыками самостоятельной работы Упражнения, тест, контрольные вопросы (с. 108) Контрольные вопросы (с. 108); упр. 263 (заполнить таблицу).
Упр. 268 27.11
30.11 76 Тест по теме «Имя существительное» Урок контроля 1 Знать правила написания основных орфограмм.
Уметь использовать полученные знания по теме.
Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля Тестирование Подготовиться к контрольному диктанту по теме: повторить § 36–46; упр. 266, 267 1.12 77 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» Урок контроля 1 Владеть орфографическими
и пунктуационными навыками
на уровне образовательных стандартов.
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать
в письменной форме результаты своей деятельности Контрольный диктант с грамматическим заданием Упр. 259
1.12 78 Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное». Работа над ошибками Урок работы над ошибками 1 Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.
Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками Работа над ошибками, словарный диктант Упр. 267 (определить основную мысль текста; выписать слова с пропущенными бук-вами) 2.12 Имя прилагательное
79–
80 Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» Урок повторения и обобщения знаний по теме 2 Знать основные морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль в предложении.
Уметь находить прилагательные
в тексте, устанавливать их связь
с существительным, определять род, число, падеж; различать твёрдый и мягкий типы основы, ставить вопрос от существительного к прилагательному, чтобы правильно написать безударное падежное окончание прилагательного Выборочный диктант, объяснительный диктант, упражнения § 47; упр. 277 3.12
4.12 81 Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» Урок повторения и обобщения знаний по теме 1 Знать написание падежных окончаний прилагательных; морфемный состав прилагательных; правило выбора буквы после шипящей в окончаниях прилагательных; переход из одной части речи в другую (рабочий, столовая).
Уметь производить морфологический разбор, применяя полученные знания Упражнения, тренинг Упр. 275 (заполнить таблицу) 7.12 82 Р.р.Описание природы Урок развития речи 1 Знать структуру описания как типа речи; понятие пейзажная зарисовка.
Уметь составлять текст-описание пейзажа, использовать художественно-изобразительные средства; само- Упражнения, работа с текстами, учебником Упр. 280 (пейзажная зарисовка «Вид из моего окна утром») 8.12 83–
84 Степени сравнения прилагательных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать общий признак образования степеней сравнения, общее правило: одно слово – простая степень, два слова – составная степень.
Уметь находить прилагательные
в сравнительной и превосходной степени, определять их роль
в предложении Работа с текстом, упражнения § 49; упр. 285 (упр. 287 8.12
9.12 85 Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать существенные и второстепенные признаки качественных прилагательных, их значение; что от качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём их повтора (бледный-бледный), прилагательные с приставкой не- (неаккуратный).
Уметь находить качественные прилагательные в тексте, подчёркивать их как члены предложения; продолжать текст по заданному началу с использованием качественных прилагательных Упражнения, работа с текстами, учебником, составление сказки по данному началу § 50; упр. 292
(мини-сочинение, составление плана) 10.12 86 Относительные прилагательные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать существенные и второстепенные признаки относительных прилагательных, их значение; прилагательные, ставшие собственными наименованиями; правило написания большой буквы в наименованиях.
Уметь определять разряд прилагательного по набору признаков; использовать полученные знания на письме Выборочный диктант, упражнения, работа с текстами, учебником § 51; упр. 294 (записать данные прилагательные группами) 11.12 87 Притяжательные прилагательные с суффиксом -ийУрок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать существенные и второстепенные признаки притяжательных прилагательных, их значение, способ образования; правило написания ь перед окончанием прилагательных на -ий.
Уметь заменять словосочетание «сущ. + сущ.» на словосочетание «сущ. + притяжательное прилаг.» Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант § 52; упр. 300 (14.12 88 Притяжательные прилагательные с суффиксами
-ин (-ын),
-ов (-ев) Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать особенности притяжательных прилагательных с суффиксами -ин (-ын), -ов (-ев); этимологию русских фамилий; диалектные слова, ставшие основой фамилий; морфемный состав данных прилагательных Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант § 52; упр. 299 15.12 89 Морфологический разбор прилагательного Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного
и уметь его производить Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 53; упр. 304
15.12 90–
91 Не с прилагательными Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать условия выбора написания не с прилагательными.
Уметь правильно применять правило для написания не с именами прилагательными Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, задания в печатной тетради § 54; упр. 308 упр. 312 (диктант) 16.12
17.12 92 Буквы о и е после шипящих
и ц в суффиксах прилагательных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать условия выбора гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, задания в печатной тетради § 55; упр. 315
(составить предложения со словами в рамках, с. 132) 18.12 93 Р.р.Сочинение-описание (упр. 315) Урок развития речи 1 Знать структуру описания как типа речи; понятие пейзажная зарисовка в художественном стиле речи.
Уметь составлять текст – описание пейзажа по картине, использовать художественно-изобразительные средства; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст Творческая работа по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» 21.12 94–
95 Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Образование прилагательных
с помощью суффиксов -н-, -онн-, -енн- Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать правило написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных.
Уметь производить морфемный (словообразовательный) анализ слова, понимая оттенки значения слов типа масленый и масляный; ветреный и ветряной Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, задания в печатной тетради § 56; упр. 319
упр. 323 22.12
22.12 96–
97 Образование прилагательных с помощью суффиксов -ин-, -ан-,
-ян- Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать смысловое значение суффиксов -ин-, -ан-, -ян-; слова с «ложными суффиксами»: юный, свиной, единый, зелёный, пряный; -н- и -нн- в краткой форме прилагательных Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, задания в печатной тетради § 56; упр. 325;
упр. 326 23.12
24.12 98–
99 Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать об образовании с помощью суффикса -к- качественных прилагательных, с помощью -ск- – относительных прилагательных; об устаревших словах на -цкий (молодецкий, аглицкий, бурсацкий, яицкий).
Уметь различать на письме суффиксы -к- и -ск- Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант, выборочный диктант § 57; упр. 328;
упр. 329 (диктант) 25.12
28.12 100–
102 Дефисное и слитное написание прилагательных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 3 Знать способы образования сложных прилагательных; условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов; дефисное и слитное написание в географических названиях типа Западно-Сибирская низменность, но западносибирский уголь.
Уметь правильно писать сложные прилагательные Упражнения, объяснительный диктант, тест § 58; упр. 332 упр. 336 11.1
12.1
12.1 103–
104 Повторение
по теме «Имя прилагательное» Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать основной блок орфограмм прилагательного, морфологический и морфемный разбор прилагательного; аналогичные орфограммы темы «Существительное» Тренинг, упражнения, выборочный диктант, беседа Контрольные вопросы упр. 338 упр. 339 13.1
14.1 105–
106 Р.р.Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» Урок развития речи 2 Знать структуру описания предмета (произведения народного творчества).
Уметь раскрывать тему и основную мысль; самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст Творческая работа 15.1
18.1 107 Тестирование Урок контроля 1 Знать правила написания основных орфограмм.
Уметь использовать полученные знания по теме.
Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля Тестирование Подготовиться
к контрольному диктанту по теме; повторить § 47–58; упр. 340 19.1 108 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» Урок контроля 1 Владеть орфографическими
и пунктуационными навыками
на уровне образовательных стандартов.
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать
в письменной форме результаты своей деятельности Контрольный диктант
с грамматическим заданием Упр. 344 19.1 109 Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками Урок работы над ошибками 1 Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.
Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их Работа над ошибками, словарный диктант, рецензирование публичных выступлений Упр. 341 (свободный диктант) 20.1 Имя числительное
110–
111 Имя числительное как часть речи Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать основные морфологические признаки числительного, его общее значение, синтаксическую роль в предложении.
Уметь находить числительные в тексте; правильно читать числительные, употреблять их в речи; составлять деловые бумаги, используя числительные Беседа, работа с текстом, упражнения § 59; упр. 345;
упр. 347 21.1
22.1 112 Простые, сложные и составные числительные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать признаки различия простых и составных числительных.
Уметь различать простые и составные числительные; подчёркивать простые числительные как члены предложения; определять падежи числительных; составлять словосочетания «составное числительное + существительное», обозначать в них главное слово Работа с учебником, упражнения § 60; упр. 351 25.1 113 Мягкий знак на конце и в середине числительных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать строение сложных числительных, правило написания ь на конце и в середине числительного; соединительные гласные, сложение как морфологический способ словообразования.
Уметь различать составные
и сложные числительные, правильно писать их Распределительный диктант, работа
с учебником, упражнения § 61; упр. 355 26.1 114 Разряды количественных числительных Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать разряды количественных числительных.
Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении Работа с учебником, упражнения § 62; упр. 357; повторить словарные слова 26.1 115–
116 Числительные, обозначающие целые числа Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа; орфограмму «Гласная и в окончаниях числительных».
Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять падежные формы количественных числительных, заменять цифры словами Работа с учебником, упражнения § 63; упр. 362;
упр. 365 27.1
28.1 117–
118 Р.р.Выборочное изложение (упр. 366) Урок развития речи 2 Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию, объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему, адекватно передавать содержание текста с заданной степенью свёрнутости Творческая работа 29.1
1.02 119 Дробные числительные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать функции, состав, особенности склонения дробных числительных; определение: не всякое слово, обозначающее часть от целого, является числительным (слова с пол-, полу-).Уметь правильно определять дробные числительные Работа с учебником, упражнения, выборочный диктант § 64; упр. 369 (диктант) 2.01 120–
121 Собирательные числительные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать определение собирательных числительных, их образование, особенности сочетания с существительными; особенности изменения числительных оба, обе; имена существительные, имеющие форму только множественного числа, вариативность употребления количественных и собирательных числительных.
Уметь правильно употреблять собирательные числительные в речи Упражнения, тренинг § 65; упр. 372;
упр. 375 (диктант) 2.02
3.02 122–
123 Порядковые числительные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать об изменениях порядковых числительных, согласовании их
с существительными, назначениив речи; сложных прилагательных,
в состав которых (первая основа) входит числительное.
Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи Вопросы, взаимопроверка, упражнения, тренинг § 66; упр. 378;
упр. 382 4.02
5.02 124 Морфологический разбор числительного Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать и уметь производить морфологический разбор числительного Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 67; упр. 384 (составить 8.02 125–
126 Повторение по теме «Имя числительное» Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать основные морфологические категории числительных.
Уметь правильно употреблять числительные разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении числительных Контрольные вопросы
опорные записи, проблемные задания, упражнения Контрольные вопросы (с. 162–163); упр. 385
9.02
9.02 127 Тест Урок контроля 1 Знать правила написания основных орфограмм.
Уметь использовать полученные знания по теме.
Владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля Тестирование Подготовиться к контрольному диктанту по теме: повторить § 59–67; упр. 388 10.02 128 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное» Урок контроля 1 Владеть орфографическими
и пунктуационными навыками
на уровне образовательных стандартов.
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать
в письменной форме результаты своей деятельности Контроль-
ный диктант
с грамматическим заданием Упр. 389 (подготовить выступление перед классом на тему «Берегите природу!»; 11.02 129 Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». Урок работы над ошибками 1 Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.
Уметь анализировать контрольную работу, Работа над ошибками, словарный диктант, Подготовиться
к словарному диктанту 12.02 130-
131 Р.р.Анализ домашних сочинений на тему «Берегите природу!» (упр. 389) Урок развития речи 2 Знать признаки текста, его стилистические особенности.
Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора (быть консультантом-редактором) Рецензирование работ учащихся 15.02
16.02 132–
134 Местоимение как часть речи Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 3 Знать о соотнесённости местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи, о связи в сложноподчинённых предложениях.
Уметь находить местоимения в тексте и определять их роль, правильно употреблять в речи Практикум, упражнения, задания в печатной тетради, беседа § 68 (теоретический материал, с. 164–165); упр. 391 16.02
17.02
18.02 135–
136 Личные местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль, особенности их склонения.
Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, без ошибок писать местоимения
с предлогами; устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений (местоимение употреблено без предшествующего существительного) Беседа, практикум, упраж-
нения, задания в печатной тетради § 69; упр. 397; упр. 400 (диктант) 19.02
22.02 137 Возвратное местоимение себя Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о лексическом значении
и особенностях склонения местоимения себя.
Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме; употреблять местоимение себя в составе фразеологических оборотов; составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме; устранять недочёты в употреблении местоимений Беседа, практикум, упраж-нения, задания в печатной тетради § 70; упр. 404 24.02 138 Р.р.Рассказ по сюжетным картинкам
Урок развития речи 1 Знать структуру рассказа по картинкам.
Уметь вести рассказ от 1-го лица, учитывая композицию истории Практикум, творческая работа Завершение работы 25.02 139 Вопросительные местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать вопросительные местоимения, их назначение в речи.
Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учётом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями Беседа, практикум, упраж-
нения, задания в печатной тетради § 71; упр. 407 26.02 140 Относительные местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать относительные местоимения, их употребление в речи; союзные слова; сложноподчинённые предложения; превращение простых предложений в сложные; синтаксическую роль местоимения который.
Уметь различать относительные
и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях Беседа, практикум, упраж-
нения, проблемные задания § 72; упр. 411
29.02 141–
142 Неопределённые местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать отличительные признаки неопределённых местоимений, образование, написание; стилистические особенности употребления неопределённых местоимений в тексте. Уметь находить неопределённые местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с не
Диалог,
упражнения,
задания
в печатной
тетради § 73; упр. 416 Упр. 418 (выписать из рамок 1.03
1.03 143–
144 Отрицательные местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения.
Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами Наблюдения, анализ упражнения, практикум § 74; упр. 425;
упр. 430 (диктант) 2.03
3.03 145–
146 Притяжательные местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать притяжательные местоимения, их склонение.
Уметь различать личные и притяжательные местоимения, «видеть» личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных; исправлять речевые ошибки, характерные для некоторых говоров Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания § 75;
упр. 433 упр. 435 4.03
7.03 147–
148 Р.р.Рассуждение (упр. 436) Урок развития речи 2 Знать типовую структуру сочинения-рассуждения, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи.
Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст Творческая работа 9.03
10.03 149–
150 Указательные местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении
в речи; о написании союза зато
и местоимения с предлогом за то.
Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания § 77; упр. 441 упр. 443 (диктант) 11.03
14.03 151 Определительные местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать об определительных местоимениях, их употреблении в речи, морфологических признаках, синтаксической роли; различии определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного.
Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи Беседа, практикум, упражнения § 78; упр. 446 (15.03 152 Р.р.Рецензирование сочинений Урок развития речи 1 Знать признаки текста-рассказа, его стилистические особенности.
Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора (быть консультантом-редактором) Рецензирование работ учащихся 15.03 153 Морфологический разбор местоимения Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 79; упр. 449 16.03 154–
155 Р.р.Сочинение-рассуждение по картине
Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 450) Урок развития речи 2 Знать типовую структуру сочинения-рассуждения по картине, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи.
Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители»; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст Творческая работа 17.03
18.03 156–
157 Повторение по теме «Местоимение» Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать разряды местоимений, их соотнесённость с другими частями речи; основные морфологические признаки.
Уметь правильно употреблять местоимения разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении местоимений Контрольные вопросы
(с. 190–191), опорные записи, проблемные задания, упражнения Повторить § 68–79; контрольные вопросы (с. 190–191); упр. 452, 453 упр. 456 28.03
29.03 158 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» Урок контроля 1 Владеть орфографическими
и пунктуационными навыками
на уровне образовательных стандартов.
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать
в письменной форме результаты своей деятельности Контрольный диктант с грам-
матическим заданием Упр. 454 (29.03 159 Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение». Работа над ошибками Урок работы над ошибками 1 Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.
Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их Работа над ошибками Подготовиться к словарному диктанту 30.03 Глагол
160–
161 Повторение изученногоо глаголе
в 5 классе Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать ранее известные признаки глаголов: спряжение, время, число, вид, род; особенности функционирования глаголов в речи; морфемный состав.
Уметь применять полученные знания на практике Диалог, работа с текстом, анализ, упражнения, словарный диктант § 80; упр. 458; 460 31.03
1.04 162 Инфинитив. Спряжение глаголов Урок повторения и обобщения полученных знаний 1 Знать понятие инфинитив; суффиксы инфинитива.
Уметь находить инфинитив по личной форме глагола, грамотно писать глаголы с мягким знаком на конце после шипящих; составлять памятки (инструкции), типичным языковым средством которых является инфинитив; по инфинитиву определять спряжение глагола, грамотно писать безударные личные окончания глаголов Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 80 (с. 193, таблица); упр. 458 5.04 163 Правописание корней с чередованием Урок повторения и обобщения полученных знаний 1 Знать понятие форма слова; способы образования форм слов различных частей речи, чередования гласных звуков в корне как один из показателей изменения вида.
Уметь грамотно писать корни
с чередованием; отличать слова
с ложным чередованием Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 80 (с. 194);
упр. 463 5.04 164 Р.р.Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением готового текста (упр. 465) Урок развития речи 1 Знать структуру рассказа по картинкам.
Уметь вести и создавать рассказ от 1-го лица, учитывая композицию истории (вступление, кульминация и заключение); выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи; составлять план, определять его идею и тему; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст Практикум, творческая работа Завершить работу над сочинением 6.04 165–
166 Разноспряга-емые глаголы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать о разноспрягаемых глаголах; об особенности спряжения глагола чтить.
Уметь правильно писать в разноспрягаемых глаголах окончания, употреблять их, соблюдая нормы Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 81 (с. 197);
упр. 473
упр. 474 7.04
8.04 167–
168 Глаголы переходные и непереходные Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать понятие переходные и непереходные глаголы; отличительные признаки переходности глагола.
Уметь определять переходность глагола, возвратность; находить ошибки в употреблении глаголов
и исправлять их; составлять словосочетание «глагол + существительное в косвенном падеже» Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 82 (с. 198–199); упр. 475 упр. 481 (диктант) 11.04
12.04 169 Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать о наклонении глаголов; изменении глаголов изъявительного наклонения.
Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения; времена, соответствующие речевой ситуации Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания § 83 (с. 201);
упр. 483 (письменно); упр. 484 (устно) 12.04 170–
171 Р.р.Изложение, близкое к тексту «Витькина гайка» (упр. 484) Урок развития речи 2 Знать особенности изложения, близкого к тексту.
Уметь определять тему, основную мысль текста, составлять план изложения; анализировать авторские языковые средства; грамотно использовать диалог в изложении, заменяя его, где возможно, косвенной речью Творческая работа 13.04
14.04 172–
173 Условное наклонение Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать, как образуются и изменяются формы условного наклонения, что обозначают; суффиксы инфинитива глагола; образование прошедшего времени; род глагола прошедшего времени.
Уметь находить глаголы условного наклонения; различать формы условного и изъявительного наклонения Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания § 84 (с. 203–204); упр. 486, 490
упр. 488 15.04
18.04 174–
175 Повелительное наклонение глагола Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать понятие повелительное наклонение; значение, образование и изменение, употребление форм глаголов в повелительном наклонении; предложения побудительные.
Уметь писать глаголы в повелительном наклонении; грамотно
использовать орфограмму «Ь
в глаголах повелительного наклонения» Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями § 85 (с. 206–207); упр. 493, 496 19.04
19.04 176 Различие глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать, чем различаются глаголы изъявительного и повелительного наклонений.
Уметь различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений; глаголы повелительного наклонения в текстах официально-делового стиля; правильно писать глаголы во 2-м лице множественного числа в изъявительном и повелительном наклонении Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями § 85 (с. 209);
упр. 498 20.04 177–
178 Употребление наклонений Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать о роли наклонений в речи.
Уметь определять наклонения глаголов, их вид; заменять глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения, глаголы в условном наклонении – глаголами в изъявительном наклонении в будущем времени Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями § 86 (с. 211);
упр. 506; 509; 510 (диктант) 21.04
22.04 179–
180 Безличные глаголы Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать о безличных глаголах (на материале безличных предложений), их лексическом значении, форме употребления; об односоставных предложениях с одним главным членом – сказуемым, выраженным глаголом.
Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания § 87 (с. 211);
упр. 513; 517 (диктант) 25.04
26.04 181 Морфологический разбор глагола Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 1 Знать и уметь производить морфологический разбор глагола Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 88 (с. 211);
упр. 518 26.04 182–
183 Р.р.Рассказ на основе услышанного (упр. 520) Урок развития речи 2 Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки.
Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею; создавать собственный текст заданного типа Творческая работа 27.04
28.04 184–
185 Правописание гласных в суффиксах глаголов Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков 2 Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах -ова-
(-ева-) и -ива-(-ыва-) глаголов; приставочно-суффиксальный способ образования.
Уметь различать суффиксы -ева- и -е- + -ва-.
Владеть способом действий при выборе гласных в суффиксах глаголов. Практикум, упражнения, задания в печатной тетради § 90 (с. 218);
упр. 526 29.04
2.05 186–
187 Повторение по теме «Глагол» Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать основной блок орфограмм глаголов, их соотнесённость с другими частями речи; основные морфологические признаки.
Уметь правильно применять полученные знания, производить морфемный и морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении глаголов (одеть и надеть); соблюдать орфоэпические нормы (позвонишь) Контрольные вопросы и задания, упражнения, задания в печатной тетради Подготовить ответы на контрольные вопросы; упр. 533 (заполнить таблицу) 3.05
3.05 188 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» Урок контроля 1 Владеть орфографическими
и пунктуационными навыками
на уровне образовательных стандартов.
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать
в письменной форме результаты своей деятельности Контрольный диктант с грамматическим заданием Упр. 535 (диктант) 4.05 189 Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол». Работа над ошибками Урок работы над ошибками 1 Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.
Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их Работа над ошибками 5.05 Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
190 Разделы науки о языке Урок повторения и обобщения полученных знаний 1 Знать, в каких разделах науки о языке изучалось слово со стороны звучания, лексического значения, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли.
Уметь составлять сложный план на тему «Разделы науки о языке», грамотно рассказывать по этому плану Диалог, составление таблицы Устное сообщение по подготовленному плану 6.05 191–
192 Орфография. Орфографический разбор Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать основные типы орфограмм, порядок действия орфографических задач.
Уметь обосновывать свой выбор Распределительный диктант, выборочный диктант, контроль-
ные вопросы
и задания, упражнения, задания в печатной тетради Упр. 545 10.05
10.05 193–
194 Пунктуация. Пунктуационный разбор Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении
с союзом и. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный и синтаксический разбор простых предложений, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления; использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса Тренинг Упр. 548 (списать, деля текст на три абзаца и расставляя пропущенные знаки препинания) 11.05
12.05 195–
196 Лексика и фразеология Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать о лексическом и грамматическом значении слова; толковых словарях, стилистической роли антонимов, синонимов, омонимов, об общеупотребительных, устаревших, диалектных словах.
Уметь составлять словарную статью; определять значение слов;фразеологизмов (идиом); опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки; самостоятельно работать со словарями Тренинг Упр. 551 13.05
16.05 197–
198 Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне, способах словоизменения, неизменяемости служебных частей речи и наречий.
Уметь различать нулевое окончание, однокоренные слова и формы слова, производить морфемный и словообразовательный разбор Тренинг Упр. 553 17.05
17.05 199–
200 Морфология. Морфологический разбор слова Урок повторения и обобщения полученных знаний 2 Знать предмет изучения морфологии, морфологические признаки известных частей речи.
Уметь производить морфологический разбор самостоятельных частей речи, различать все известные части речи Тренинг Упр. 555 18.05
19.05 201–
202 Р.р.Сочинение на самостоятельно выбранную тему (упр. 549) Урок развития речи 2 Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки.
Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею; создавать собственный текст заданного типа Творческая работа 20.05
23.05 203 Итоговая
контрольная
работа Урок контроля 1 Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать
в письменной форме результаты своей деятельности.
Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов Контроль-
ный диктант
с грамматическим заданием 24.03 204 Анализ контрольной работы. Итоговый урок Урок анализа контрольной работы. Подведение итогов года 1 Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты Тренинг 24.05 205-210 Повторение и обобщение изученного в 6 класеУрок анализа контрольной работы. Подведение итогов года 6 Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты Тренинг 25.05
26.05
27.05
30.05
31.05
31.05