Раздел Кулинария 5 класс
План-конспект урока технологии
Предмет: Технология
Класс: 5
Направление Технологии ведения дома
Раздел: Кулинария
Тема урока: Приготовление бутербродов
Тип урока: Комбинированный
Цели урока: образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба и воды в питании человека; с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить холодную закуску.
развивающая- развиваем умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике.
воспитательная – воспитываем бережное отношение к продуктам, трудолюбие, коллективистские отношения, технологическую дисциплину, этикет.
Оснащение МТО -оборудование (электрические плиты; холодильник.)
-инструмент (ножи)
-приспособления ( шпажки, салфетки, разделочные доски)
-продукты ( хлеб, сыр, сливочное масло, колбаса, помидоры, огурцы, майонез.)
Планируемые образовательные результаты Предметные
- учащиеся ознакомятся с классификацией бутербродов, навыкам приготовления бутербродов и горячих(П1)
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.(П2)
Метапредметные (УУД):
регулятивные
- способность прогнозировать деятельность на уроке (МР1)
- выполнение пробного учебного действия(МР2)
- планирование, прогнозирование, учёт разных мнений. (МР3)
- контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.(МР4)
коммуникативные
- планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем (МК1)
-учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(МК2)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.(МК3)
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учёт разных мнений.(МК4)
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения.(МК5)
- планирование учебного сотрудничества. (МК6)
познавательные
-извлечение необходимой информации из текстов(МП1)
- анализ, синтез, обобщение.(МП2)
-формулировка проблемы. (МП3)
-структурирование знаний.(МП4)
- выбор наиболее эффективных способов решения задач(МП5)
-классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство.(МП6)
- выполнение действий по алгоритму, доказательство.(МП7)
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. (МП8)
Личностные
- самоопределение, самоорганизация (МЛ1)
-самостоятельное выделение и формирование познавательной цели,(МЛ2)
- смыслообразование, анализ, синтез, обобщение.(МЛ3)
- осознание ответственности за общее дело. (МЛ4)
- нравственно-эстетическое оценивание усеваемого содержания.(МЛ5)
- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. (МЛ6)
Методы обучения Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения
Формы работы учащихся Индивидуальная, групповая
Образовательные ресурсы УМК по технологии учебник 5 класс Ю.В. Крупская, Н, И, Кизеева, Л. В. Сазонова, В.Д. Симоненко; рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация «Бутерброды»; набор столовой посуды и приборов для приготовления бутербродов, инструкционные карты, тест.Структура урока: 1Организационный момент (2-3 мин.)
2 Сообщение темы и цели урока (2-3 мин.)
3Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (2-3 мин.)
4Построение проекта выхода из затруднения (15 мин.)
5Реализация построенного проекта. (15-20 мин.)
6Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-10 мин.)
7Вводный инструктаж по технике безопасности. (3-5 мин.)
8Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (35-37 мин.)
9Включение в систему знаний и повторение. (4-6 мин.)
10Рефлексия учебной деятельности. (5-7 мин.)
11 Домашнее задание. (2-3 мин.)
Итого: 90 минут.
Ход урока
№ этапа урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент
(2-3 мин.) приветствие;
проверка явки учащихся;
проверка готовности к уроку и рабочей одежды;
настрой учащихся на работу;
раздать технологические карты, карточки для дежурных;
доведение до учащихся плана урока. МЛ1МК1МР1
2 Сообщение темы и цели урока
(2-3 мин.) Учитель задает наводящий вопрос
- Ребята, а какие самые распространённые блюда подают на завтрак у вас дома или в другом месте?
- Верно, а как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
Приготовление бутербродов
Далее учитель предлагает обучающимсяЗадание:
Сформулировать цель урока, опираясь на записанный на доске план работы.
План:
Виды бутербродов.
Форма нарезки продуктов. Предполагаемые ответы:
Каша, бутерброд, сыр, колбаса, отварное яйцо, яичница
какао, чай, кофе, сок.
Обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему и цель урока.
Тема: «Приготовление бутербродов».
П13 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(2-3 мин.) Объяснение нового материала, дать историческую справку о происхождении слова «бутерброд»
Слайд1. «Бутерброды»
- Что такое бутерброд? Откуда пришло в нашу речь слово бутерброд? Где и когда чаще всего подают бутерброды? Из каких ингредиентов может состоять бутерброд?
-Верно, а какие бывают бутерброды?
Слайд 2. «Виды бутербродов».
Слайд 3. «Классификация бутербродов»
Слайд 4. «Инструменты и приспособления для приготовления бутербродов».
-Что повторили?
-Что лежит в основе бутербродов?
-Какие продукты используют, все ли продукты сочетаются по вкусовым качествам?
Слайд 5 Современное оборудование для кухни.
Слайд 6Физкультминутка
Учитель показывает слайды 7и 8 разнообразных бутербродов ,объясняет, как правильно нарезать хлеб для различных видов бутербродов .
Слайд9Последовательность работы
-Почему, мы должны аккуратно пользоваться ножом, что необходимо знать?
Слайд 10 Техника безопасности.
Задание: разбиться по парам и обсудить технологию приготовления бутербродов.
Через 10 минут:
- У кого нет результата?
- Кто смог выполнить задание?
_ Какими правилами вы пользовались?
- Что делать?
- Но ведь мы знаем, как произвести нарезку, какие продукты используются.
-Для чего вы получили данные знания?
В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает?
Обратимся к учебнику (развиваем читательские компетенции).
Высказывают предположения на поставленные вопросы
Простые, сложные, горячие, холодные, закусочные, открытые, закрытые.
Ножи, разделочные доски,
Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.
Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…
Обратимся к тексту учебника.
ЗАТРУДНЕНИЕ!
ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!
Высказывают предположения на поставленные вопросы МП1МР2МК2МП2, МП3, МП4
МК3
4 Построение проекта выхода из затруднения.
(15 мин.) Какую цель поставите перед собой на уроке?
Вспомним правила работы в группе.
Через 10 минут ответственный защитит перед классом работу в группе. Научиться готовить различные бутерброды, знать их классификацию.
Будем выполнять практическую работу в группах с основой на технологическую карту в учебнике, стр. 197-198. Обсуждают, какие бутерброды, будем готовить. Работаем на общий результат. В группе должен быть ответственный - бригадир. Своё мнение и несогласие высказывай вежливо, ели не понял, переспроси. МЛ2МП5
МР3
МК4П25 Реализация построенного проекта.
(15-20 мин.) Давайте обобщим сделанные выводы. Какие бывают бутерброды, повторим их классификацию. Хранение готовой продукции, способы подачи. Сравните свои действия с данными в учебнике. Стр. 196-198
По способу приготовления бутерброды делятся на:
- холодные и горячие;
-открытые и закрытые;
-закусочные (канапе).
Учащиеся работаю по карте, после каждого выполненного действия делают вывод, делают записи в тетради. МЛ3
МП6МК5
6
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(5-10 мин.) Повторение способа нарезки хлеба, вспомогательных продуктов, правила подачи бутербродов их хранение. Вспомним о правилах безопасности за столом.
Уточнение, всем ли понятно. Отвечают на вопросы, проговаривают о своих затруднениях
МП2 , МП6.
МК5
МЛ47
7 Вводный инструктаж по технике безопасности.
(3-5 мин.) Повторение техники безопасности при работе ножом и приспособлениями Проговаривают технику безопасности 88
8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(35-37 мин.) Самостоятельная работа «Приготовление бутербродов».
Проверка учителем.
Слайд 11 Дегустация блюд.
Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи
Дегустируют бутерброды. Оценивают вкусовые качества, внешний вид и качество сервировки стола. МП7МР4МК3
9
9 Включение в систему знаний и повторение.
(4-6 мин.) Что бы приготовить вкусный завтрак и побаловать своих родных, что мы должны знать и уметь?
Чтобы закрепить полученные знания -выполним тест.
1.Какими не бывают бутерброды:
а) открытые;
б) сухие;
в) горячие.
2. К бутербродам не относятся:
а) канапе;
б) сандвич;
в) пирожное.
3. В оформление бутербродов лишнее:
а) сыр;
б) хлеб;
в) молоко.
4. Является ли хлеб с маслом – бутербродом:
а) да;
б) нет;
в) да, если сверху колбаса.
Выполнение практической работы (тест) МЛ5
МП2
10 Рефлексия учебной деятельности.
(5-7 мин.) Подведём итог урока.
Какие новые знания вы сегодня получили? Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить?
Оцените свою работу на уроке?
Мы узнали многое.
Заполним таблицу «знал», «узнал», «хочу узнать». МП8
МЛ6МК611 Домашнее задание (2-3 мин) Дома приготовьте и напишите рецепт вашего любимого бутерброда.
Параграф 45, выполнить задания в рабочей тетради.
Домашнее задание. Сочинить стихотворение или сказку о бутерброде. Например:
Как у наших ворот, за горою,
Жил да был бутерброд с колбасою.
Захотелось ему прогуляться,
На траве – мураве поваляться.
И вышел бутерброд из ворот,
И попал бутерброд прямо… в рот.
Спасибо за урок!