Коучинг-занятие Как эффективно использовать приемы КМ при работе с текстом?
Князева Наталья Александровна
План коучинг занятия
Тема: Как эффективно использовать приемы КМ при работе с текстом?
Цель: 1. знают стратегии критического мышления для использования их при работе с текстом;
2. осмыслят необходимость внесения изменений в практику преподавания и обучения;
3. размышляют над эффективностью приемов КМ в целях повышения познавательной активности учащихся на уроке.
Результаты обучения:
Узнают о различных стратегиях, используемых для развития критического мышления через чтение и письмо.Осмыслят необходимость применения новых подходов в образовании.
Ключевые идеи:
Критическое мышление (мышление о мышлении) – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке и анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основаниям к действиям.
Материалы и оборудование: компьютер (проектор), постеры, листы А-4 и А-3, карточки с заданиями,
маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, презентация, видеоролик.
Ход проведения:
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться»
А.Тофлер
В работе с текстом мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много,
гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании – прочитанное.
Стадия вызова:Мотивационный настрой – прием «Комплименты»
Объединение в группы. Цветные смайлики (Объединение по цвету смайликов)
Подведение к теме коучинга - работа с эпиграфом.
Стратегия «Репортер». Учителя собирают друг у друга как можно больше информации, касающейся слова, словосочетания или вопроса на карточке.
Что вы знаете о «критическом мышлении»? (опрос ведут 2 человека)Какие приемы критического мышления при работе с текстом вы знаете? (опрос ведут два человека)
Кластер Сводная таблицаФишбон
ЗХУСтратегия IDEAL Плюс Минус ИнтересноБортовой журналСтратегия Кольца ВеннаМышление под прямым углом Двухчастный дневник
Данные анализируют учителя, которые проводили интервью.
«Мозговой штурм» Раздать картинки. Вопрос «Что их объединяет» (на картинке: слон, узелок, блокнот, палец с повязкой)
Вывод: у всех получаются разные варианты ответов. Почему?
Как развивать навыки критического мышления? Через какие методы и приемы возможно это сделать? (Экспертная группа зачитывает результаты опроса)
Стадия осмысления:
Школы разных стран мира имеют не только разные языки обучения. Во всех них можно заметить большое множество отличительных особенностей. Отметим самые интересные факты о школе разных стран.
Школы в Великобритании
Чиновники Великобритании запретили детям 11-18 лет использовать сленг в школах. Даже «привет»/ «пока» дети должны заменить официальными «доброе утро»/ «до свидания». Под запретом и все разговорные сокращения. Власти считают допустимым в школах только литературный, стандартный английский язык. Обоснования таким требованиям просты – стремление улучшить культуру речи и расширить словарный запас школьников. Чиновники уверяют, что это повысит шансы детей на трудоустройство и развитие карьеры в будущем. Группа 1 – прием «Мышление под прямым углом»
Школы во Франции
Школы во Франции удивят вам своей ярко выраженной национальной окраской. Первые школы для деток – это «материнские школы», в которых к общему начальному образованию готовят уже с 2-3 лет. С детьми работают и педагоги, и психологи. В 5 лет все дети обучаются чтению в обязательном порядке. Начальная школа во Франции длится 5 лет. Потом 4 года дети учатся в коллеже. А затем 2-3 года – в лицее или старшей школе. На третьей ступени обучения уже выбирается специализация дальнейшего образования. Лицей во Франции заканчивают только 80% школьников из-за сложностей обучения в нем. Школы во Франции – одни из лучших образовательных учреждений в Европе. Группа 2 – прием «Двухчастный дневник»
Школы в Мексике
В Мексике работает программа общинного образования. Она создана по инициативе Национального совета Мексики по развитию образования с поддержкой Межамериканского банка развития. Программа рассчитана на мексиканских детей, которые проживают в отдаленных деревнях без возможностей получения образования. В рамках данной программы в качестве учителей-стажеров в деревнях поселяются на год или два студенты. Они дают образование детям за скромное жалование. Взамен по окончанию срока пребывания студенты получают гранты для продолжения образования. Каждый год по этой программе обучаются около 300 тыс. детей из 40 тыс. населенных пунктов.
Группа 3 – прием «ИДЕАЛ»
Школы в Австралии
Школьное образование в Австралии стало причиной беспокойства для властей страны. Процветание Австралии выстроено на сельском хозяйстве и овцеводстве. Эксперты обеспокоены, что современные школьники далеки от этих отраслей. Австралийским советом по исследованиям в области образования было проведено исследование по школам страны. Участвовала 61 школа, в том числе это были и сельские школы. Исследование прошли 900 школьников. Результаты шокировали. 40% десятиклассников обозначили животное происхождение хлопка. 13% десятиклассников и 27% шестиклассников ответили, что йогурт является растительным продуктом. Похоже, школы Австралии требуют перемен.
Группа 4 – прием «Кольца Вена»
Школы во Вьетнаме
Вьетнамские школы и даже детские сады Хошимина теперь радуют детей и их родителей нововведенной йогой. Занятия начинаются с позы лотоса, а преподаватель рассказывает мудрые притчи. За день школьники и детсадовцы получают около часа занятий йоги. Возможно увеличить временную продолжительность йоги, выбрав еще и внеклассные урок йоги. Специалисты сферы образования и спорта убеждены, что йога позитивно влияет на достижение учебных целей школьниками, снимает тревожность и повышает концентрацию детей. Родители же счастливы, что дети меньше стали «зависать» в он-лайне. Группа 5 – прием «Бортовой журнал»
Защита групп. При защите групп-идет слайдовое сопровождение «Приемы КМ при работе с текстом»
Физминутка.
Стадия рефлексия:
Прием «Денотатный граф». Каждая группа анализирует понятие «Критическое мышление» через данный прием.
Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ создания денотатного графа: •Выделение ключевого слова или словосочетания •Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку) •Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т. д. ; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия) •Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — "веточки" •Соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т. д.
Итоговая рефлексия 5 мин «Сэндвич»илиØ Мы изучили сегодня....Ø Мы справились хорошо...Ø Группа справилась хорошо...Ø Вы хотите узнать больше о ... Ø Сейчас вы знаете то, что не знали 3 часа назадСтратегия «Подарок»
«Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными при последующей работе? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Источники: