Родительское собрание Речевые трудности ребенка
Родительское собрание «Речевые трудности ребенка»
-Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня я собрала всех родителей, чьи дети посещают логопедические занятия. Если вы пришли, значит вам не безразлично, речевые трудности вашего ребенка.
В школу приходит немало детей с недостатками произношения звуков
Научить детей говорить чисто и правильно цели, которые стоят не только перед логопедом, но и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит под влиянием взрослых.
Однако занятий с логопедом для выработки навыков правильного звукопроизношения недостаточно.
Необходима помощь родителей. Ежедневные занятия по логопедии приведут к более быстрому исправлению дефектов звукопроизношения.
Что позволит логопеду охватить большее количество детей по постановке звуков.
Сегодня я расскажу вам, как вы должны работать со своими детьми дома, объясню некоторые моменты, которые вы должны знать.
Перед тем как начать заниматься с ребенком над постановкой звука, мы проделываем некоторую работу:
Сначала я знакомлю детей с речевым профилем (слайд2) В образовании звуков работают различные органы артикуляции.
Дальше мы с детьми на каждом занятии учимся выполнять артикуляционную гимнастику (это упражнения для органов артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого неба, щек, нижней челюсти.)
При регулярных выполнениях упражнений у ребенка развивается точность, сила и дифференцированность движений органов речи.
Для чего нужны артикуляционные упражнения:
- чтобы сформировать правильное произношение звуков родного языка;
- для профилактики нарушений звукопроизношений;
- Для того, что бы у ребенка быстрей выработалась достаточная подвижность речевых органов. Требуется помощь родителей выполнение (домашней работы).
- При проведении артикуляционной гимнастики в домашних условиях требуется выполнять следующие правила: (слайд3)
Ежедневно, лучше 2-3 раза в день;
Сидя перед зеркалом;
Каждое упражнение повторять 5 – 7 раз;
Продолжительность занятий от 3 до 15 минут;
Сначала взрослый показывает, затем ребенок выполняет синхронно с показывающим;
Надо следить за правильностью выполняемых ребенком движений;
В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение;
Динамические упражнения выполняются плавно и точно; – это ритмичное повторение движений по 6-7 раз для переключаемости речевого аппарата.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд; - это удерживание артикуляционной позы в течение 6-15 секунд.
Для того чтобы ребенок не устал, проводить упражнения в игровой форме.
- Давайте мы сейчас с вами попробуем выполнить некоторые упражнения. Я буду говорить, что нужно делать, а вы выполнять. (слайд4-9)
«Заборчик» Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать губы в таком положении.
«Рупор» Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуки [о]. Верхние и нижние резцы видны. Зафиксировать в таком положении губы досчитав до 10.
«Лопаточка» Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Следить, чтобы язык не дрожал, губы не напрягались, Держать 10 – 15 сек.
«Лошадка» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Следите, чтобы нижняя челюсть не прыгала
«Чашечка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть неподвижна. (Что бы выполнить правильно потяните кончик языка к носу)
«Грибок». Рот открыт широко, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу и присосать. удерживать в таком положении под счет до 10( напоминает лошадку). Следить, чтоб боковые края языка не провисали, губы не натягивались на зубы.
- Ну, что какие выводы можете сделать? (без зеркала сложно, трудные упражнения, нужно, что бы кто-то контролировал.)
3. Параллельно с артикуляционной гимнастикой проводится работа над дыханием.
Она необходима для дифференциации ротового и носового дыхания, для формирования достаточной силы вдоха и выдоха. Для формирования направленной струи воздуха при произнесении разных звуков. (слайд10)
Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа)
Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
Дозировать количество и темп проведения упражнений (Выполнить каждое упражнение не более 5 раз.)
- Снова предлагаю вам испробовать себя в роли ваших детей. Я объясняю, как выполнять упражнение, а вы его делаете: (слайд11)
«Фокус». Вата кладётся на кончик носа. Рот открыт. Губы в улыбке. Вытяните язык, загните его кончик вверх и подуйте на ватку, чтобы сдуть её с носа. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. Ватка летит строго вверх
« Футбол». Представьте, что перед вами ворота. Вытяните губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Пытаясь загнать его в ворота. Следите, чтоб щеки не надувались.Когда с ребенком поставлен звук, мы разъясняем артикуляционную характеристику звука (слайд12)
Определить положение губ;
Определить положение зубов;
Определить положение языка;
Определить работу голосовых связок; (слайд13-14)
После этого мы даем акустическую характеристику звуку(слайд15)
Определить гласный или согласный звук;
Определить твердый или мягкий звук;
Определить глухой или звонкий звук;
Определить силу воздушной струи.
Приступая к работе над автоматизацией самого звука соблюдаются следующие этапы:
1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
3. Автоматизация звука в словах.
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
5. Автоматизация звука в стихах.
6. Автоматизация звука в текстах, рассказах.
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Правила автоматизации звуков при работе дома
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
Соблюдать этапы автоматизации звука;
Не приступать к следующему этапу, если звук не автоматизировался на предыдущем;
Сначала речевой материал воспроизводит взрослый, затем ребенок;
Вовремя давать подсказку о звуке;
Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома;
Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки)
Не проводить занятие, если ребенок голоден, сильно устал или расстроен;
Важно мотивировать ребенка, если у него пропадает интерес к занятиям;
Домашняя работа контролируется старшими.
Памятка родителям.
Правила артикуляционной гимнастики при работе дома
Ежедневно, лучше 2-3 раза в день;
Сидя перед зеркалом;
Каждое упражнение повторять 5 – 7 раз;
Продолжительность занятий от 3 до 15 минут;
Сначала взрослый показывает, затем ребенок выполняет синхронно с показывающим;
Надо следить за правильностью выполняемых ребенком движений;
В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение;
Динамические упражнения выполняются плавно и точно;
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд;
Для того чтобы ребенок не устал, проводить упражнения в игровой форме.
Правила дыхательной гимнастики при работе дома
Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа)
Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
Дозировать количество и темп проведения упражнений (Выполнить каждое упражнение не более 5 раз.)
Примерные игры для дыхательной гимнастики:
Снежинки
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза. Бабочка, лети!!(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
Футбол. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
Буль-бульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Дудочка. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
Свеча. Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Правила автоматизации звуков при работе дома
Соблюдать этапы автоматизации звука;
Не приступать к следующему этапу, если звук не автоматизировался на предыдущем;
Сначала речевой материал воспроизводит взрослый, затем ребенок;
Вовремя давать подсказку о звуке;
Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома;
Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки)
Не проводить занятие, если ребенок голоден, сильно устал или расстроен;
Важно мотивировать ребенка, если у него пропадает интерес к занятиям;
Домашняя работа контролируется старшими.
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
Примерные игры на автоматизацию звуков:
«Назови ласково», «Один – много», «Придумай имена», «Доскажи слово», «Верни слово» - игра с мячом взрослый говорит слово и кидает мяч ребенку, а ребенок повторяет слово и кидает мяч обратно. «Добавляй слог», «Слова вокруг нас», «Четвертый лишний» «Составить предложение по мнемотаблице» и пр.