Развитие творческого потенциала учащихся по математике во внеурочное время
Творческие способности учащихся
как условие реализации научной деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Можно рассматривать творческие способности применительно к понятию общие интеллектуальные способности.
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности.
Основными показателями сформированности творческих способностей являются:
Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
Уровень развития: внимания, памяти, воображения.
Уровень развития мышления, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).
Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно–целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно–оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Первое условие успешного развития творческих способностей – ранее начало.
Второе важное условие эффективного развития способностей – заранее окружение ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нём именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребёнок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми способностями? А в семьях художников изобразительными способностями, математиков – математическими и т.д.
Третье условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше и выше. В это время малыш больше, чем когда-либо вынужден заниматься творчеством, решать многое, для него совершенно новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).
Четвёртое важное условие – ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдём малышу на пользу.
Но представленная ребёнку свобода не только не исключает, а наоборот предполагает ненавязчивость, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот пятое немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он может додуматься. Подсказка – распространённая форма «помощи» детям, она только вредит делу!
Развивать творческий потенциал можно через научную деятельность во внеурочное время.
Организовать деятельность учащихся необходимо так, чтобы они сами «открывали» новые для них научные истины, выделим задачи, способствующие формированию творческой личности:
- развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве, умений видеть проблему и способы её решения;
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков поисково–исследовательской деятельности.
Научная деятельность учащихся как средство развития
творческих способностей учащихся
Научная деятельность включает в себя следующие виды работы:
Научно- исследовательская работа;
Факультативы;
Олимпиады;
Математические конкурсы.
Исследовательская деятельность
Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.
Главная цель исследовательской работы – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи:
развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
обобщение и систематизация знаний по предмету;
формирование информационной культуры учащихся.
В своей работе использую такие виды исследовательской деятельности:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
В результате участия в исследовательской деятельности у ученика формируется следующие умения:
самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике.
критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать аргументированные выводы, находить решения;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.
Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность.Метод исследования – это один из возможных методов работы с одаренными детьми. Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.Формы, позволяющие представить результаты исследования:- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;- выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;- доклад с целью сообщения новых знаний;- реферат, публикация, веб-сайт.Методы и приемы:В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы:- изучение теоретических источников;- наблюдение;- поисковый эксперимент;- описательный;- анкетирование;- интервьюирование. Конечный результат – защита исследовательских работ и проектов на школьной, окружной конференции научно-исследовательских работ публикация работ в средствах массовой информации.
Факультатив
Задачи:
учет индивидуальных возможностей учащихся;
повышение степени самостоятельности учащихся;
расширение познавательных возможностей учащихся.
На факультативных занятиях даю дополнительный материал, не входящий в рамки школьной программы. Темами факультативных занятий являются такие как: «Алгоритмы Евклида», «Задачи с практическим содержанием», «Развитие пространственного воображения на примере оригами», «Анаграммы и различные виды логических задач». Веду индивидуальную работу с сильными учениками.
Предметная неделя
Задачи:
представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
повышение мотивации учеников к изучению математики;
развитие творческих способностей учащихся.
Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Привить интерес помогает предметная неделя.
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Математические кружки, факультативы, спецкурсы вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Это математические вечера, викторины, различные дидактические игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и другие. Большой популярностью у школьников пользуются инсценированные сказки. В подготовке этих мероприятий принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их артистические, художественные, музыкальные способности, развиваются смекалка, логическое мышление.
Эффективная и популярная форма работы с одаренными учащимися – олимпиады, позволяющие ребенку проявить свои способности. Одной из возможностей продемонстрировать свои знания и выделиться на фоне других – это успешное участие в олимпиадах. Учащиеся попадают в атмосферу успеха, общаются между равными по интеллекту, появляется желание снова встретиться соревноваться и общаться, а для этого появляется необходимость дополнительной подготовки по выбранному предмету.
Участие в школьных, окружных, дистанционных олимпиадах международного и всероссийского уровней.
Дети активно участвуют в олимпиадах разного уровня и занимают призовые места.
Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Дистанционные олимпиады Дистанционная олимпиада проводится через Интернет. Все задания присылаются по электронной почте, и учащиеся отправляют уже готовые ответы. Результаты участия во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах входят в портфель достижений - портфолио ученика. Эти результаты учитываются при итоговом оценивании в школе и могут представляться в приемные комиссии вузов наряду с результатами ЕГЭ.