Урок на тему: Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.


Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
I.Этап. Проверка Д/З.
Дайте общую характеристику круглых червей?
Назовите особенности нервной и выделительной системы?
Назовите меры профилактики заражения человека круглыми червями?
II.Этап. Изучение новой темы
Они живут в тиши подземной,
Тихонько двигаясь, шурша.
Едят листву, опад бесплодный,
Ее глотают неспеша.
У. Молодцы, это дождевые черви.
Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, что мы можем нового узнать? - Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей.
-Как связано строение с их образом жизни?- В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?- В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”.Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?
1. Рассказ учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.
Тип кольчатых червей, или кольчецов, охватывает около 9 тысяч видов червей, обладающих гораздо более сложной организацией, чем представители других типов червей. Определенные черты строения личинок кольчатых червей (тело не разделено на сегменты и покрыто ресничным эпителием) позволяет предположить, что кольчатые черви произошли от плоских червей.
Это произошло более 600 млн. лет назад.
Кольчатые черви населяют соленые и пресные водоемы, почву. Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.
Кольчатые черви, подобно плоским и круглым червям, трехслойные животные с двусторонне - симметричным телом. Тело дождевых червей очень сильно вытянуто; состоит из большого числа похожих друг на друга сегментов, образованных кольцевидными перетяжками. Сегменты иначе называют кольцами, отсюда и название класса кольчатые или кольчецы. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.
2.Работа с текстом «Этот удивительный дождевой червь» с использованием методики «Пометки на полях»
Задание по освоению новых знаний: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, осмысливая его содержание, останавливайтесь на значке*. Ответьте на вопросы 1- 4, а затем обсудите ответы на вопросы сначала с соседом по парте и потом с учителем.
Чтение текста с пометками:   + я это знал,   - я этого не знал,   ! это меня удивило
Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью.* Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. * Дождевые черви живут во влажной почве. Особенно много червей на поверхности земли бывает после дождя, т.к. вода заливает воздухоносные поры в земле. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев*. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см*.
Вопросы:
1. Какое значение дождевого червя в природе?(1 балл)
2. Чем питается дождевой червь?(1 балл)
3. Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность
земли? 2 балла
4. От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? 3 балла
Ответы:
1. Они перемешивают почву, снижают ее кислотность, повышают плодородие.
2. Питаются перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем.
3. дождевых червей можно увидеть на поверхности земли после дождя,
потому что нечем дышать.
4. в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы.
Просмотр презентации « Тип кольчатые черви»
Индивидуальная работа учащихся;
рассказ учителя. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.
Тело всегда сегментировано. Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов. Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.
Особенности кожно-мускульного мешка. Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.Полость тела. У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.Пищеварительная система устроена значительно сложнее. Состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба, мускульного желудка, средней и задней кишки.Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по продольным и кольцевым сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.
Органы  чувств – глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки -  осязание, они расположены на головных сегментах.Половая  система. Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.
Задание самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: внимательно слушайте, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному плану. Произведите взаимопроверку с соседом по парте.
1. Особенности кожно-мускульного мешка______________________________________
2. Полость тела______________________________________________________________
3.Характеристика:
а)пищеварительной системы______________________________
б)выделительной системы________________________________
в)кровеносной системы__________________________________
г)дыхательной системы__________________________________
д)нервной системы______________________________________
е) органы чувств________________________________________
ж)половой системы______________________________________
Критерии оценки: За каждый правильный ответ по 1 баллу, итого- 9 баллов.
Ответы:
1. кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы, кожного эпителия, кольцевых и продольных мышц.
2. имеют вторичную полость тела. ( целома).
3.
а) ротовое отверстие → глотка → пищевод → зоб → желудок → кишечник → анальное отверстие.
б) представлена метанефридиями (выделительные воронки), которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.
в) продольные сосуды, кольцевые сосуды, сердце, замкнутая к/с
г) органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.
д) окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка
е) глазки, обонятельные  ямки,  усики  и щетинки -  осязание.
ж) Дождевые черви – гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи, бесполое размножение – редко.
III. Оценивание учащихся
Критерии оценки за урок :« 5» - 16-14 балла;
«4» -13-10 баллов;
«3» -9-6 баллов
«2» - менее 5 баллов.
IV этап. Рефлексивная деятельность 
Что мы узнали на уроке (по цепочке отвечает каждый ученик)
1.Тело всегда сегментировано.
2.Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.
3.Имеют вторичную полость тела(целом).
4.Полость тела разделена перегородками.
5.Кровеносная система замкнутая.
6.Выделительные органы открытого типа.
7.Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел- «головной мозг».
8.Органы чувств у многощетинковых червей расположены на головных сегментах.
9.Органами передвижения у малощетинковых являются щетинки (по 8 на каждом сегменте), у многощетинковых- параподии с пучками щетинок.
Выводы: Кольчатые черви имеют более высокую организацию по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.
Самоанализ на самооценку урока. С помощью смайликов
- урок понравился
- урок заставил задуматься
- урок не понравился.
Домашнее задание.
1)Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте § 17- 18 и выполните задание в тетради § 17-182) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов или приготовить презентацию «Многообразие кольчатых червей»
3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?