Выступление по теме: «Приоритетные направления в деятельности учителя в рамках реализации ФГОС второго поколения. Проблемы и результаты.»
Выступление учителя начальных классов Гафиятовой Рушании Гумеровны по теме: «Приоритетные направления в деятельности учителя в рамках реализации ФГОС второго поколения. Проблемы и результаты.»
Современные образовательные технологии для реализации ФГОС на уроках в начальной школе.
С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта, в том числе и в нашей школе.
В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:
Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Без хорошей материально-технической базы современное преподавание невозможно.
Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя.
Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится.
В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.
В нормативных и методических документах по начальному образованию отмечается, что современный учитель начальных классов это педагог, который осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию; умеет составить целостную образовательную программу; наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними; владеет формами и методами сопровождающего обучения; способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.
Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.
Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенных знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться".
С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.
Более подробно хотелось бы остановиться на данном методе и технологии "Портфолио". Эти виды деятельности наиболее востребованы, как в начальной школе, так и в старшей.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя достается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Организация проектной деятельности в образовании школьников способствует развитию творческого потенциала обучающихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.
Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Продукты проектной деятельности часто представляются в виде театрализованного представления, презентации или папки.
Мои ученики с большим удовольствием принимают участие в разработке информационно-творческих проектов по темам: «Моя родословная», «Расти здоровым», «Красная книга России», «Животные родного края». Для анализа практических результатов применения проектного метода я использую типологию проектов, по пяти основным признакам:
По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые, информационные проекты;
По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты;
По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые;
По продолжительности выполнения проекта: мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные проекты.
По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;
Далее хотелось бы остановиться на технологии "Портфолио".
Я уверена, что выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка является одной из важнейших задач обучения и воспитания в начальной школе. Достижению этих целей, как показала практика, во многом способствует создание личностного портфолио ученика.
Ведение портфолио позволяет:
создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность ребенка в собственных возможностях;
максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
развить познавательные интересы обучающихся и сформировать готовность ребенка к самостоятельному познанию;
сформировать устойчивую внутреннюю установку на творческую деятельность и развить мотивацию к дальнейшему творческому росту;
приобрести каждому ребенку уже на начальном этапе своей жизни навыки рефлексии, т.е. умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
стимулировать стремление ребенка к самосовершенствованию и развитию.
Стандартной формы портфолио не существует. Как правило, это папка с файлами, которая предназначена для сбора лучших работ и результатов обучения школьника. В файлы вкладываются листы, позволяющие систематизировать проделанную учеником работу, отразить его достижения и активность в школьной жизни, раскрыть его личностные данные.
Создание портфолио - это всегда творческий процесс, увлекательная совместная кропотливая работа детей, их родителей и учителя.
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Задача современной начальной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Например, в сфере личностных универсальных учебных действий выпускников начальной школы будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Приоритетные направления в нашей школе - это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Я работаю по УМК «Перспектива» (под редакцией А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая ). Ядром учебно-методического комплекта «Перспектива» является духовно-нравственное развитие ребенка. Учебники комплекта ориентированы, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать друг другу. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.
Из этого следует, что выпускник начальной школы это человек:
любознательный, активно познающий мир;
любящий родной край и свою страну;
владеющий основами умения учиться;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Можно отметить, что повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой, они с увлечением принимают участие в совместных школьных и классных мероприятиях. Школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития государства. Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В заключении хочется добавить, что никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище значит сделать таким мир вокруг себя. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Вот важнейшее условие успешного развития
Список литературы:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
4. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115