ГЛОССАРИЙ «Слушание музыки. Музыкальная литература» Учебно-справочное пособие по предмету.


Управление культуры муниципального образования «Холмский городской округ»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
ГЛОССАРИЙ
«Слушание музыки. Музыкальная литература»
Учебно-справочное пособие по предмету.
Составитель: Таран М.М.
Преподаватель теоретических дисциплин.
Холмск
2014
Аббревиатура (от лат. Abbreviate – сокращаю) – сокращенное и упрощенное обозначение в нотном письме.
Абсолютный слух – слух музыкальный, совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Подразумевает высокую тонность восприятия, как отдельных музыкальных элементов (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей (ладовое чувство, чувство ритма, мелодичного, гармоничного и другие виды слуха). Абсолютный слух – способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков.
Ad libitum (от лат. по желанию) по своему усмотрению.
A cappella (от итал. а капелла) – многоголосное хоровое пение, без инструментального сопровождения.
Аккомпанемент – сопровождение солиста, вокалиста или инструменталиста.
Альт – низкие, детские певческие голоса, а также исполняемая ими партия в хоре или вокальном ансамбле. В многоголосной музыке голос (партия), расположена выше тенора, но ниже сопрано.
Аллеманда – старинный танец немецкого происхождения, как бытовой и придворный танец появилась в Англии, Франции, Нидерландах в середине 16 века.
Ансамбль – совместная игра или совместное пение нескольких инструментов или голосов. Выражение хороший ансамбль – означает стройное, отчетливое исполнение, когда все участники составляют одно целое.
Антракт – музыка исполняемая в опере или в драматическом театре, между актами, перед открытием занавеса.
Апофеоз (от греч. – обожествление) – торжественное прославление героя или какого-либо события в заключительной сцене театрального представления.
Аппассионато (от лат.- страстный) – страстно, воодушевленно. Обозначает характер исполнения музыкального произведения или его части.
Аранжировка (от франц. – приводить в порядок) – переложение музыкального произведения для иного состава исполнителей.
Ариозо (от итал. – наподобие арии, напевно) – небольшая комбинация арии лирического характера.
Ария (от итал. – воздух) – композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории.
Багатель (от франц. – безделушка) – небольшая, нетрудная для исполнения музыкальная пьеса, главным образом для клавиатурного инструмента.
Балет (от итал. – танцую) – вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах.
Баллада – в средние века у романских народов – одноголосная, танцевальная песня. В 12-13 вв. – один из важнейших жанров искусства трубадуров и труверов. В народном искусстве Англии, Шотландии, Ирландии – сюжетно повествовательная песня на фантастическом, легендарно-историческом, бытовом материале. Характерны краткость в изложении событий и наличие драматической развязки (Шубер лесной царь).Бальный танец – танец предназначенный для общественного развлечения, исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах или балах.
Баритон – мужской голос, на высоте средний между басом и тенором.
Баркарола (от итал.- лодка) – первоначально, песня венецианских гондольеров. Музыкальный размер. Движение мелодии мягкое, колеблющееся, ритмический рисунок, сопровождение монотонный, лад минорный, характер лирический. Со временем пьеса претерпела изменения: используется мажорный лад. Как жанр камерной, вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта.
Барокко (от итал.- причудливый, странный) – стиль в архитектуре, музыке. Наиболее ярко стиль барокко проявился в Италии, где его черты наметились в многохорных вокально-инструментальных полифонических произведениях.
Бас (от итал.- низкий) – самый низкий мужской голос. Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.
Бурре (от франц.- делать неожиданные скачки) – старинный, французский, народный танец. Возник около середины 16 века.
Былины – эпический жанр, русского музыкально-поэтического фольклора. Былины относятся к героическому эпосу. Значительная часть сюжетов былины восходит к эпохи Киевской Руси.
Ваганты (от лат.- бродячие, скитающиеся) – средневековые странствующие поэты и певицы. В Западной Европе слагали сатирические стихи, песни, пародии. Расцвет творчества 12-13 вв.
Валторна (от нем.- лесной рог) – медный духовой инструмент. Появилась в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога.
Вальс (от нем.- кружиться в танце) – парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением. Особенно интенсивно развивался в Вене в творчестве Штрауса – отца, позднее его сына Иоганна Штрауса, прозванного «королем вальсов».
Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и ее нескольких (не менее двух) измененных воспроизведений (вариаций). В балете – небольшой технический сложный, композиционно развитый танец.
Веснянки – украшенные, календарные, обрядовые песни призыва весны, приученные к равноденствию.
Виолончель – смычковый инструмент скрипичного семейства, басово-тенорового регистра. Конструкция виолончели аналогична скрипке, но виолончель больше по размерам. Классические образцы созданы в 17-18 вв. итальянскими мастерами Н. Амати, А. Страдивари и др., а также русскими и советскими мастерами И. Батовым, Т. Подгорным, Н. Фроловым и др.
Вокализ (от латин.- гласный, звучный, певучий) – упражнения для развития вокальной техники; концертное произведение, чаще для сопрано, с инструментальным сопровождением.
Гавот – старинный, французский, народный танец. В 17 веке гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер. Встречается в инструментальных сочинениях крупной формы, является постоянной частью танцевально-инструментальной сюиты.
Галоп – бальный танец 19 века. Исполняется в стремительном, скачкообразном движении. Возник в Германии в 1820-х годах, появился во Франции и распространился по всей Европе.
Гимн – название различных по содержанию торжественных песен. Гимнический характер свойствен ряду музыкальных произведений, а также их отдельным частям, входящим в инструмент, концерт, оперу, кантату, ораторию. В настоящее время государственные гимны приобрели значение звучащего символа государства.
Гитара – струйный, щипковый инструмент лютневого типа.
Гобой – язычковый духовой инструмент, входит в состав деревянной, духовной группы симфонического оркестра, используется как сольный и ансамблевый инструмент.
Гопак – украинский народный танец. Хореография танца включает прыжки и другие виртуозные, танцевальные движения. Существует сольный, парный, групповой. Темп быстрый. Нередко исполняется как самостоятельная музыкальная пьеса.
Гусли – деревянный, русский, многострунный, щипковый инструмент.
Джаз – род профессионального музыкального искусства. Возник на юге США в конце 19 начале 20 вв. В результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. В течение первых двух десятилетий 20 в. Сформировался новоорлеанский стиль джаза, затем чикагский стиль. На протяжении своей истории джаз не был замкнутым, музыкальным явлением. В результате его взаимодействия с модными, танцевальными ритмами и фольклором возникли рок-н-ролл, босанова.
Дивертисмент (от фр. развлечение) музыкальное произведение развлекательного характера. С 18 века – инструментальные, многочастные произведения как для камерного ансамбля или оркестра, так и для одного инструмента.
Дирижер (от франц.- направлять, управлять) – музыкант исполнитель, руководитель оркестра, хора, ансамбля, оперной труппы.Дискант – высокий детский певчий голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
Дуэт (дуо, от лат.- два, двое) – название ансамбля из двух исполнителей вокалистов, инструменталистов. Вокальная пьеса для двух голосов с инструментальным сопровождением.
Духовой оркестр – коллектив исполнителей на духовых, деревянных и медных или только медных и ударных инструментах.
Жанр (от франц.- род, вид) – многозначное понятие характеризующее виды музыкального творчества. В прикладной музыке сформировались признаки первичных жанров (песенно-танцевальные жанры, марши и тд.) и вторичные жанры музыки (соната, концерт, симфония и т.д).
Жига – быстрый, старинный, народный танец кельтского происхождения (Ирландия). Музыкальный размер 3/4, 6/8, 6/4, 3/8. Во французской, клавирной сюите являлось заключительной частью.
Запев – в хоровых песнях начальная часть песни или куплета, исполняемая солистом (запевалой) или группой солистов. В куплетной форме часть куплета с обновляющимся текстом.
Запевала – певец-солист (солистка), исполняющий запев хоровой песни. В народном хоре ведущий певец.
Имитация – одни из древнейших элементов многоголосия.
Импрессионизм (от франц.- впечатление) – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в конце 19 начале 20 вв. в творчестве К. Дебюсси. Музыкальный импрессионизм сближают с импрессионизмом в живописи, красочность, стремлении к воплощению мимолетных впечатлений, к одухотворенной пейзажности.
Инвенция (от лат.- находка, приобретение) – небольшая двух-трех голосная пьеса, обычно имитационного склада.
Интерлюдия (от лат.- между игрой) – пьеса, разделяющая или связывающая части музыкального произведения.
Интродукция (от лат.- введение, вступление) – часть произведения, выполняющая функцию вступления.
Каватина – небольшая лирическая ария.
Камерная музыка – вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования.
Камерный ансамбль – группа исполнителей камерной музыки, выступающий как единый художественный коллектив (трио, струп, квартет и т.д.).
Камерный оркестр – оркестр небольшого состава, основу составляет струпная группа, дополняемая иногда фортепиано, несколькими духовыми, ударными.
Канон – музыкальная полифоническая форма, при которой мелодия в каждом имитирующем голосе, вступает до того, как она закончилась в другом голосе.
Кантата – один из основных жанров вокальной музыки, произведение исполняемое певцами-солистами и хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев – многочастное.
Кантилена – напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная.
Капелла – хоровой, исполнительный коллектив.
Капельмейстер – руководитель хоровой капеллы, в 19 веке. – дирижер симфонического театрального оркестра.
Квартет – ансамбль из 4-х исполнителей (инструменталистов или вокалистов). Музыкальное произведение 4-х певчих голосов или инструментов.
Квинтет – ансамбль для 5-х исполнителей или певчих голосов.
Клавикорд – струнный, клавишный, ударный инструмент. Считается родоначальником всех инструментов этого вида.
Кларнет – деревянный, духовой, язычковый инструмент.
Классицизм (от лат.- образцовый) стиль в литературе, искусстве 17- начала 19 вв.
Комедия дель арте – комедия масок, буффонное представление итальянского театра.
Контрабас – самый большой и низкий по звучанию струнный, смычковый инструмент.
Контральто – низкий, женский голос.
Контрданс (деревенский танец) – старинный, английский танец. Музыкальные размеры 2/4 и 6/8.
Концерт – произведение в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава или отдельных групп или соло. Классический концерт обычно рассчитан на одного солиста. Публичное исполнение музыки, обычно по заранее объявленной программе.
Концертмейстер – в оркестре один скрипач, солист симфонического или оперного оркестра, иногда заменяет дирижера. Музыкант возглавляющий каждую из видовых групп симфонического оркестра. Пианист помогающий инструменталистам, артистам, вокалистам разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.
Котильон – бальный танец французского происхождения, близок к контрдансу.
Краковяк – польский народный танец, упоминается уже в 14 веке. Имел торжественный характер воинского шествия. Музыкальный размер 2/4.
Кульминация (от лат.- вершина) – высшая точка музыкального развития, момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении.
Куплетная форма – самая распространенная в народной и профессиональной музыке песенная форма, основанная на повторениях неизменной мелодии песни, но с изменяющимся текстом.
Куранта – придворный танец итальянского происхождения, часть инструментальной сюиты. Умеренный темп, размер 3/4, 3/8.
Ламенто (от итал.- жалоба) – название пьес печального, скорбного характера.
Лезгинка – народный танец, распространен на Кавказе. Музыкальный размер 6/8. Мелодия четкая, динамичная, темп быстрый.
Лендлер – австрийский и немецкий народный, парный, круговой танец. Музыкальный размер 3/4, 3/8, темп умеренный, движения с прыжками.
Либретто – словесный текст оперы, оперетты. Литературный сценарий балетного спектакля. Краткое изложение оперы, оперетты, балета.
Литавры – древний ударный инструмент, входит в состав симфонического оркестра. Состоит из котлообразного корпуса, сверху обтянута кожаной мембраной. Корпус металлический, натяжение мембраны регулируется.
Лютня – струнный щипковый инструмент ближневосточного происхождения. Распространенный у народов Армении, Молдавии, Азербайджана и других стран Восточной и Южной Европы, а также Африки и Азии.
Мандолина – старинный, щипковый инструмент типа лютни.
Мануал (от лат.- ручной) – клавиатура для рук в многоклавиатурных инструментах. На органе до 7, клавесине до 3. Расположены одна над другой.
Мелизмы – небольшие, относительно устойчивые упражнения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми, условными знаками или мелкими нотами: форшлаг, трель, мордент, группетто и др.
Мелодекламация (от греч.- напев, петь и декламация) – художественное чтение, сопровождаемое музыкой.
Мелодия – одноголосно выраженная, музыкальная мысль.
Менестрель – в средние века профессиональный музыкант и поэт, иногда рассказчик, служивший у феодала, странствующий музыкант.
Менуэт – старинный французский танец. Стал придворным танцем (1670). Музыкальный размер 3/4. Музыку менуэта вводили в музыкально-сценические произведения, в сюиты, симфонии, в камерные произведения (сонаты, трио, квартеты).
Месса – центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором важная роль отводится музыке.
Музыка – искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании.
Мюзет – тип французской волынки. Старинный французский, народный танец. Темп быстрый.
Мюзикл – музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства.
Ноктюрн (от лат.- ночной) – распространившееся сначала 19 века, название пьес (обычно инструментальных, реже – вокальных) лирического, мечтательного характера.
Нонет – ансамбль из 9-ти музыкантов – исполнителей (инструменталистов или вокалистов).
Нюанс – оттенок звучания. Различают динамические оттенки и оттенки характера.
Ода – инструментальная или вокально-инструментальная композиция, предназначавшаяся для празднования определенного события, для прославления какой-либо идеи или личности.
Октет – ансамблевая группа из 8-ми музыкантов – исполнителей (вокалистов и инструменталистов).
Опера – вид музыкально-театрального искусства, музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Оратория – крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
Орган – клавишно-духовой инструмент. Состоит из труб, воздуха, нагревательного механизма и аппарата управления.
Оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.
Павана – торжественный медленный танец распространенный в Европе в 16 веке. Для него характерны четкость строения, преимущественно аккордовое изложение. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный.
Партитура – способ нотной записи многоголосного музыкального произведения. Предназначена для исполнения ансамблем, хором или оркестром.
Партия – в многоголосной вокальной, вокально-инструментальной, ансамблевой и оркестровой музыке одно из слагаемых фактуры музыкальных произведений, предназначенных для исполнения музыкальным голосом или отдельным музыкальным инструментом.
Пассаж – отрывок произведения, последовательность звуков в быстром движении.
Пассакалья – песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары. В 17 веке стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Ее черты – торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-х дольный метр, минорный лад.
Песни без слов – небольшая, инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса, в которой доминирует напевная мелодия и сопровождение.
Пиццикато – прием извлечения звука щипком, на струнных смычковых инструментах.
Полонез – польский танец. Развился на основе народного «пешего» танца –шествия степенного, торжественного характера. Полонезом открывались торжественные, танцевальные вечера и придворные балы. Имеет 3-х дольный размер.
Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса. Первоначально представляла собой импровизационного характера. Вступление к основной пьесе (обычно фуге).
Программная музыка – род инструментальной музыки, а также музыкального произведения, имеющие словесную программу и раскрывающее ее содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное произведение. Простейший вид программной музыки - картинная программность (музыкальные картины природы, народных празднеств и т.д.).
Простые формы – музыкальные формы из 2-х или 3-х частей (возможны повторения), каждая из которых не сложнее периода. Возникли в песенной и музыкальной музыке. В 13 веке.
Период – наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законченную музыкальную мысль. Нормативная продолжительность периода 8 или 16 тактов в зависимости от темпа, размера, жанра сочинения.
Регтайм (от англ.- неровный, рванный) – стиль фортепианной игры и связанный с ним жанр танцевальной фортепианной пьесы. Специфика регтайма – несовпадение регулярной ритмической пульсации в партии левой руки и свободно синкопированной полуимпровизационной темы в партии правой.
Реквием (от лат.- покой, отдых, успокоение) – траурная, заупокойная месса, состоящая из нескольких частей.
Рефрен (от франц.- припев) - в форме рондо, повторяющийся раздел с основной темой.
Речитатив – род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи.
Романтизм – художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18-19 вв. Особый акцент в романтической музыке на воплощении мечтательных, лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений. Композитор романтик передает свои чувства, мысли, свои впечатления от окружающего мира, в особенности от природы, с повышенной эмоциональной выразительностью.
Романс – камерное, вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Рондо – форма музыкального произведения, ведущее свое происхождение от песен с припевом (рефреном). Главная тема + рефрен + повторяется трижды, а между ее повторами находятся изменяющиеся разделы – эпизоды.
Сарабанда – величавый испанский танец. Размер трехдольный, движение медленное. Являлось одной из частей музыкальной сюиты.
Секстет – вокальный или инструментальный ансамбль из 6-ти исполнителей; произведение, написанное для 6-ти инструментов или голосов.
Септет – ансамбль из 7-ми исполнителей; произведение для 7-ми инструментов или голосов.
Серенада (от итал.- вечерняя музыка) – исполнявшиеся на открытом воздухе одночастные или многочастные вокальные инструментальные пьесы в честь кого- либо или как обращение к любимой женщине. Вокальная, короткая, лирическая пьеса для одного голоса с инструментальным сопровождением или для какого-либо инструмента соло с сопровождением.
Симфония (от греч.- созвучие, согласие) – многочастное (циклическое) произведение. Свой классический образ симфония приобрела в творчестве композиторов венской, классической школы Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Бетховена. Это 4-х частный сонатно-симфонический цикл, включающий аллегро в сонатной форме, медленную часть, менуэт и финал. Стабилизировался исполнительский аппарат – парный состав симфонического оркестра. Композиторы венской школы создали различные типы симфонизма, народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, в дальнейшем лирико-эпические и лирико-психологические песенного симфонизма.
Скерцо (от итал.- шутка) – инструментальная пьеса (самостоятельная или часть сонаты, симфонии), обычно 3-х частного строения..Скрипка – струнный, смычковый инструмент. Самый высокий по регистру инструмент семейства смычковых.
Соло – исполнение одним певцом или инструменталистом самостоятельной партии в многоголосном сочинении при одновременном звучании хора или оркестра, музыкальное произведение для исполнения одним голосом или инструментом с аккомпанементом или без него.
Соната (от итал.- звучать) – один из основных жанров инструментальной музыки. Соната - циклическое произведение (3 часа) камерной музыки. Сонаты пишутся как для фортепиано и других инструментов соло , так и для небольшого ансамбля.
Сонатина – небольшая соната, по масштабу соната облегченной фактуры, имеющая относительную простоту тематического материала и его незначительного развития.
Сонатная форма – музыкальная форма называется еще: сонатное или симфоническое аллегро, т.к. ей присуще подвижное и даже быстрое движение, и потому что она является первой, а нередко и последней существенной частью сонаты и симфонии. Состоит из трех разделов – экспозиции, разработки и репризы; возможны вступления и кода.
Сонатная экспозиция – включает изложение и первоначальное развитие основных тем в различных тональных планах.
Разработка – высшая степень напряжения всего развития.
Реприза – повторение, т.е. восстановление нарушенного противопоставлением данных тем равновесия, посредством проведения всего тематического материала в одном тональном плане.
Сопрано – самый высокий, женский, певчий голос, основные разновидности: драматическое, лирическое и колоратурное.
Спрингданс (от норверж.- прыгать) – норвежский, крестьянский танец. Получил название в связи с особенностью исполнения в припрыжку. Музыкальный размер 3-х дольный, темп оживленный и постепенно ускоряющийся к концу танца, ритм пунктирный.
Стиль – свойство, манера, характерные черты, совокупность черт, система выразительных свойств, указывающих на индивидуальную манеру письма композитора (того или иного времени, эпохи), а также мастерство исполнителя.
Сюита (от франц.- ряд, последовательность) – многочастное, инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес.
Тарантелла – итальянский танец, очень быстрый и подвижный, размер 6/8.
Тема – мотив, мелодия. Одноголосная мелодия (в фуге) или мелодия со всеми голосами сопровождения.
Тарелки – древний, ударный инструмент. Представляет собой два металлических диска, с чашеобразными возвышениями в центре или ударяют друг о друга и глушат прижимая к груди.
Тембр – окраска, звучание голоса инструмента, то, что отличает друг от друга издаваемые различными инструментами тоны даже одинаковой высоты, длительности и силы.
Темп – степень скорости движения музыки.
Тенор – высокий мужской голос, бывает драматический - сильный, полнозвучный и лирический – мягкий, нежный.
Терцет – ансамбль из 3-х голосов или инструментов: музыкальное произведение для 3-х голосов или инструментов.
Токката – виртуальная пьеса быстрого, но мерного движения в одинаковых, «мелких» по длительности дробных тонах.
Тремоло – быстрое чередование одного и того же тона или аккорда.
Трель – очень быстрое чередование 2-х соседних тонов или полутонов.
Треугольник – звенящий ударный инструмент. Это стальной треугольник, о который ударяют стальной палочкой.
Трио – ансамбль для 3-х голосов или инструментов.
Тромбон – медный духовой инструмент со специальным механизмом (кулисой).
Труба – духовой, медный, мундштучный инструмент, по звучанию самый высокий из медных духовых инструментов.
Туба – самый низкий по звучанию медный инструмент.
Тутти – звучание всех инструментов оркестра.
Увертюра (от франц.- открывать) – инструментальное вступление к крупному произведению (опере, балету, оратории, театральному спектаклю); самостоятельное, независимое от театра музыкально-драматическое или изобразительное (программное) произведение.Ударные инструменты – инструменты, на которых звук извлекается ударом. Различают ударные инструменты с определенной высотой (литавры, колокольчики, ксилофон и др.) и с неопределенной высотой (барабаны, бубен, треугольник, кастаньеты и др.).
Унисон – однозвучие, образуемое двумя или более голосами, нулевой интервал, одновременное исполнение одного и того же музыкального текста двумя или несколькими музыкантами.
Фагот – деревянный, духовой, язычковый инструмент. Обладает своеобразным тембром, это один из основных сольных, ансамблевых и оркестровых духовых инструментов.
Финал – заключение, завершительная часть симфонии, сонаты, концерта, а также конечные сцены опер или отдельных актов оперы.
Флейта – деревянный или металлический духовой инструмент. Существуют продольные и поперечные флейты, обладает высокими звуковыми и техническими возможностями, отличается относительной легкостью звукоизвлечения.
Форма музыкальная – тип композиции: сонатная форма фуга, вариационная форма, канон, 2-х частные и трехчастные песенные формы инструмннтальной и вокальной музыки, циклические формы.
Фортепиано – клавишный струнно-ударный инструмент. Название возникло от контраста во звукоизвлечении форте-пиано (громко-тихо).
Форшлаг – мелодический орнамент (украшение) из одного или 2-х быстро исполняемых соседних тонов перед основным тоном.
Фрагмент – отрывок музыкального произведения.
Фуга (от лат.- бег) – полифоническая форма, содержащая имитационное экспонирование индивидуализированной темы и ее дальнейшие проведения в разных голосах, в разных регистрах и иной тональности. Проведение тем отделены в фуге друг от друга интермедиями.
Фугетта – небольшая фуга, сравнительно простая, по содержанию и композиционным приемам.
Хор – группа исполнителей вокального, многоголосного произведения. Хор однородный – или мужской, или женский или детский; смешанный – мужчины, женщины и дети.
Халлинг – норвежский, сольный, мужской народный танец. Музыкальный размер 2/4, реже 6/8, ритм разнообразен, части чередуются, темп умеренный, ускоряется к концу танца.
Хормейстер – руководитель хора, хоровой дирижер.
Хота – испанский парный танец, энергичный по характеру, в подвижном темпе и 3-х дольном метре.
Циклическая форма – многочастная форма: сюиты, сонаты, симфонии, концерты, квартеты (ансамбли), кантаты, мессы, а также другие виды музыки, состоящие из нескольких самостоятельных частей, пьес, связанных единым замыслом (вокальный цикл, фортепианный цикл).Чакона – инструментальная пьеса, народный испанский танец, музыкальный размер 3/4 или 3/2, темп медленный, величавый.
Чардаш – венгерский народный танец. Музыкальный размер 2/4 или 4/4, состоит из 2-х контрастных частей – медленной, патетической и быстрой, стремительной.
Челеста (небесный) – клавишно-ударный инструмент с нежно-звонким и светлым тембром. Струны заменены металлическими пластинками.
Экосез – шотландский танец оживленного движения в четком размере 2/4.
Экспозиция (показ) – название одного раздела в фуге, сонатной форме, рондо-сонате.
Экспромт – инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса, импровизированного характера.
Элегия – пьеса грустного, скорбного настроения, лирическая песнь – размышления.
Эпилог – заключение, итог. Заключительная часть музыкально-сценического произведения.
Этюд – вокальное или инструментальное произведение, цель которого развить ту или иную сторону техники.
Юмореска – музыкальное произведение шутливого характера, близкое к скерцо.