Статья для педагогических работников Воспитательная работа с трудными детьми. Советы и памятки в помощь педагогическим работникам
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
с истерическими реакциями
Игнорируйте истерические реакции.
Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
Не стремитесь угодить.
Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение—ему этого и надо (подсознательно).
Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
Этот ребёнок требует много льгот для себя.
Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие.
Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность, не делайте замечания постоянно—за несколько поступков — одно замечание/наказание.
Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
Если ребёнок осознал свой проступок, то с побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
Ужесточить режим, пресекать бесцельное время препровождение.
Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.
Рекомендации педагогу по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.
Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски.
Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
На определенный отрезок времени давать только одно задание.
Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все дети.
Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Для удержания внимания гиперактивных детей учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.
Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни.
Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
2. Никогда не оскорбляйте их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны.
3. Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость от них. Лучше несколько дистанцироваться от них.
4.Не боритесь с ними в открытую, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать их особенности и бурные реакции.
5. Останавливайте их спокойно, с невозмутимым лицом,
действуйте при минимуме слов.
6. Обсуждайте их поведение только после их успокоения.
7. Не отвергайте их, т.к. они очень мстительны.
8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение.
9.Наделите агрессивного ребёнка какой-либо ответственностью в школе.
10. Учитывайте, что перед сильными у агрессивного ребёнка появляются в поведении элементы раболепия, а перед слабыми агрессии.
11. Не угрожайте и не шантажируйте агрессивного ребёнка, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
12. Воинственность ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
13. Не разряжайте своё плохое настроение на таких детях.
Найдите повод похвалить их, особенно спустя некоторое время после наказания—дети убедятся, что претензии были не лично к ним, а к их поступкам.
Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, боязнь мира). Они склонны к развитию логического
мышления, но у них отсутствуют широкие познавательные интересы. У них нетипичные
интересы: о строении мира, о потустороннем мире… Эти дети любят много читать, у них развита речь, но часто она формально.
Негативные черты: эмоциональная холодность, эмоциональная тупость, не испытывает большой привязанности к родителям; не интересуется мнением других, безразличен к внешнему миру. Эти дети способны на странные поступки, у них притуплённое самосохранение. У этих детей нет друзей, они подчиняются другим, не смотрят в глаза.
В работе с такими детьми надо опираться на их сильные
стороны. Морали на них не действуют вообще, ничего им не навязывать, самим
приспособляться к ним.
1. Не призывайте их к совести, не читайте морали.
2. Учитывайте наличие страхов методом наблюдения, особенно анализом рисунков; определите
тематику страхов, потом прорисуйте их: из страшного сделайте смешное.
Страх у этих детей сопряжён с любопытством — помогите преодолеть эту проблему.
3. Помогайте им в развитии речи, внимания, моторики, в
формировании навыков ИЗО.
4. Смягчите общий эмоциональный дискомфорт,
тревожность.
5. Стимулируйте психическую активность, направленную на
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
6. Учитывайте их интерес к предметам.
7. Учитывайте парадоксальность и непредсказуемость от
мышления до чувств и поступков.
8. Выделяйте его поведение, как отличное от других и в то же время дайте ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми
Помните, что этим детям свойственны страхи тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте — ипохондрия за своё здоровье и здоровье родных. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других в неудобных, стыдливых ситуациях; они испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.
Застенчивые дети очень внушаемы, поэтому:
1. Не ставьте их в позицию неопределённости, неизвестности.
2. Не включайтесь в игру их болезней, давайте им работу, когда они здоровы.
3. Включайте их в общественные посильные дела.
4. Хвалите их за самостоятельность.
5. Стимулируйте их личную ответственность.
6. Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте. Отношения с застенчивым ребёнком должны быть ровные, открытые. Он должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относите к его поступку, а не к личности. Вы должны успокоить ребёнка.
7. Если уровень притязаний ребёнка завышен, то помогите найти адекватный.
8. Будьте осторожны с передачей стрессовой информации. Не допускайте, чтобы ребёнок выбегал из класса — это опасно. Сразу же следуйте за ним. Даже когда он расстроен, не выводите его из класса. Освободите на время его от работы — дайте ему время успокоиться.
9. Позволяйте иногда отвечать ему с места или письменно.
Как правило, эти дети из семей с высокой моральной ответственностью. И для этих детей самое страшное—ошибиться или подвести кого-либо. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с задержкой психического развития
Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).
Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
Создание доверительных отношений со взрослыми.
Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.
Памятка учителю по работе с детьми с речевыми нарушениями
Очень важны: дисциплина, порядок, точность.
Задавая вопросы и делая замечания, называйте ученика по имени.
Разрешайте ученику задавать Вам вопросы, если он не понял объяснения или инструкции к заданию.
Сопровождайте свои слова действиями, иногда жестами, прикосновениями.
Почерк учителя на доске должен быть чётким, разборчивым. Если даёте задания на карточках, делайте шрифт крупнее.
Дети с нарушениями речи всегда будут медлительнее других. Дайте им дополнительное время.
Дети с нарушениями речи имеют всегда повышенную утомляемость.
Им нужно давать меньший объём работы. Давайте им заранее ознакомиться с материалом по чтению, ОКМ.
Не завышайте требования к письму. Будьте лояльны к почерку, к отступлению клеточек, строк. Оценивайте правильность работы.
Используйте памятки, схемы, наглядные пособия.
Старайтесь всегда произносить вслух то, что пишете на доске.
Учите ребёнка с нарушениями речи самостоятельности, поощряйте его попытки что-либо сделать самостоятельно.
Разрешайте ученику подходить со своего места ближе с доске, если у него плохое зрение.
Учите ребёнка использовать закладки в учебнике, чтобы легче было найти нужную информацию.
Важно знать о наличии хронических заболеваний у детей, которые мешают им полноценно усваивать учебный материал. Дети с нарушениями речи имеют повышенную утомляемость и эмоциональную неустойчивость.
Часто дети имеют нестабильный уровень успеваемости, что связано с их соматическим состоянием. Это отражается на их учебной деятельности, работоспособности.
Важно помнить, что дети с нарушениями речи чувствительны к любому дискомфорту(холод, перегревание, шум, метеоусловия), и тогда их работоспособность резко снижается.
Учитель при беседе с родителями должен обладать большим тактом, быть доброжелательным и очень осторожно давать совет родителям обратиться с ребёнком к логопеду.
Необходимо привлекать ученика с нарушениями речи к участию в жизни класса, школы, занятиям в кружках и секциях.
ПАМЯТКА «О психологическом климате на уроке»
Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для учителя моменты:
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.
Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки). Психологически важно не захваливать хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.С. Макаренко).
Если осуждение со стороны учителя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины учащегося.
Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков (В.С. Сухомлинский).
Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, отметьте ее закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
Мотивируя оценки знаний, скажите ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
Удерживайтесь от излишних замечаний.
Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справитесь.
Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
СОВЕТЫ тем, кто непосредственно участвует в практическойвоспитательно-профилактической работе с «трудными» детьми и их семьями
Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» ученике хорошие стороны.
Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет ребёнка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)
Никогда не злоупотребляйте доверием ребёнка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз, например: «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддаётся обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зёрна добра проросли, нужно время.
Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.