Сценарий урока Соли азотной кислоты -итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Куимова Ольга Константиновна
Район
Г.О.Дзержинск
Место работы
МБОУ «Средняя школа №7 с углублённым изучением отдельных предметов»
Должность
Учитель химии
Общая информация
Образовательная область, учебный предмет
Естествознание, химия
Класс
9 класс
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
Авторская программа: Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана- М.:
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.
Соли азотной кислоты
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
Тема 3 «Азот и фосор» Урок 6 «Соли азотной кислоты»
Учебная задача
-Продолжить формировать понятие о взаимосвязи строения физических, химических свойств и применения солей на примере нитратов.
-Вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность.
-Овладеть теоретическими знаниями физических и химических свойств солей азотной кислоты (общих с классом солей и специфических) и способами их прикладного применения.
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты
Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)
Цель – предмет (предметный результат)
Обучающиеся научатся составлять молекулярных и ионных уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства солей азотной кислоты, уравнения электронного баланса для реакций разложения нитратов..
Обучающиеся получат возможность прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения; прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав; выявлять наличие взаимосвязи между строением , физическими и химическими свойствами соединений.
Цель – способ (метапредметный результат)
-Обучающиеся научатся проводить исследование свойств изучаемых веществ, наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии, делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов, наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями, обобщать знания и делать выводы
-Обучающиеся научатся раскрывать на примере солей азотной кислоты роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека.
-Обучающиеся научатся отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, работать в малых группах.
Обучающиеся получат возможность развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий;
организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Цель – ценность (личностный результат)
Обучающиеся убедятся в ценности естественнонаучного образования; сформируют представление о значимости химических соединения и явлений; происходящих с ними для человеческой цивилизации; научатся использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; осознавать свои интересы, находить и изучать в учебнике химии материал , имеющий отношение к своим интересам.
Обучающиеся получат возможность
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Исходное состояние обучающихся:
-
-Обучающиеся имеют опыт проведения теоретического анализа, прогнозирования и экспериментального подтверждения спрогнозированных свойств веществ,
-знают свойства азотной кислоты, свойства солей как электролитов,
-основные положения теории т.э.д., условия практического осуществления реакций ионного обмена,
-умеют определять степени окисления элементов в соединениях, составлять уравнения электронного баланса, указывать окислитель и восстановитель в ОВР.
-могут сравнивать свойства веществ, их строение,
-могут планировать, проектировать, сопоставлять,
-могут контролировать , оценивать действия свои и своих одноклассников, аргументировать оценку и т.д.
Формы оценки планируемых результатов
Предметный результат
Метапредметный результат
Личностный результат
Количественная оценка (и самооценка) выполненных заданий (индивидуальных и групповых): - составление молекулярных и ионных уравнений, ОВР, заполнение сводной таблицы, представление опрережающих заданий и т.д.
Качественная оценка регулятивных , познавательных и коммуникативных УД в процессе урока и по результатам выполнения, мониторинговые исследования в рамках деятельности Методической лаборатории МБОУ
Качественная оценка сформированности личностных качеств в ходе урока, мониторинговые исследования в рамках деятельности Методической лаборатории МБОУ
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку
Исследовательская деятельность обучающихся на уроке занимает больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако, это впоследствии компенсируется тем, что школьники будут быстро и правильно выполнять задания, смогут самостоятельно изучать новый материал, осознанно и прочно усваивать знания, проявлять устойчивый интерес к предмету.
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет - ресурсы
ЭОРы
Рудзитис Г.Е. Химия: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение.
1.Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
2.Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
3.Боровских Т.А. Тесты по химии. Электролдитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. 9 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
4.Занимательные материалы по химии. 9 класс./ Сост. Бочарова С.И. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
1.http://ege.yandex.ru/chemistry/
2.h
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Техническое обеспечение
Интерактивная доска, проектор, документ-камера, компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки- инструкции для выполнения лабораторной работы, карточки с заданием), оборудование и реактивы для проведения лабораторного и демонстрационного эксперимента.
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся.
(Проверяют наличие учебных принадлежностей).
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
П:Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомните, какие знания вы получили на предыдущем уроке.
П:Действительно, азотная кислота, или «крепкая водка», как её называют со времён Петра I, проявляет разнообразные химические свойства. Наряду с другими продуктами реакции образуются соли азотной кислоты –нитраты. Именно они являются объектом нашего изучения. Итак, тема урока «Соли азотной кислоты».
Об:Мы познакомились со свойствами азотной кислоты и применением её в народном хозяйстве.
1.3. Создание проблемной ситуации
П:Как вы считаете, для чего мы изучаем данные соединения?
Об.:Азотная кислота широко применяется в промышленности и сельском хозяйстве. Можно предположить , что её соли также имеют большое практическое значение.
2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
П:Что бы вы хотели узнать о нитратах на данном уроке?
Об:Познакомиться со свойствами,получением этих соединений,интересными фактами из истории их открытия и применения.
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
П:Предложите план изучения солей азотной кислоты
П:Сегодня на уроке мы познакомимся со способами получения и свойствами солей азотной кислоты, методом экспериментального определения нитрат-иона; повторим условия проведения реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных, составление уравнений этих реакций, проведём лабораторные опыты.
Получение нитратов. 2. Физические свойства. 3.Химические свойства..4.Применение. (Последовательность пунктов плана м.б. различной, но большинство обучающихся придерживаются плана изучения материала в учебнике).
(Принимают учебные задачи, ориентируются на конечный результат)
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
П:Сегодня мы будем изучать соли азотной кислоты, используя элементы исследовательской работы. Давайте вспомним, что означает само понятие «исследование».
П: Мы с вами построим логическую цепочку:»теоретический анализ-прогнозирование-эксперимент». И недаром эпиграфом нашего урока служит высказывание М.Фарадея: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Её основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим»
С целью систематизации знаний в ходе урока мы будем заполнять таблицу.
Об: «Исследование» означает :проведение теоретического анализа, прогнозирование способов получения и свойств веществ, составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование выводов.
Делают заготовку таблицы, колонки которой: «план» , «теоретический анализ», «прогнозирование», «эксперимент», «домашнее задание».
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Теоретический анализ
Прогнозиование
Теоретический анализ
Прогнозирование
Эксперимент
Теоретический анализ
Прогнозирование
Эксперимент
Эксперимент
Прогнозирование
Теоретический анализ
Эксперимент
Прогнозирование
Теоретический анализ
П: Изучение солей азотной кислоты мы начнём с исследования самого названия «нитраты». Я попросила вас найти данные об этимологии этого понятия.
Действительно, «нитрат» в переводе с греческого означает «селитра». Нитраты калия, натрия, кальция, аммония называют селитрами. Прежде чем изучать свойства вещества, надо его получить. Предложите способы получения нитратов.
На предыдущем уроке мы провели эксперимент, доказывающий химические свойства азотной кислоты. Дома вам нужно было составить уравнения химических реакций.
П:Обратите внимание, что в результате данных реакций образовались растворы нитратов цинка, железа (III), бария и меди (II).
Следовательно, для нитратов характерны общие способы получения солей.
Проведите самопроверку своих работ и оцените их.
Поднимите руку те, кто выполнил задание верно.Те, кто допустил ошибки, повторите дома химические свойства азотной кислоты, используя с.39 учебника и составьте уравнения реакций получения нитрата магния.
П: Объектом нашего исследования являются соли азотной кислоты и, вероятно, существуют специфические способы их получения, характерные только для нитратов.
П: Запишите в графе «д/з»:подобрать дома коэффициенты к уравнению методом электронного баланса.
П: Переходим к изучению физических свойств нитратов. Проведём теоретический анализ.
П: Спрогнозируйте физические свойства соединений на основе проведённого анализа.
П: Давайте экспериментально проверим растворимость нитратов цинка, железа (II),бария и меди (II), соблюдая все правила растворения твёрдых веществ.
П: А вы смогли бы сделать тот же вывод без проведения эксперимента?
П: Одному из ребят было дано опережающее задание-подтвердить растворимость нитратов количественной характеристикой.
П: Спасибо за интересный материал. Мы ещё раз смогли убедиться в том, что все нитраты –твёрдые вещества, хорошо растворимые в воде. Однозначного вывода о температуре плавления этих соединений сделать нельзя.
(П. оценивает ответ обучающегося).
П: Давайте проведём теоретический анализ химических свойств солей азотной кислоты.
П: Действительно, для растворимых солей, как электролитов, характерны реакции ионного обмена, а реакции 1-3 относятся к такому типу. Давайте вспомним, в каких случаях эти реакции практически осуществимы.
П: Обратите внимание на последнюю химическую реакцию. Напоминаю, что соли реагируют с металлами более активными, чем металлы, входящие в состав соли.
П:На основании теоретического анализа сделайте вывод о практической осуществимости химических реакций, схемы которых представлены на интерактивной доске:
Fe(NO3)2+KOH
Ba(NO3)2+HCl
Ba(NO3)2+H2SO4
Zn(NO3)2+Na3PO4
Cu(NO3)2+Fe
Cu(NO3)2+Hg
Давайте экспериментально подтвердим спрогнозированные свойства нитратов. Работаем в группах с небольшими количествами веществ, не забывая об осторожном обращении с растворами кислот и щелочей.
П:Обсудим результаты проведённых вами опытов. Запишем признаки химических реакций. Проверим правильность записей молекулярных и ионных уравнений, которые выполнили на доске представители от каждой группы.
(П.комментирует и оценивает деятельность обучающихся)
П: А теперь сделаем вывод о химических свойствах нитратов.
П: Вы сформулировали данный вывод на основании проведённого теоретического анализа, прогнозирования и, наконец, экспериментального их подтверждения. Но возможен и обратный порядок исследования веществ. Сейчас я продемонстрирую опыт, в результате которого вы будете наблюдать за признаками химической реакции, запишите их и выполните рисунок –схему данного эксперимента.
П. делает пояснения по ходу эксперимента: В пробирку помещаем небольшое количество натриевой селитры и расплавляю её в пламени спиртовки. Осторожно опускаю в пробирку небольшой уголёк.
Что вы наблюдаете? Какой вывод можно сделать из наблюдений?
П: Правильно. Молодцы! Запишите уравнение химической реакции:
2NaNO3=2NaNO2+O2
Проставьте степени окисления элементов, определите окислитель и восстановитель.
П:При изучении свойств азотной кислоты вы встречались с уравнением реакции, в котором и окислитель, и восстановитель находились в составе одного вещества. Напомню, что такие ОВР относятся к внутримолекулярным.
П: таким образом, соли азотной кислоты обладают специфическим свойством –они разлагаются при нагревании.
Откройте с.57 учебника и рассмотрите схему. В зависимости от положения металлов в ряду активности, нитраты при разложении образуют различные продукты.
Дома я предлагаю вам записать уравнения разложения нитратов кальция, цинка и ртути (II).
П. акцентирует внимание об. на эксперименте, проводимом в вытяжном шкафу :Внимание! Проведём ещё один интересный эксперимент. Помещаем в пробирку небольшое количество нитрата натрия, добавляем 4-5 капель концентрированной серной кислоты и нагреваем содержимое в течение нескольких секунд до начала кипения. Осторожно помещаем в полученный раствор конец длинной медной проволоки. Через некоторое время извлекаем её и помещаем в стакан с водой. Пробирку закрываем пробкой. Что вы наблюдаете?
Действительно, вы правы. Данная реакция является качественной на азотную кислоту и её соли. Разберём уравнение этой реакции подробнее.
П:Взаимодействие нитратов с концентрированной серной кислотой и медью является методом экспериментального определения нитрат-ионов. Таким образом, мы доказали, что для солей азотной кислоты характерны общие и специфические свойства.
(Сообщают полученные сведения)
Об: Нитраты можно получить, используя общие способы получения солей. В качестве исходных веществ можно взять металл и кислоту, оксид металла и кислоту, основание и кислоту, соль и кислоту.
(Один из учеников выполняет задание на доске или демонстрирует с помощью документ-камеры:
4Zn+10HNO3=4Zn(NO3)2+N2O+5H2O
Fe2O3+6HNO3=2Fe(NO3)3+3H2O
Ba(OH)2+2HNO3=Ba(NO3)2+2H2O
CuCO3тв.+2HNO3=Cu(NO3)2+CO2+H2O
(Об.проводят самопроверку, учатся самостоятельно оценивать свои зания и умения, понимая необходимость их совершенствования).
Об: Соли азотной кислоты можно получить взаимодействием оксида азота (IV) со щёлочью:
NO2+NaOHNaNO3+NaNO2+H2O
(делают запись схемы реакции на доске)
Об: Мы знаем, что существует взаимосвязь между строением вещества и его свойствами. Следовательно, нужно построить логическую цепочку: «вид химической связи-тип кристаллической решётки-силы взаимодействия между частицами в узлах в узлах решётки-свойства веществ».
Так как нитраты относятся к классу солей, для них характерна ионная химическая связь, ионный тип кристаллической решётки, электростатическое взаимодействие между ионами в узлах решётки.
Об: Можно предположить, что нитраты при обычных условиях –твёрдые вещества с относительно высокой температурой плавления. О растворимости их в воде нельзя сказать ничего определённого, так как из опыта мы знаем, что существуют растворимые, малорастворимые и нерастворимые соли.
(Об. Проводят лабораторный опыт растворения выданных образцов нитратов в воде и делают вывод о хорошей их растворимости).
Об:Данные мы можем найти в таблице растворимости на форзаце учебника.
Один из об. демонстрирует таблицу «соль-коэффициент растворимости-температура плавления» делает пояснения и формулирует выводы
соль
S (на 100 г воды)
t пл. (0C)
Zn(NO3)2
83,50, 10010
36
Fe(NO3)3
71,8, 10540
47,2
Ba(NO3)2
4,990, 34,2 100
595
Cu(NO3)2
83,50 , 10040
114,5
Об: Так как нитраты являются представителями класса солей, для них, вероятно, будут характерны общие свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами.
Об: Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате образуется газ, осадок или малодиссоциирующее вещество.
Об: Практически осуществимы, т.е.идут до конца реакции 1,3,4,5.
(Повторяют основные правила обращения с растворами кислот и щелочей. Распределяют роли в группе: экспериментаторы (проводят эксперимент), наблюдатели (ведут лабораторный журнал), аналитики (анализируют и фиксируют выводы).
(Проверяют записи уравнений с помощью интерактивной доски. Обсуждают результаты эксперимента).
Об делают вывод: Для нитратов характерны все свойства, общие для класса солей.
(Принимают учебную задачу)
Об:Уголёк сгорает ярким пламенем мгновенно. Следовательно, в результате реакции образуется вещество, поддерживающее горение. Скорее всего, это – кислород.
Об:В данной реакции азот является окислителем, а кислород –восстановителем. Атомы обоих элементов входят в состав нитрата натрия.
(Изучают схему в учебнике, комментируют, записывают д/з).
(Наблюдают эксперимент.
На основании внешних признаков определяют образование новых веществ)
Делают выводы из наблюдений, проводят прогнозирование: В ходе реакции выделяется бурый газ. Можно предположить, что это –оксид азота (IV).
(Слушают объяснения учителя, делают пояснения в таблице, задают вопросы).
3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
П. осуществлял контроль за выполнением учебных действий на протяжении всего урока, комментировал и оценивал выполненные задания.
На данном этапе оценивает ответы обучающихся – активных участников учебного занятия.
Получают мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
П организует подведение итогов урока: Давайте оценим нашу деятельность на уроке. Всё ли мы сделали так, как планировали? Над чем ещё надо поработать?
П: На уроке вы достаточно грамотно провели исследовательскую работу, сумели спрогнозировать и доказать способы получения и химические свойства изучаемых соединений. Вы поняли, что можно самостоятельно добывать новые знания, исходя из основных теоретических предпосылок. А что даёт вам знания о нитратах?
П:Действительно, практически все соли азотной кислоты имеют широкую область применения. Хорошим примером может служить калийная селитра. В Европе её часто называют «китайским снегом», так как родиной этой соли считается Древний Китай.
В 808 году китайский алхимик Цинь Сюйдзи, смешав порошки селитры, серы и древесного угля, изобрёл дымный порох. Попробуйте решить следующую задачу: «Если нагревать серу в сосуде, из которого выкачан воздух, то она не загорается. В этих же условиях чёрный порох горит большим голубоватым пламенем. Почему порох горит в отсутствие воздуха?»
П: Молодцы! Уравнение реакции горения пороха мы разберём на следующем уроке. Узнаем мы и о применении других солей азотной кислоты, о влиянии на окружающую среду и организм человека. Часть ребят уже готовят интересные сообщения.
Д/з
·20, упр. 8,9, задача 3 стр. 59-60.
По желанию вы можете выполнить индивидуальные задания (карточки –задания –через Дневник.ру).
Благодарю вас за хорошую работу.
Об:Сегодня мы познакомились с методами получения, физическими и химическими свойствами солей азотной кислоты. Дома нужно ещё раз разобрать специфические способы получения и химические свойства нитратов, составить уравнения реакций разложения трёх солей.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал было интересно
было трудно я понял, что
теперь я могу я научился
у меня получилось я смог
я попробую меня удивило
урок дал мне для жизни мне захотелось
Об. строят предположение: На свойствах основано их применение.
Об:В состав пороха входит нитрат калия, который разлагается с образованием кислорода, благодаря которому осуществляется горение угля и серы.
Записывают д/з, получают мотивацию для более углублённого изучения темы.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛђЗаголовок 5Заголовок 715