Урок по русскому языку в 8классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.»




Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.
Тип урока по целеполаганию: Урок закрепления и повторения материала
Цели урока:
Образовательная. Учащиеся закрепляют знания об однородных членах предложения; отрабатывают и закрепляют навыки постановки знаков препинания при однородных членах и при обобщающих словах при однородных членах; убеждаются в синонимии сложносочинённых предложений и предложений с однородными членами, учатся составлять предложения с однородными членами.
Развивающая. Развивают самостоятельное мышление, анализируют языковый материал, обобщают, делают выводы.
Воспитательная. Убеждаются в необходимости кропотливого труда.
Задачи урока:
Знать члены предложения: главные и второстепенные, однородные члены предложения;
Уметь составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложение по заданным моделям
ХОД УРОКА

1.Самоопределение к деятельности.

Вы должны всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким трудом. (Горький)
-Раскройте содержание цитаты Горького применительно к урокам русского языка.

2. Актуализация знаний
1) Объясним указанные орфограммы
2) Произведём синтаксический разбор этого предложения

Вы должны всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким

трудом. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено однородными членами)
- Итак, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О предложениях с однородными членами)

2) Проверка теории
- Используя данное предложение, назовите признаки однородности
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Дайте определение обобщающего слова.
- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

3.Постановка проблемы.
-Только ли в предложениях с однородными членами употребляется сочинительный соединительный союз И? (Союз И употребляется очень часто как в простых, так и в сложных предложениях).
4. Открытие детьми нового знания.
- Убедимся в больших возможностях русского языка сказать об одном и том же, используя предложения разных конструкций
1)Перестройте простое предложение с однородными членами в сложносочинённое:

Проснулись птицы и наполнили рощу разноголосым пением. - Проснулись птицы, и роща наполнилась их разноголосым пением.
Теперь наоборот:
Шумело мрачное море, и скалистый берег с силой обмывался его волнами. - Шумело мрачное море и с силой обмывало скалистый берег своими волнами.

2) Анализ текста: описание вечерней степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.

-Найдите предложения с однородными членами, докажите свой выбор.
-Текст состоит из 4-х предложений. Какое из них имеет обобщающий характер, а остальные три опираются на него, раскрывают его содержание?
-Перестройте данный текст в простое предложение с однородными членами
Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась свистом пёстрых сусликов, трещанием кузнечиков, криком лебедя с уединённого озера.

Вывод: без сомнения, гоголевский текст богаче красками. Полнее отражает жизнь. Однако же смысл его можно передать одним предложением.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Прочитайте другой отрывок из повести Гоголя «Тарас Бульба»:
Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах Всё было чисто, вымазано цветной глиной. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами На полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями
- Ответьте на вопрос: чем была убрана светлица Тараса Бульбы. Ответить надо простым предложением с однородными членами. Сравните ваш вариант с предложенным учителем:

Светлица Тараса Бульбы была убрана саблями, нагайками, ружьями, хитро обделанным рогом для пороху, кувшинами, резными серебряными кубками, позолоченными чарками венецианской, турецкой, черкесской работы , зашедшими в светлицу Бульбы всякими путями

6. Рефлексия. Предложения – ловушки:
-Прочитайте афоризмы, выпишите те, которые имеют однородные члены:
Деятельность единственный путь к знанию.
Всякий вид работы приятнее, чем покой.
Приятны завершенные труды.
Ответ ребят: здесь нет предложений с однородными членами.
- На основании чего вы сделали такой вывод? (Дети называют признаки однородности членов предложения, которых в данных предложения нет)
7.Учитель:
И мы завершили урок, надеюсь, что он был полезен для вас.

Воля и труд человека
Дивные дивы творят! (Н.А.Некрасов)


Дом.задание:



















































15