Методическая статья из опыта работы по применению активных методов обучения на уроках английского языка.
Из опыта применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих
способностей учащихся.
Жилина А.В., учитель английского языка МАОУ СОШ №4
г.Губкинский
2015
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира – общепризнано, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал, развивать прогрессивные технологии. В связи с происходящей модернизацией системы образования в России усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности.
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, фактор, объединяющий государства и народы, средство социализации.
Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к широкому использованию современных педагогических технологий.
В последние годы в своей педагогической практике я уделяю наибольшее внимание технологии проблемного обучения, особенно при работе в старших классах. Считаю её наиболее прогрессивной и отвечающей требованиям современного образования.
Что подразумевает проблемное обучение?
Древний мыслитель Декарт сказал: «Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения. Другими словами, основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Проблемное обучение - это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемное обучение используется мною как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников.
Я – сторонник проблемного обучения, так как в основу системы ее работы положена теория, исходными идеями которой являются развитие активной жизненной позиции ученика и развитие его творческих способностей. На уроках я часто затрагиваю проблемы, которые интересуют учеников, потому что это облегчает усвоение материала и способствует развитию устной речи. Мною всегда высоко ценится интеллигентность ребят, их независимость во взглядах.
На мой взгляд, с помощью проблемного обучения на уроках английского языка можно:
выявить индивидуальные наклонности каждого ученика;
учить наблюдать, исследовать, активизировать мыслительную деятельность, т.к. нет готовых ответов на вопросы ни в одном учебнике;
учить слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника, следуя поговорке «один ум хорошо, а два лучше»;
заинтересовать учащихся в познании окружающего мира;
изменить роль учителя (учитель - не контролер, а наставник, советник, источник информации, который разделяет общую ответственность за результат).
Я стараюсь проблемно ставить вопросы учащимся на каждом занятии. Как известно, проблемность требует объяснения, обоснования, анализа и оценки, доказательства, поэтому повествовательную формулировку учебного вопроса я сознательно преобразую в проблемную.
Для реализации основной цели проблемного обучения мною широко используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения, которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, активным методам обучения присущи: активность познавательной деятельности учащихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.
Опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задачи, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Отклики школьников подтверждают вышеизложенную мысль, что их больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.
Педагог-новатор Т.Н. Гончарова считает, что сегодня “эффективность обучения определяется тем, в какой мере сами ученики включаются в самостоятельный поиск истины”. Это требует основательной подготовки не только со стороны учащихся, но в большей степени – со стороны учителя, которому необходимо иметь обширные знания не только в педагогике, но и в других областях.
Виды активных методов обучения, применяемых мною на уроках.
Учебная тематическая дискуссия.
При обсуждении теоретических и практических проблем мною обычно используется метод дискуссии для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др.
Опыт подсказывает, что метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Дискуссия нуждается в хорошей организации, поэтому я заблаговременно составляю план ее проведения. В нем, как правило, намечаю:
– несколько узловых вопросов и блоки (по 3-4 дополнительных, частных вопроса к каждому узловому), с помощью которых охватывается основное содержание темы;
– вступление, направленное на завязку дискуссии;
–основные аргументы и тезисы, которые будут главным ориентиром в ходе обсуждения;
– задания наиболее продвинутым учащимся для выполнения роли оппонентов по ряду ключевых позиций.
Иногда основные вопросы оформляю в виде специальных схем, в которых лишь одно из трех-четырех положений является верным. Как показывает опыт работы, необходимость выбора пробуждает активность мысли, желание поспорить, высказать свою точку зрения.
Дискуссия имеет определенную динамику, в которой отчетливо выделяются три этапа: завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов.
Завязка дискуссии. Тему преподношу в виде умственной задачи, решить которую однозначным ответом нельзя – здесь требуется размышление, дающее обычно разные варианты ответов. Также забочусь, чтобы задачи соответствовали интересам и возрастным потребностям учащихся. И только тогда дискуссия воспринимается как жизненная, актуальная и значимая.
Во вступительном слове я не просто предлагаю выступить, ответить на вопросы, а создаю интеллектуально-эмоциональную атмосферу, побуждающую участников дискуссии свободно высказаться, поставить новые вопросы. Стимулирую дискуссию на сравнение двух и большего числа мнений, позиций и соответствующих аргументов. Не менее эффективными являются задачи, ориентирующие на поиск причин и мотивов определенных событий и решений, на прогнозирование возможных результатов и следствий. Решение этих задач является хорошей базой для дискуссий.
Коллективное обсуждение. По мере вовлечения учащихся в совместный поиск решения поставленной проблемы появляется дух состязательности и заинтересованности.
При руководстве дискуссией также использую следующие приемы:
-”подбрасываю в печку дров”, т.е.стимулирую коллективную мысль вопросами, ситуациями, примерами, нуждающимися в обсуждении, вызывающими разные мнения и, следовательно, споры. Также могу предложить обсудить мысль, высказанную одним из учеников;
-стимулирую активность похвалой, проявлением интереса;
-приглашаю к дискуссии пассивных учащихся, задавая вопросы, имеющие связь с их индивидуальными интересами и склонностями;
-мягко сдерживаю «чрезмерно активных учеников» постановкой перед ними вопросов, требующих некоторой подготовки или прямым призывом к сдержанности;
-если появляются конфликтные ситуации или напряженность в группе, эмоциональный накал, использую юмор, шутку;
-периодически подвожу промежуточные итоги, фиксирующие успехи в решении одного вопроса и определяю переход к другому.
Так как дискуссия всегда несет элементы спора, то в ходе занятия ”внушаю” учащимся, что:
- в споре надо быть готовым к тому, что их мысли могут быть встречены собеседником не с восторгом, а со скептицизмом. Такое отношение не надо считать ни глупостью, ни консерватизмом, ни недобрым отношением, оно может быть вполне оправданным;
-необходимо мобилизовать интеллект и доказательными аргументами преодолеть отношение неприятия;
- не следует спорить из удовольствия поспорить;
- людей без ошибок не бывает, не бойтесь ошибаться;
- спор – явление желательное при условии, что он проходит в атмосфере умственного соревнования. Разногласия неизбежны, но сам спор не должен превращаться во взаимные обвинения.
При подведении итогов дискуссии, я всегда стараюсь подвести учащихся к общим выводам, прийти к определенному положительному результату в пределах отведенного времени.
Метод “круглого стола”
Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных методов обучения на средней и старшей ступенях обучения для реализации задач проблемной технологии. Иногда на” круглый стол” приглашаю учащихся более старших классов в качестве “cпециалистов”’.
Метод “круглого стола”, как правило, практикую на этапе обобщения материала темы. Для активного участия привлекаю самих учащихся к подготовке вопросов “круглого стола”. Учащиеся предлагают проблему для обсуждения, которая заранее доводится до приглашенных на “круглый стол” гостей. Сама тщательно готовлюсь в рамках данной темы, учитывая все пожелания для того, чтобы занятие прошло активно, и учащиеся не только задавали вопросы, но и высказывали свои точки зрения:
- планирую мероприятие таким образом, чтобы участвовали все присутствующие, а не только ведущий и приглашенные гости. Иначе это будет не круглый стол, а вечер вопросов и ответов.
- cтараюсь создать на занятии доверительную, доброжелательную атмосферу;
- при подведении итогов занятия, обязательно поблагодарю всех, кто принимал активное участие в обсуждении проблем "круглого стола".
Деловая игра.
Для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем я использую занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.
Опыт показывает, что занятия в форме деловой игры в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике.
Организация деловой игры на занятиях и подготовка к ней - процесс творческий, он требует заинтересованности и моей инициативы, как учителя, так и учеников. Планируя деловую игру, я прогнозирую достижение необходимых целей и следую требованиям деловой игры:
-игра стараюсь проводить в атмосфере непринужденности и поиска с привлечением максимального числа участников;
-учитываются интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний и интересы;
- довожу до сведения учащихся правила игры.
Деловая игра состоит из 3-х этапов: подготовка к игре (определение целей игры, выработка правил игры, определение и распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей учащихся, продумывание критериев оценки, методическое и материальное обеспечение игры, определение заданий на самоподготовку, расчет времени, теоретическая подготовка); проведение деловой игры, подведение итогов.
На занятии мною используются различные варианты организации и проведения деловых игр: дебаты, ток-шоу, игра-интервью и другие)
Таким образом, деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.
"Интеллектуальный штурм"
Сущность метода "интеллектуальный штурм" заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы. Интеллектуальный штурм способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели.
При планировании "интеллектуального штурма" я обязательно соблюдаю следующие условия и правила:
-нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;
- краткость и ясность выражения мысли участниками ИШ;
-недопустимость критических высказываний по поводу высказываемой точки зрения;
-недопустимость повтора сказанного другими участниками ИШ;
-стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;
-возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных ранее;
- тактичное и благожелательное ведение ИШ со стороны ведущего;
-гласность в показе идей, получивших признание.
Для того, чтобы занятия в рамках метода "интеллектуального штурма" было успешным, провожу его по этапам:
1-й этап - формулирование проблемы, которую необходимо решить, обосновываю задачи для поиска решения. Далее вместе с учащимися определяем условия коллективной работы, вырабатываем правила поведения в процессе ИШ, и формируем рабочие группы по 3-5 чел и экспертную группу, в обязанности которой входит разработка критериев оценок и отбор наилучших идей;
2-й этап - тренировочная разминка. Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы и задачи тренировочной сессии. Задача этого этапа - помочь учащимся максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов, психологических барьеров (неловкости, стеснительности, боязни ошибок и т.п.).
3-й этап - мозговая атака-штурм поставленной проблемы. Генерирование идей начинается по моему сигналу одновременно во всех группах. Каждой группе прикрепляется эксперт из числа учащихся, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.
4-й этап - оценка и отбор наилучших идей. Пока эксперты на основе установленных критериев отбирают идеи, рабочие группы отдыхают.
5-й этап - сообщение о результатах мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения, рекомендация лучших идей к внедрению.
Таким образом, метод «интеллектуального штурма» помогает учащимся формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.
Метод проектов
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Я использую эту технологию уже на протяжении 7 лет. Она направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается коллективным характером выполнения заданий при работе над проектом; деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта я ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, компьютерная презентация и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работу над проектом осуществляю в несколько этапов и она обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Моя роль как учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Заключение. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Активные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. Потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; - развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей,
- развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика. Как я уже заметила, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются интерактивные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Практикуя на протяжении ряда лет применение интерактивных методов обучения, я с удовлетворением замечаю, что мои ученики становятся более коммуникабельными, душевными, самостоятельными, умеют обосновать свою точку зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств. Дети стали активнее работать на уроках. При выполнении практических заданий проявляется самоконтроль. Меняется поведение учащихся в коллективе: ведут себя более активно, слушают друг друга, защищают свою точку зрения.
Использование нетрадиционных форм обучения даёт положительные результаты.
У большинства моих старшеклассников хорошо развиты коммуникативные умения. Среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний по всем видам речевой деятельности составляет от 70% до 100%. На протяжении многих лет мои ученики являются победителями и призёрами городской и региональной Олимпиад по английскому языку, принимают активное участие и являются лауреатами и дипломантами конкурсов по предмету регионального, всероссийского и международного уровней.