Путешествие в страну Вежливости и Добра


Классный час "Путешествие в страну Вежливости и Добра "
Цели:
Продолжить формирование речи школьников с использованием вежливых слов в различных ситуациях.
Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Развивать речь.
Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.
Задачи урока:
Привитие интереса к чтению, литературе.
Развивать познавательную активность, актерские способности.
Способствовать развитию речи учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим;
воспитание потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета
Метапредметные:
регулятивные:
самостоятельно формулировать задание: определять его цель;
планировать алгоритм его выполнения;
корректировать работу по ходу его выполнения;
самостоятельно оценивать
познавательные:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала
коммуникативные:
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других;
высказывать свою точку зрения на события, поступки;
соблюдать правила вежливости и этикета
Личностные:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «вежливость», «терпение», «понимать позицию другого»;
осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях;
соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома
Основные понятия: вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарём, участие в учебном диалоге
Оборудование: карточки с пословицами для работы в парах, воздушные шарики, лепестки с "волшебными" словами, детали аппликации, карточки с правилами "добрых" поступков, компьютер, проектор, интерактивная доска.Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1.
Здравствуйте ребята!Давайте дружно попреветствуем другдруга,для этого вы должны соседу с права сказать: - Добрый день и пожатьруки,а соседа с левапохлопать по плечу и улыбнувшись сказать: -Я рад видеть тебя!
 Притча о вежливости (сценка показывают два учащихся) Слайд 2
Однажды к старцу пришёл юноша и попросил разрешения учиться у него.
— Зачем тебе это? — спросил тот.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к старцу.
— Что тебе нужно? — спросил старец.
— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли Вы в помощи…
Что тут можно ещё добавить, мудрость. Фраза: НАСТОЯЩИЙ ВОИН НЕ ТОТ, КТО ПОБЕДИЛ В СХВАТКЕ, А ТОТ, КТО УБРАЛ ПРИЧИНУ СРАЖЕНИЯ
- Как вы поняли притчу? (ответы детей)
II. Определение темы и целей урока
- Сформулируйте тему сегодняшнего классного часа.
- Какие цели урока может быть поставлены в связи с темой? (узнать, что такое вежливость; повторить и узнать новые вежливые слова…)
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (работать с учителем, работать самостоятельно и в парах, выполнять задания учителя, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы… )
- Кто нам поможет в достижении поставленных целей? (ответы детей)
1. Работа с лесенкой знаний
- На лесенке знаний отметьте уровень ваших знаний по данной теме. Слайд 3
IV. Открытие нового знания В жизни по-разному можно жить -Можно в беде, а можно - в радости,Вовремя есть, вовремя пить,Вовремя делать гадости.А можно так:На рассвете встать -И, помышляя о чуде,Рукой, обнаженною солнце достатьИ подарить его людям.(С. Островой)
Мы постараемся сегодня разобраться с вами в том, какие качества должны в себе воспитывать, чтобы стать счастливыми и делать счастливыми других людей.
2. Из истории возникновения слова. Работа с толковым словарём
- Слово ВЕЖЛИВОСТЬ произошло от старинного слова ВЕЖЕСТВО, которое означало учтивость, учёность. Слайд 4.
- Найдите в словаре определение (вежливость). Прочитайте.
3. Чтение высказываний о вежливости( высказывания вывешиваются на доску в виде облаков)
Вежливость — первая и самая приятная добродетель. Джон ЛоккВежливость — это искусственно созданное хорошее настроение. Джефферсон Т.Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес
5. Из истории вежливости… - 21 ноября – международный день приветствий. В 1973 году американцы, братья Маккормики, предложили проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.
III. Путешествие в страну ДОБРА И ВЕЖЛИВОСТИ.
В этом нам поможет страна Добра и Вежливости, куда мы отправляемся прямо сейчас.
1) Чтобы оказаться в этой стране нужно вырастить волшебный цветок Добрых и Вежливых слов. (на доске нарисована сердцевина цветка со стеблем, дети приклеивают лепестки с Вежливыми и Добрыми словами) Слайд 5
Какие вы знаете вежливые слова? (здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго:)Дети называют каждый свое слово и прикрепляют лепесток со словом на доску.
2) Перед нами город Народной мудрости.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно.
Перед вами - карточки с пословицами о доброте. Но пословицы рассыпались, и жители этого города просят вас о помощи. Соедините стрелками начало и конец народной мудрости.( карточки с пословицами)
Великий философ Сократ, живший в глубокой древности, говорил: Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
Многому научил нас город Народной мудрости, мы покидаем его и отправляемся дальше.
3) Впереди что-то блестит! Это река Вежливости! Слайд 6
Вежливость-умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. М.Монтегю.
Послушайте, о чем журчит река Вежливости. (дети читают стихотворение С. Маршака "Ежели вы вежливы") Слайд 6
Ежели вы вежливыИ к совести не глухиВы место без протестаУступите старухе.И ежели вы вежливы,То, сидя на уроке,Не будете с товарищемТрещать, как две сорокиИ ежели вы вежливыТо в разговоре с тетейИ с дедушкой, и с бабушкойВы их не перебьёте.И ежели вы вежливыТому, кто послабее,Вы будете защитникомПред сильным не робея. .И ежели вы вежливыПоможете вы мамеИ помощь ей предложитеБез просьбы - то есть самиИ ежели вы вежливыТо всех благодаритеИ мячика у маленькихБез спросу не берите!
Давайте с вами поиграем на берегу реки Вежливости.(физминутка) Слайд 7
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны,И поступок хороший,Не сидите, не молчите,Хлопайте в ладоши.Ну, а если плох поступокИ не случался с вамиВы тогда все вместе дружноТопайте ногами!
-Поздороваться при встрече:
-Толкнуть, но не извиниться:
-Перебивать во время разговора:
-Уметь соблюдать тишину на уроке:
-Уметь выслушать друга:
-Кричать на переменах:
-Сказать, уходя из класса, домой " До свидания":
-Помочь поднять упавшую вещь:
-Не разговаривать во время еды в столовой:
-Обозвать обидным словом товарища:
Молодцы! Я вижу вы вежливые ребята.
4) Перед нами - остров Извинений. Слайд 8
Что же здесь происходит? (дети читают стихотворение Юсупова "Простите:")
Саша разбил драгоценную вазу.Бабушка с мамой нахмурились сразу.Но Саша нашелся:Взглянул им в глаза И робко, и тихо"Простите" сказал.И мама молчит,Улыбается даже.- Мы купим другую,Есть лучше в продаже:" Простите!"-Казалось бы,Что в нем такого?А вот ведь какоеЧудесное слово!
-Какие еще вы знаете извинения? Приходилось ли вам просить прощение? Слайд 9
Слова умеют плакать и смеяться,Приказывать, молить и заклинать.И словно сердце, кровью обливаться,И равнодушно холодом дышать.Ах, как нам добрые слова нужны!А может, не слова-дела важны?Дела - делами, а слова - словами.
На острове Извинений нас тоже просят о помощи. Ребята, помогите разобрать жизненные ситуации: Слайд 10.
а) Мальчик на бегу крикнул прохожему "Сколько времени?" Какие ошибки он допустил? (на бегу, слово "пожалуйста")
б) По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, и большой сверток. Одна книга упала. " У вас упала книга", - закричал мальчик, догоняя прохожего. " Разве?"- удивился тот. " Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета", - объяснил мальчик. " Я вижу, что ты хорошо знаешь математику,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу.- Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил. Что должен был сделать мальчик? (поднять книгу и помочь прохожему)
Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо себя вести, уважать и беречь друг друга.
Опыт с воздушным шаром. Слайд 11.
Представьте себе, что шар-это ваше тело, а воздух внутри него - это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не контролируя их, может обидеть кого - нибудь, ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что происходит с шаром?
А что происходит с гневом внутри него?
Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно так же научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг.
Л.Н. Толстой говорил: "Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь себе"
5) Перед нами - море Улыбок.Слайд 12.
Чтобы переплыть его, должен постараться каждый из вас выполнить задание:
1 волна- каждый должен рассказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь потому, что я :(в красивом платье, добрая и т. д.)
2 волна - взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорить о нем теплые слова:(лучший математик, самая голубоглазая и т. д.)
6) Перед нами - долина добрых дел.
Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы сделаем одно доброе дело.
На доску с началом рисунка каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки зверей и птиц. (звучит песня о доброте)
Как назовем картину?
Какое чувство испытали, делая одно доброе дело?
Вы успешно справились со всеми испытаниями, и, я надеюсь, мы снова и снова, каждый день, в школе и дома будем путешествовать по удивительной стране Вежливости и Доброты.
Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро- это здорово.
IV. Подведение итогов.
Просмотр мультфильма «Просто так»
- Почему мультфильм назвали именно так?
- Чему он нас учит?
На память о сегодняшнем путешествии я хочу подарить вам правила добрых поступков.
Будь вежливым в словах, поступках.
Не груби, даже если сердит.
Умей управлять своими эмоциями и желаниями.
Проявляй доброжелательность.
Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
Вручение памяток под музыку.