Развитие творческого потенциала учащихся по математике на курсах по выбору
Развитие творческого потенциала учащихся по математике
на курсах по выбору
В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.
Необходимость усиления внимания к развитию творческой самостоятельности личности обусловлена многими факторами, в частности, заинтересованностью общества в выявлении задатков и максимального развития способностей каждого, возросшей наукоёмкостью современных профессий, необходимостью усиления научного потенциала.
В проекте Концепции математического образования в 12-летней школе отмечается, что опыт, приобретаемый в процессе решения математических задач, способствует развитию как навыков рационального мышления и способов выражения мысли (лаконизм, точность, полнота, ясность и т.д.), так и интуиции – способности предвидеть результат и предугадать путь решения. Математика – путь к первым опытам научного творчества, путь к пониманию научной картины мира.
Воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности – одна из трёх целей, ежедневно ставящихся на уроке.
Разработкой педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности подростка, занимались многие психологи и педагоги. Можно выделить 3 основных подхода.
1. Творчество – процесс необузданный, неуправляемый, непредсказуемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения.
2. Творчество есть лишь новаторский подход к решению задачи, то есть творческое мышление – результат методических размышлений.
3. Творчество предполагает совпадение мотива и цели, то есть увлеченность самим предметом. Деятельность не приостанавливается и тогда, когда, выполнена исходная задача. Имеет место развитие деятельности по инициативе личности.
Если говорить о математике не как о средстве поступления в ВУЗ, а как о научной дисциплине, интерес или неинтерес к математике к 8-9 классу уже сформировался. Одной из важных задач элективных курсов является развитие у учащихся интереса собственно к математике. Ученик должен чувствовать удовлетворение от красиво решенной задачи, от возможности приложения математических методов к другим дисциплинам.
Важной целью обучения является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, понимание ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира. Очень важно показать, что при решении разного рода «нематематических» проблем очень помогает следование логике математического мышления. Например, в ходе различных рассуждений, в логическом построении речи, в способности к критическому пониманию чужой речи и т.д.
По мнению ученого Далингера, «Творчество воспитуемо. Но творческие умения могут проявляться лишь как результат обобщения учеником собственных наблюдений, собственных неудач и удач, как результат активности самого школьника. Творчество не только проявляется, но и формируется в самостоятельной деятельности школьника».
Методика обучения на элективных курсах должна развивать у учащихся навыки организации умственного труда и самообразования.
Вольно или невольно, но часы, отведённые на элективный курс, хочется использовать для закрепления содержания основной программы, для подготовки к итоговой аттестации. На вступительных экзаменах мы имеем набор задач, минимум времени на их решение, практически отсутствие требований к оформлению. На первый план выходят такие моменты, как развитие скорости решения, умение мгновенно переключаться с одного типа задач на другое, выбор оптимальной стратегии при решении, как каждой отдельной задачи, так и экзамена в целом. Таким образом, важнейшим становится динамика выбора методов, развитие системного мышления, вообще – уход от жёстких формальных схем и алгоритмов. Для этого требуются специально разработанные комплексы нестандартных задач, направленных на развитие творческого мышления обучающихся, что является одним из факторов развивающего обучения. Высокий уровень творческой самостоятельности учащихся обеспечивают задания проблемно-поискового характера.
В этот комплекс обязательно должны входить задачи с модулем, с параметром, обратные задачи, логические и комбинированные задачи, текстовые задачи, междисциплинарные задания с практическими приложениями.
К сожалению, в большинстве учебников для средней школы практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы подготовке учеников к деятельности творческого характера и формированию у них соответствующих интеллектуальных умений. Математические знания учащихся слишком часто оказываются формальными, у учащихся не формируется разумный подход к поиску способа решения незнакомых задач. Поэтому я пришла к выводу, что важным становятся не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Главная цель обучения – приобретение обобщающих стратегий. Надо учить учиться. Для развития творческих способностей учащихся центр тяжести в обучении должен быть перенесён с заучивания и запоминания на развитие пытливости и самостоятельности.
В математике основным средством развития творческих способностей ученика является решение задачи, при этом основной целью должна являться не получение решение задачи (в смысле ответа), не получение результата решения, а само решение как метод, как процесс, как совокупность логических шагов, приводящих к получению ответа. Это не значит увеличение количества решаемых задач, напротив, если учитель заполнит отведенное учебное время натаскиванием учащихся в шаблонных упражнениях, он ограничит их интерес, затормозит их умственное развитие.
Задача, которую решает учащийся, может быть скромной, но если она бросает вызов его любознательности и заставляет быть изобретательным, и если он решит ее собственными силами, то мы достигнем очень много.
При подборе задач следует придерживаться таких принципов:
1) на каждом занятии должны быть задачи, решение которых доступно большинству школьников. Одна задача наиболее трудная (обычно связана с ведением новой математической идеи.)
2)Задачи располагаются сериями так, что в каждой группе имеются такие, которые можно решить, опираясь на раннее решённые задачи.
Большой обучающий эффект даёт решение задачи разными способами. Поэтому я в своей практике стала проводить уроки одной задачи.
Урок одной задачи – это поиск разных способов решения этой задачи. На уроке одной задачи ученик слышит разные рассуждения, мнения, видит различные приёмы решения, у ученика появляется возможность найти свой способ решения, то есть способ, который ему понятен.
У основной массы учащихся здравый смысл опережает математическую подготовку. Это обусловливает высокий интерес школьников к решению логических задач. От обычных задач они отличаются тем, что не требуют вычислений, а решаются с помощью рассуждений.
Я применяю принцип организации процесса обучения в форме предметного общения с использованием кооперативных форм работы учащихся.
Таким образом, всё это способствует увеличению роли содержательных мотивов изучения математики. Уменьшилось число учащихся с ориентацией на результат.
Если в результате занятий элективным курсом ученик продолжил образование по пути, как связанному, так и не связанному с изучением математики, - цель достигнута. Не достигнута она в том случае, если ученик не понял, нравится ему заниматься математикой или нет.