Методическая разработка на тему «Методика организации и проведения беседы, анкетирования, интервью


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ
ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМ. Т.В. АХАТОВОЙ»
(ГАУ ДО ЯНАО СДЮСШОР ИМ. Т.В. АХАТОВОЙ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему «Методика организации и проведения беседы,
анкетирования, интервью»
Выполнила:
Котковец Алеся Александровна
Инструктор-методист
ГАУ ДО ЯНАО СДЮСШОР им. Т.В.АхатовойЛабытнанги 2016г.

Содержание
1.Введение;
2. Методика организации и проведения беседы;
3.Методика организации и проведения анкетирования;
4.Методика организации и проведения интервью;
5.Заключение;
6.Список использованной литературы.

1.Введение
Широкую известность в исследованиях, проводимых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по социологии, психологии и педагогике, приобрели методы, которые в наиболее обобщенном смысле можно назвать методами опроса. Главное их достоинство в том, что исследователь может опросить большое количество людей, живущих в различных районах, и получить сравнимые и легко анализируемые данные. Кроме того, методы опроса позволяют получать информацию о мнениях людей, мотивах поведения, намерениях и т.д., то есть обо всем, что пока еще не может быть установлено при помощи инструментальных методов измерения. В зависимости от методики и проведения опроса выделяют беседу, интервью и анкетирование.
Данные методы имеют много общего, но предпочтение можно отдать беседе, так как во время беседы исследователь имеет возможность уточнить отдельные мысли респондента (опрашиваемого), развить их и дополнить с помощью вопросов.

2.Методика организации и проведения беседы.
Беседа - вид опроса, строящегося на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом (респондентом) или группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.
Беседа должна проводиться в атмосфере непринужденного и взаимного доверия по заранее намеченному, продуманному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. При подборе собеседника следует находить возможность общения с теми респондентами, которые хорошо осведомлены о предмете исследования и проявляют желание обсудить интересующие исследователя вопросы. Проводящий беседу должен хорошо знать предмет исследования и суметь завоевать доверие собеседника, задавая четко сформулированные вопросы. Исследователь должен быть тактичным, корректным и всегда помнить о том, что его задача - собрать необходимые сведения, а не поучать или спорить.
Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно использовать магнитофон (диктофон). Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, поэтому благоприятной обстановкой является привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.
Таким образом, эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и, особенно, психологической подготовленности, уровня теоретических знаний, от мастерства ведения беседы и даже отличной привлекательности.
Беседа применяется как самостоятельный либо дополнительный способ в целях получения нужной инфы либо объяснений по поводу того, что не было довольно ясным при наблюдении. Требования: - проводить по заблаговременно намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. - беседу вести в свободной форме, без записи ответов собеседника. - участники не должны догадываться об настоящих целях исследования. - сделать атмосферу непринужденности и обоюдного доверия, соблюдая при всем этом педагогический такт. (К примеру: подходящей обстановкой является обычная и естественная среда: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т. п.) - найти метод фиксирования результатов (к примеру, использовать сокрытый магнитофон, диктофон, что позволит в предстоящем кропотливо проанализировать текст беседы, выявить нужные признаки изучаемого явления, получить новые факты). Эффективность беседы зависит: - от опыта исследователя, - степени его педагогической и в особенности психической подготовки, - уровня теоретических познаний, - искусства ведения беседы - личного притягательности.

3.Методика организации и проведения анкетирования.
Анкетирование - метод получения информации посредством письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.
Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.
Приступая к составлению анкеты необходимо:
- хорошо знать самому исследуемую проблему,
- уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),
- предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,
- учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,
- продумать место и время проведения опроса,
- проконсультироваться со специалистами.
Классификация вопросов:
1) по содержанию (Прямые вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования. Например, в анкету может быть включен вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, играет скоростно-силовая подготовка в беге на короткие дистанции?". Однако респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы, поэтому иногда предпочтительнее косвенные вопросы. В этом случае косвенный вопрос прозвучал бы, например, так: "Каково Ваше мнение о сравнительной важности развития скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в системе подготовки бегунов на короткие дистанции?");
2) по степени свободы ответа (Открытыми называются вопросы, не ограничивающие ответа респондента. Например: "В какой сфере деятельности Вы хотели бы специализироваться после окончания вуза?" Такие вопросы позволяют получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов, но в определенной степени подобные ответы, часто носящие пространственный характер, затрудняют последующую обработку полученных результатов.
Вопросы принято называть закрытыми, если возможность выбора заранее ограничивают определенным числом вариантов ответов. Например, "Довольны ли Вы тем, как проводятся занятия по специализации?" При этом могут быть указаны варианты ответов: очень доволен, доволен, безразличен, недоволен, очень недоволен. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом, что респонденту необходимо бывает ответить только "да" или "нет". Например, на вопрос: "Желаете ли Вы после окончания института работать по специальности?" - варианты ответов: 1 -Да; 2 - Нет; 3 - Не знаю. Могут быть вопросы и с "веером" ответом. Например, на вопрос: "Какими видами спорта желают заниматься современные школьники?" - может быть предложен перечень видов спорта (список не должен быть более десяти пунктов);
3) по цели (для получения новой информации: для подтверждения каких-то данных; для проверки на лживость);
4) по форме (дезъюктивные - выбор одного варианта ответа, конъюктивные - выбор нескольких вариантов ответа, шкалированный вопрос для перевода качественного показателя в количественный).
При шкалированном вопросе используется оценка ответов по балльной системе (чаще всего по пятибалльной). Например, на вопрос: "Сильно ли развита сила воли Ивана Ивановича?" - варианты ответов: 5 баллов - "да"; 4 - "больше да, чем нет"; 3 - "не знаю, не уверен"; 2 - "больше нет, чем да"; 1 - "нет").Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. Следует избегать: подсказывающих вопросов, формулировки двух вопросов в одном, большого объема вопросов (ответ на анкету не должен превышать 40 мин).
Рекомендуется следующая примерная модель анкеты.
Введение Указывается, кто (организация) и для чего проводит анкетирование, как будут использоваться данные, гарантируется анонимность, дается инструкция по заполнению анкеты и способам ее возвращения тому, кто проводит анкетирование, выражается благодарность за сотрудничество
Основная часть анкеты
Вступительные вопросы Событийные, фактологические вопросы, призванные заинтересовать респондента, облегчить ему включение в работу
Основные вопросы Наиболее острые, интимные вопросы, связанные с жизненно важными для респондента сферами; сложные по форме вопросы; открытые вопросы
Заключительные вопросы Относительно легкие вопросы, с учетом утомления респондента
ПаспортичкаВопросы о социальном статусе респондента (профессия, должность, образование, стаж работы, возраст и т.д.)
Благодарность за участие в анкетировании
Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы. Кроме того, рассылая анкеты, исследователь не знает, как к ней отнесутся, возвратят ли ее заполненной.
Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и по содержанию, частично, перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Кроме того, следует проверить анкету первоначально на небольшой группе людей. Вся анкета должна быть построена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но и не подсказывать им ответ. При этом опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому анкеты можно сделать анонимными.
При самой процедуре анкетирования следует:
- исключить влияние авторитета (лица, при котором отвечающие не будут откровенны),
- не давать советоваться и обсуждать,
- учитывать условия проведения (ситуационные - неправильно выбрано время; социологические - не тот и манера; психологические - настрой людей),
- помнить, что анкетирование не должно проводиться не чаще двух раз в год.
Полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики и могут служить основой для выявления имеющей место тенденции и формулирования определенных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов тем меньше, чем больше охвачено респондентов и чем представительнее их состав. В литературе об интервьюировании и анкетировании особое внимание уделяется технике составления вопросов и ответов на них, чтобы результаты опросов можно было подвергнуть не только качественной, но и количественной обработке.

4.Методика организации и проведения интервью.
Интервьюирование - проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.
При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:
- опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее);
- вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;
- вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.
При опросе следует придерживаться следующих правил:
1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине;
2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме;
3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;
4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 мин, со взрослыми не более 30 мин);
6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, "Что Вы хотели этим сказать?", "Объясните немного подробнее?");
8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос остается не понят и после повторного чтения, против него следует написать: "Вопрос не понят".
9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.
Интервью - это способ получения инфы методом устных ответов респондентов (разновидность беседы). Отличие от беседы: респонденты и исследователь выступают активными сторонниками, при интервьюировании вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на их. В этом случае ответы могут записываться открыто. Анкетирование - всераспространенная форма опроса. Метод получения инфы - методом письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заранее приготовленных анкет. В отличие от беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция. Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентами. Потому что анкеты можно рассылать по почте либо раздавать при помощи других лиц. Одно из преимуществ анкетирования перед беседой - возможность охвата опросом сходу всех опрашиваемых (все находится в зависимости от количества приготовленных бланков анкет). К тому же результаты анкетирования более комфортно подвергать анализу способами математической статистики. Структура и нрав анкет определяются содержанием и формой вопросов. Потому основной трудностью в построении хоть какой анкеты является методика их подбора и формулировки. Вопросы должны быть понятными, конкретными, короткими и беспристрастными. По содержанию вопросы анкеты бывают прямыми и косвенными. Прямые - получение от респондента инфы, конкретно отвечающей задачкам исследования, т.е. в случае, когда содержание вопроса и объект энтузиазма исследователя совпадают (к примеру: «Нравится ли вам спортивная аэробика как вид спорта?»). Но многие исследователи считают, что на прямые вопросы респонденты отвечают не всегда охотно, если их личное мировоззрение расползается с принятым. Потому время от времени более желательными возможно окажутся косвенные вопросы. Косвенные вопросы - получение нужной инфы осуществляется через побочные вопросы. (К примеру, выявить отношение респондента к спортивной аэробике можно при помощи такового вопроса: «Согласны ли вы с утверждениями, что спортивная аэробика является одним из фаворитных видов спорта в нашей стране?» и т. п.) По форме представления ответов вопросы (задания) анкеты разделяются на открытые и закрытые. Открытые - если аннотация не ограничивает метод ответа на их, если заблаговременно не определяются ожидаемые варианты и ответы респондентами могут быть даны в свободной форме. (К примеру, с целью выяснения желательного дела к какому-либо виду спорта может быть дано последующее задание: «Опишите вид спорта, который вам нравится больше других». Такие формулировки позволяют получить ответы в более естественной форме, содержащие достойные внимания и внезапные факты и обоснование мотивов.) Закрытые - способности выбора ограничиваются определенным числом вариантов, предусмотренных составителем, (к примеру: вопросы ставятся таким макаром, что респонденту нужно ответить только «да» либо «нет». Так, на вопрос: «Желаете ли вы работать тренером после окончания факультета?»
- варианты ответов: 1) да; 2) нет.
Отвечающий должен избрать соответственный из их. Очень увлекательны и такие вопросы, которые содержат набор ответов, позволяющих выразить интенсивность представления респондента. К примеру: «Довольны ли вы тем, что для продолжения обучения избрали педагогический факультет физической культуры?».
Варианты ответов:
1) очень доволен;
2) доволен;
3) безразличен;
4) недоволен;
5) очень недоволен.) В методике анкетирования могут употребляться также и комбинированные анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа. Правила проведения анкетного опроса:
- Опрашиваемым следует объяснить цели и практическое значение опроса;
- Нужно сохранить возможность анонимных ответов, (не указывать фамилию и другие данные респондентов, если этого не требуют задачки исследования);
- Кроме коротких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые обязаны иметь возможность вчеркивать дополнительные данные и сведения;
- количество вопросов в анкете должно быть не очень огромным.
В исследовательских работах, проводимых студентами факультета, анкетирование может быть ориентировано на исследование опыта учебно-воспитательной работы учителей физической культуры, профессионалов по физкультуре в детских садах, инструкторов по оздоровительной работе либо спортивных тренеров по самым разным вопросам: содержание и способы проведения занятий, способы и формы воспитательной работы с коллективом, более трудные для освоения элементы и т. п.
3.Заключение.
Анкетирование, беседа, интервью эти способы при правильном их применении могут дать интересные и ценные в научном отношении данные. Анкетирование — это письменный опрос. В его базе лежит заблаговременно разработанный вопросник (анкета). При помощи анкетирования обычно изучают публичное мировоззрение, отношение преподавателей к той либо другой проблеме воспитания, обучения и др. Способ анкетирования обхватывает сильно много людей, учреждений. Преимущество анкеты заключается в том, что она не просит личного контакта с опрашиваемыми и комфортна для проведения статистики. Виды анкет. Анкета составляется на базе специально подобранных вопросов. Зависимо от содержания и формы вопросов изменяются структура и нрав анкет. В анкете могут быть прямые вопросы (их содержание совпадает с объектом энтузиазма исследователя); косвенные (такового совпадения не происходит). В проективных вопросах содержится предложение окончить маленькое выражение. По форме анкета может содержать открытые и закрытые вопросы. Вопрос считается открытым, если аннотация не ограничивает метод ответа на него, т. е. в этом случае не подразумевается некий определенный ответ и испытуемый может дать на него ответ по собственному усмотрению. В закрытых вопросах вероятные ответы уже заданы, т. е. варианты ответов и их количество уже определены. Преимущество закрытых анкет заключается в том, что они просто подвергаются статистической обработке. Способ анкетирования имеет много сходства с способом беседы (устный опрос): и в первом, и во 2-м случае перед испытуемым ставятся вопросы, предполагающие ответы. Но если в анкете конструкция вопросов неизменна и просит точного ответа, то при проведении беседы вероятна большая свобода в постановке вопросов, их последовательности, формулировке. Вопросы для интервью следует заблаговременно спланировать, составить вопросник, где нужно бросить место для записи (протоколирования) ответа. При составлении вопросов должны учитываться последующие требования: сначала задаются вопросы более легкие, потом — более трудные; вопросы должны быть лаконичными, определенными и понятными для отвечающих; вопросы должны задаваться тактично и мастерски. В процессе интервью следует придерживаться последующих общих правил: интервьюер должен находиться наедине с опрашиваемым; задаваемый вопрос нужно читать без конфигураций, точно так, как он сформулирован в опросном листе; порядок следования вопросов должен верно соблюдаться; длительность интервью — менее 5 — 7 мин с детками, менее 30 мин со взрослыми; во время интервью нельзя любым образом повлиять на отвечающего, к примеру пробовать давать подсказку ответ, делать знаки одобрения либо неодобрения и т.д. 
6.Список использованной литературы:
1. Бахтеев В.М. Объективная психология. М., 1991г.
2. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1992г.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001г.
4. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М., 2002г.
5. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Р.н/Д., 2002г.
6. Мижериков В.А. Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002г.
7. Мишина Ю.Д. Педагогическая психология. НГУ, 2001г.
8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. С.-П., 2000г.
9. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Р.н/Д., 2002г.
10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Р.н./Д., 1999г.