Родительское собрание Трудности адаптации ребёнка в школьном коллективе (1 класс)
Родительское собрание.
«ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В КОЛЛЕКТИВЕ».
« Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.
Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Наши дети – это будущие отцы и матери , они тоже будут воспитывать своих детей. Но и это не всё : наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми...»
А.С. Макаренко « О воспитании».
Задачи собрания:
Познакомить родителей особенности адаптации детей в коллективе.
Предложить практические советы по адаптации ребёнка в коллективе.
Основные вопросы для обсуждения:
Физиологические трудности адаптации ребёнка к школе.
Психологические трудности адаптации ребёнка к школе.
Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школе.
Родительский практикум по проблеме.
Оформление классного кабинета к родительскому собранию:
На школьной доске – тема собрания.
К собранию готовится выставка первых рисунков детей на тему «Мои первые дни в школе».
ХОД СОБРАНИЯ:
I. СОБРАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ОБСУЖДЕНИЯ ПЕРВОГО ДНЯ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ.
Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый день в школе в душе ребёнка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребёнок в кругу семьи в честь того, что он стал школьником.
II. ПРОВОДИТСЯ РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребёнок переступил порог школы, в вашей душе, в вашем сердце поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в корзину и достаньте то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ваш ребёнок находится в школе, и назовите его».
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание помогает выявить проблемы и трудности семей, связанные с школьным обучением ребёнка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
III. ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСА «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ».
С приходом ребёнка в школу меняется его статус. Теперь он не просто ребёнок, теперь он ученик. При этом возникают некоторые проблемы и вопросы, на которые и родители и учитель должны обратить внимание:
Изменение режима дня ребёнка, увеличение физической нагрузки.
Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности ребёнка между выполнением уроков.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов, овощей.
Организация правильного питания ребёнка.
Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной системы, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
IV. ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ».
Создание благоприятного психологического климата в отношениях ребёнка со стороны всех членов семьи.
Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
Неформальное общение с ребёнком после каждого пройденного школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребёнка и не только за успехи в учёбе. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.
V ИТОГ СОБРАНИЯ.
- Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые помогут родителям помочь подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в период адаптации. Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку, и, с их помощью готовить ребёнка к жизни в коллективе.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
- НЕ ОТНИМАЙ ЧУЖОГО, НО И СВОЁ НЕ ОТДАВАЙ.
- ПОПРОСИЛИ–ДАЙ, ПЫТАЮТСЯ ОТНЯТЬ-СТАРАЙСЯ ЗАЩИЩАТЬСЯ.
- НЕ ДЕРИСЬ БЕЗ ПРИЧИНЫ.
- ЗОВУТ ИГРАТЬ- ИДИ, НЕ ЗОВУТ-СПРОСИ РАЗРЕШЕНИЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ, ЭТО НЕ СТЫДНО.
- ИГРАЙ ЧЕСТНО, НЕ ПОДВОДИ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ.
- НЕ ДРАЗНИ НИКОГО, НЕ КАНЮЧЬ, НЕ ВЫПРАШИВАЙ НИЧЕГО. ДВА РАЗА НИ У КОГО НИЧЕГО НЕ ПРОСИ.
- БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН. КОГДА ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ.
- ИЗ- ЗА ОТМЕТОК НЕ ПЛАЧЬ, БУДЬ ГОРДЫМ. С УЧИТЕЛЕМ ИЗ-ЗА ОТМЕТОК НЕ СПОРЬ И НА УЧИТЕЛЯ НЕ ОБИЖАЙСЯ. СТАРАЙСЯ ВСЁ ДЕЛАТЬ ВОВРЕМЯ И ДУМАЙ О ХОРОШИХ РЕЗУЛЬТАТАХ, ОНИ ОБЯЗАТЕЛЬНО У ТЕБЯ БУДУТ.
- НЕ ЯБЕДНИЧАЙ И НЕ НАГОВАРИВАЙ НИ НА КОГО.
- СТАРАЙСЯ БЫТЬ АККУРАТНЫМ.
- ПОЧАЩЕ ГОВОРИ: ДАВАЙ ДРУЖИТЬ, ДАВАЙ ИГРАТЬ, ДАВАЙ ПОЙДЁМ ДОМОЙ ВМЕСТЕ.
- ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ, ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ! ТЫ - НЕПОВТОРИМЫЙ ДЛЯ САМОГО СЕБЯ, РОДИТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ, ДРУЗЕЙ!
- Познакомьте детей с этими правилами, поместите их на видном месте в уголке ребёнка и желательно в конце каждой недели обсуждайте с ребёнком: какие правила у него получается выполнять, какие нет и почему.
15