Рабочая программа вариативного курса «Доноведение» 2 -4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов:
Программа вариативного курса «Доноведение» 2 -4 классы (Е.Ю.Сухаревская, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2008 г.)
Базисный учебный план.
Программа рассчитана на 34 учебных недель (34 часов в год, 1 учебный час в неделю)
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» 2- 4 класс, М.П.Астапенко,
Е.Ю. Сухаревская, 3-е издание Ростов-на-Дону «Баро- Пресс» 2009 г.
2.Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс.Е.Ю. Сухаревская, Ростов-на- Дону «Баро – Пресс»2009г.
3.Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс. Е.Ю.Сухаревская,
Е.А. Зыбина, Т.Г. Степагова, А.г. Ткаченко. «Баро –Пресс» 2008 г.
4.Электронное приложение «Доноведение» 1-4 класс, Е.Ю. Сухаревская
5.Технические средства: компьютер, проектор, экран, э /диски.
Цель курса:
Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
1.Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Развивающие:
-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.
3.Воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;
-воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» ( начальное звено).
Ведущим из них является:
Принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природа-человек-общество» Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
История Донского края – часть истории Отечества.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.
Принцип спиралевидной.
Обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.
Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. На самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
Программа обучения в 3-4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса.
Вся программа выстроена из 5 взаимосвязанных блоков:
▪ Я и окружающий мир.
▪ Природа Донского края.
▪Человек и природа.
▪Жизнь на Дону.
▪Яркие страницы истории земли Донской.
Виды коллективной учебной деятельности
- парная работа ( носящая односторонний характер- сильный помогает отстающему; двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка)
-групповая работа в малых группах ( по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры ( класс делится на команды).
Содержание программы. 2 класс (34 ч.)
№ Тема раздела Количество
часов
1 Я и окружающий мир. 5 ч.
2 Природа Донского края. 18 ч.
3 Человек и природа. 4ч.
4 Жизнь на Дону. 7 ч.
Итого: 34 ч.
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края; о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; об истории родного края;знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области; особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;; государственную символику Ростовской области, своего района; важнейшие события в истории родного края; народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области родственные связи в семье;\
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края; рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села); показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
правила поведения в общественных местах и на улице:
личностным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: — анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
2. Регулятивным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.
Познавательным универсальным учебным действиям
- включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Мой край родной»;
- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;
-выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)
Методическое обеспечение программы
№ Раздел или тема программы Формы занятий Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы
подведения итогов
1 Я и окружающий мир коллективная объяснительно-иллюстративный;
экскурсия Презентации,
рабочая тетрадь
«Доноведение» 2 класс,
Е.Ю. Сухаревская Компьютер, мультимедийный проектор, экран
1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»
2. «Моё генеалогическое
древо»
3.Тематическое мини- сочинение.
2 Природа Донского края работа в малых группах;
парная работа
экскурсия;
проект Детские журналы:
«Юный натуралист»,
«Костёр», «Мурзилка»
газета «Домовёнок»
Презентации,
рабочая тетрадь «Доноведение»
2 класс,
Е.Ю. Сухаревская
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
1.Тематическая выставка рисунков;
2. Мини- сочинение.
3 Человек и природа коллективная;
групповая исследовательская деятельность;
экскурсия
Таблицы, справочники,
Учебная литература «Естествознание»
Компьютер, мультимедийный проектор, экран
1.Ролевое театрализованное представление
4 Жизнь на Дону групповая командные игры;
театрализованные представления Презентации,
фотографии, статьи из газет Компьютер, мультимедийный проектор, экран
1.Изготовление книжки-малышки
«Мой любимый друг»
Литература.
Методическая литература для педагога.
Учебно – методический комплект курса «Доноведение» для 2 класса:
1.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края».
Книга для чтения в начальной школе. Изд. Второе, дополненное. –Ростов-на- Дону:
«БАРО-ПРЕСС», 2006 г.
2.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г., Ткаченко А.Г.
«Доноведение». Рабочая тетрадь для 2 класса. Ростов –на- Дону.
Изд. «БАРО-ПРЕСС», 2009 г.
3.Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г., Ткаченко А.Г. «Доноведение»
Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классаов.
2 класс. Изд. –Ростов-на- Дону, «БАРО – ПРЕСС», 2008 г.
4.Сухаревская Е.Ю., Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В.
Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности
в курсе «Доноведение» для учителей начальных классов. Изд. Ростов –на Дону. БАРО- ПРЕСС,
2009 г.
Методическая литература для детей.
1.Рабочая тетрадь «Доноведение». Сухаревская Е.Ю.
Издательство «БАРО –ПРЕСС», Ростов-на Дону, 2009г.
2.«Естествознание» 1-3 класс, Н.Я. Дмитриева. Изд. – Москва. «Просвещение.»,1995г.
3.Книга для чтения в начальной школе «природа и история родного края»М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревская. «Баро – Пресс» 2009г
календарно – тематический план на 2014-2015 г.г.
№ Тема Кол-во часов Число Образовательные задачи Виды деятельности
Я и окружающий мир -2ч.
1 С чего начинается Родина… презентация
1 1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села ( города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. 1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»
2 Школа- светлая гавань детства. 1
Жизнь на Дону – 1ч.
3 С днём рождения, родной город (село)! Экскурсия по родному городу (селу) 1 1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. 1.Составление альбома о родном городе(селе).
2.Выставка рисунков, фотографий.
3.Праздничное представление.
Я и окружающий мир -1ч.
4 Дорога от дома до школы
(экскурсия) 1 1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
–правила перехода через проезжую часть;
-сигналы светофора;
-правила посадки и высадки из общественного транспорта;
-дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. 1.Игры «Мы на проезжей части»,
«Мы пассажиры»
2.Рисование макета»Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Природа Донского края – 10 ч.
5-
Природа (экскурсия)
«Учимся наблюдать» 1
1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. 1.Наблюдение предметов живой и неживой природы.
6 Викторина «Живая и неживая природа родного края» 1 1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. 7 Хутор и природа
( экскурсия) 1 1.Систематизировать знания детей о природе родного города( села) 1.Исследовательская деятельность по проблемам:
«Флора родного города(села)»,
«Фауна родного года (села)».
8
Что за дерево такое?
презентация 1
1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 3-4) вида.
2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека ( на примере растений родного края) 1.Игра «У кого детки с этой ветки ?»
1.Сбор трав и изготовление гербария.
2.Композиционное панно из растений.
9
Кустарники
презентация
1
10 Кустарники и деревья родного края.
(экскурсия) 1 11
Травушка-муравушка 1
1.Исследовательская деятельность по проблемам» Дерево моего края», «Кустарники моего края»
12 Травушка-муравушка
(экскурсия) 1 13 Растения и мы. презентация
1 1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека.
2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли.
3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. 1.Игра «Фитоаптека»
2.Изготовление справочника лекарственных трав.
14 Краски Тихого Дона. презентация
1 1.Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. 1. Чтение стихов о родном крае.
2.Рисование пейзажей родного края.
Я и окружающий мир -2ч.
15 Моё имя, отчество, фамилия. презентация
1 1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону.
2.Углубить понятие «семья».
3.Рассмотреть на основе знаний уч-ся понятие «семейная родословная» 1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».
2. Мини – сочинение «Любимый семейный праздник».
16 Что ты знаешь о роде своём. 1 Жизнь на Дону - 3
17 Обряды на Дону. презентация
1 1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. 1.Изготовление новогодних игрушек;
маски для колядования, куклы – Масленички.
18 Зимние обряды.
презентация 1 19 Зимние обряды (праздничное мероприятие) 1 Природа Донского края – 8ч.
20 Животный мир Ростовской области (экскурсия) 1 1.Расширить представление о животном мире родного края. 1. Наблюдение за животными в природе, дома.
2.Посещение краеведческого музея.
21 Домашняя мохнатая азбука 1 1.Расширить представления о домашних животных родного края
( 3-4 представителя каждого вида)
2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. 1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»
2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»
22 Мой домашний милый друг. 1 1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО.
2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. 1. Наблюдение за животными дома.
2.Мини-сочинение о своём домашнем животном.
23 Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.
презентация 1 1.Закрепить правила безопасного обращения с животными. 1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг»
24 Родные просторы.
(экскурсия) 1 1.Познакомить с особенностями поверхности родного края
(холмистая поверхность) 1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.
2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»
25 Чем богаты наши недра.
презентация 1 1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. 1.Рисование иллюстраций к сказкам:
«Сказка о каменном угле»,
«Кто главнее?»
26 Что такое почва? 1 1.познакомить с понятием «почва», её составом, образованием.
2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. 1.Опыты:
исследование состава почвы.
27 Почва нам и стол и дом.
(экскурсия) 1 Человек и природа -4 ч.
28 Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.
(экскурсия) 1 1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. 1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.
29 Человек- хозяин природы? 1 1.Показать влияние человека на природное сообщество. 1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества
30
Спасём и сохраним! 1
1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. 1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике
31 Спасём и сохраним! (открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы) 1 1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. 1. Ролевое представление.
театрализованное
Жизнь на Дону – 3 ч.
32 День освобождения
(экскурсия в исторический музей) презентация
1 1.Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. 1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике.
33
Вместе -дружная семья.
1
1.Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край. 1. Разучивание и показ танцев, песен народов, населяющих родной край.
34 Вместе -дружная семья.
презентация
Викторина «Что? Где? Когда?» 1 1.Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край.
Закрепление и уточнение знаний, полученных на занятиях. 2.Национальная кухня (ознакомление с национальными традиционными блюдами)
Командная игра.