выступление на семинаре на тему: Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы
Учитель начальных классов: Букина Т.В.
Современное российское общество на пороге третьего тысячелетия подверглось серьезным изменениям. Если раньше главной задачей обучения было формирование у учащихся знаний, умений и навыков, а главной задачей воспитания – коллективистических качеств, то сегодня во главу угла встала задача формирования творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся, динамическом мире.
Наша школа, как и многие школы нашего города, сотрудничает с Институтом новых образовательных систем. Мы работаем по УМК «Планета знаний» 4 года. И в этом году будет первый выпуск.
УМК «Планета знаний» - это комплект новых учебников для начальной школы, это первый комплект учебников в котором полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования.
Каждый учитель нашей школы, который взял этот учебно-методический комплект открывал правила инновационного преобразования сам, обращаясь за помощью к авторам УМК, дополнительной литературе по новым педагогическим технологиям, посещал семинары опытных учителей нашего города. Наверное, это правильно. Личный опыт, собственные промахи, ошибки и открытия, а в результате – еще одна неповторимая методика. Однако, может быть потому и медленно идет преобразование, что в нем до сих пор не открыты свои законы.
Так в нашей школе на ШМО учителей начальных классов возникла мысль вывести правила инновационного преобразования, которыми мы хотим с вами поделиться. Обращаясь к которым каждый учитель сможет найти свои приемы и способы работы. Основное отличие этих правил заключается в том, что они отвечают не на вопрос, «КАК» добиться того или иного образовательного эффекта, а на вопрос «ЗАЧЕМ» это нужно делать.
Выводы, представленные сегодня сделаны на основе опыта работы по УМК «Планета знаний». Правил получилось пять и все они довольно простые, а вот приемов, с помощью которых учителя достигают целей инновационного преобразования, может быть куда больше, и это понятно: у каждого свой путь, свой опыт, свои идеи.
Правило№1
Переход от одной технологии к другой должен предваряться хорошей подготовкой не только учителя, но и обучающегося.
Задача учителя – организовать работу таким образом, чтобы самому стать наименее заметной фигурой в образовательном процессе.
Наши учителя используют приемы, направленные на развитие фантазии, причинно-следственного мышления, развитие языкового чутья, умения выполнять сложные проблемные задачи.
- Так на уроках чтения, при изучении сказок, мы предлагаем придумать другое начало, или изменить роли сказочных героев, или ввести свой персонаж. Например, изучая сказку «Колобок», детям предлагается добавить еще одного героя – собаку, окончание сказки меняется кардинально, ведь теперь лисе не удастся съесть Колобка.
- На уроках математики детям нравится включение в устный счет таких игр и заданий, как игра «Да-нет», «Хорошо-плохо», «Черное – белое» «Муха».
- На уроках окружающего мира у детей вызывают интерес альтернативные способы действий:
-Что надо сделать, чтобы не выходя из дома узнать, какая сегодня погода? (Кто больше предложит способов? -шелест листьев, одежда людей, поведение животных, небо, показание термометра, прогноз погоды)
-Используем такие приемы, как: сбор ассоциаций,
Например на уроке развития речи по теме «Сочинение по картине Васнецова «Богатыри».
Такой методический прием, как сбор ассоциаций, преследует цель: подготовить детей к выполнению последующей работы.
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов и выражение, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы ученики писали приходящие на ум ассоциации.
Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем.
Следующий прием- составление кластера.
Кластер – это схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.
Цель этого приема: установление максимального количества признаков изучаемого понятия.
Например: тема урока «Имя прилагательное как часть речи»
Детям дается задание: выделите основные отличительные признаки имени прилагательного, как части речи. Примерный результат работы Вы видите на экране.
Следующий прием- диаграммы сравнения.
Цель: развитие умения сравнивать и обобщать
Например: тема урока «Правописание слов с разделительным Ъ и Ь.»
Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Причем отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные - в месте их пересечения.
Примерный результат работы Вы видите на экране.
Правило№2
Использование существующего разнообразии
Любая технология имеет свои основные и опорные формы организации обучения, как бы они не назывались: урок, занятие, мастерская Выявив форму инновации, надо сравнить ее с уроком, ведь и новая форма имеет свою методическую структуру.
Здесь мы используем такие приемы как парная и групповая работы.
Методический прием, представляет собой работу в парах или в группах, в процессе которой обучающиеся делят предметы, признаки, слова, буквы, стихотворные строки на две группы, объединенные общей чертой.
Например, подобная карточка для игры «Слова-магниты» может быть использована при определении авторов по названию произведения, главным героям или строкам.
Правило№3
ЗУНы существуют, чтобы их использовали.
Учителями создаются различные ситуации, в которых дети не только используют накопленные ЗУНы, но и приобретают новые, развивая таланты и способности. Эта работа проводится разными методами. Но проводится она не для того, чтобы все получили одинаковые «порции образованности», а для того, чтобы каждый ребенок мог использовать то, что уже умеет, и развивать свои собственные способности.
Здесь мы используем такие приемы, как: лексическая, орфоэпическая , орфографическая разминки, проектная деятельность, проблемные ситуации на уроках, развитие внеклассной работы
Например, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Он органично сочетается с групповыми методами. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Правило№4.
Психологический комфорт – залог психического здоровья.
Умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения – чрезвычайно важная способность человека, дающая возможность удовлетворения потребности в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности.
В результате практических упражнений дети учатся строить межличностные отношения на взаимном уважении, доверии и поддержке, создавая при этом атмосферу психологического комфорта, способствующего укреплению их психического здоровья.
Здесь мы используем такие приемы, игры, упражнения, как: «Комплимент», «Поиск общего», «Руки», «Бутон», «Сотворим в себе солнышко дружелюбия»
Правило№5
Изменение направления оценивания
Все люди, участвующие в образовательном процессе имеют право повлиять на него, продемонстрировав другим свое отношение к происходящему.
Мы стараемся специально создавать ситуации, в которых дети вынуждены задуматься над тем, как к их поведению относятся другие, почему их любят или не уважают.
Для этого мы используем такой прием как введение самоотметок. Сотворчество взрослого и ребенка – важный педагогический прием, который помогает не только в формировании изобразительных возможностей младших школьников, но и способствует воспитанию самоуважения и обеспечивает тот самый психологический комфорт, когда ребенок заранее уверен в своей деятельности.
Лучшим вариантом выставки детских работ являются коллажные формы, когда в итоге соединения детских рисунков получается очень интересный общий результат. Например, «Сказочная птица», туловище и голову которой нарисовал учитель, а каждый ребенок декоративным узором раскрасил всего одно перо.
Л. И. Выготский говорил о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», то есть обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка.
Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов, не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие успех дела. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие нашей работы.
В заключении мы предлагаем Вам диаграмму качества знаний учащихся по УМК «Планета знаний» и «Школа России», где показатели в пользу комплекта «Планета знаний».
А сейчас, некоторые из этих приемов вы увидите на открытых уроках учителей нашей школы.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315