Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У.А. Кстаубаева, преподаватель истории
цикловая комиссия социально – гуманитарных и языковых дисциплин
Одной из самых главных проблем, которую должен решать любой педагог- это проблема усвоения знаний обучающимися. Эта проблема возрастает в несколько раз, если учитывать, что в учебное заведение, готовящее специалистов рабочих специальностей, поступают учащиеся с низкой мотивацией к обучению, зачастую имеющие только базовый уровень знаний[1].
В последние годы в связи с курсом на модернизацию казахстанского образования на всех уровнях, в том числе технического и профессионального образования, происходит поиск новых эффективных методов и методик обучения, которые позволят сформировать важнейшие ключевые компетенции будущих специалистов, научат их распоряжаться полученными знаниями [2].
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития студентов является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение качества знаний, устойчивый интерес к предмету, реальная оценка студентами своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, умение использовать полученные знания в конкретных, реальных ситуациях. Достичь этого помогает кейс-технология.
Актуальность проблемы: Проблема внедрения метода кейс-технологий в практику технического и профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, потому что:
общая направленность развития образования, его ориентация не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности;
возросшие требования к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.
Этим и обусловлен выбор мною данной технологии для изучения, апробации и использования на занятиях истории и общественных дисциплин.
Основная цель: создание условий для формирования ключевых компетенций на уроках истории и общественных дисциплин, через использование кейс – технологии
Задачи:
Изучение, обобщение передового педагогического опыта, изучение возможностей его использования на уроках истории;
Адаптация эмпирических и практических исследований по данной проблематике в образовательную среду учебного заведения;
Разработка уроков, внеклассных мероприятий, с использованием кейс – технологии;
Мониторинг и оценка результативности и эффективности использования кейс – технологии на уроках истории и общественных дисциплин.
Объект исследования: занятия и внеаудиторная работа по истории и общественным дисциплинам
Предмет исследования – метод сase-study как технологии профессионально-ориентированного обучения
Гипотеза исследования – использование на уроках истории и общественных дисциплин кейс – технологии позволит существенно повысить качество знаний студентов, будет способствовать развитию у них самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях[3].
Суть кейс-метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Например, при изучении темы по всемирной истории «Возникновение фашизма и приход к власти фашистов» студентам был предложен кейс, состоящий из кинофрагмента о А. Гитлере и мировом экономическом кризисе 1929- 1933 годов, ряда документов по теме.
Студентам предлагалось проанализировать их и установить связь между мировым экономическим кризисом и приходом к власти фашистов. Решая задачу кейса, на основе имеющихся знаний, увиденного в фильме, жизненного опыта, анализа документов, логических рассуждений, они формулировали новые понятия, выводы, правила.
Студенты сами делали открытия, получали новые знания, что доставляло им удовлетворение и стимулировало их познавательную активность. В результате обработки полученной информации, они смогли сделать выводы, почему фашизм зародился именно в Италии и Германии, связав это с поражением Германии и Италии в первой мировой войне и унизительными для них условиями Версальского мирного договора [4].
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. На открытое занятие по основам права «Права и обязанности родителей. Опека и попечительство» мною было разработано несколько кейсов. Пример одного кейса:
127092075Кейс № 2
Студент 1 курса несовершеннолетний А. Иванов систематически пропускал занятия. Родители, когда их вызвали в колледж, заявили о том, что он их не слушается, и они повлиять на него не могут, предоставив администрации учебного заведения самим решать судьбу их сына.
Вопросы:
Правомерен ли отказ родителей от воспитания сына?
Какое наказание родители могут понести, согласно законодательству РК?
Какие нормативно – правовые акты регламентируют деятельность родителей в данном случае?
Какие обязательства несут родители, согласно кодекса «О браке и семье»?
00Кейс № 2
Студент 1 курса несовершеннолетний А. Иванов систематически пропускал занятия. Родители, когда их вызвали в колледж, заявили о том, что он их не слушается, и они повлиять на него не могут, предоставив администрации учебного заведения самим решать судьбу их сына.
Вопросы:
Правомерен ли отказ родителей от воспитания сына?
Какое наказание родители могут понести, согласно законодательству РК?
Какие нормативно – правовые акты регламентируют деятельность родителей в данном случае?
Какие обязательства несут родители, согласно кодекса «О браке и семье»?

Студенты при решении данных кейсов опирались на целый ряд нормативно – правовых документов, законы «Об образовании», «О браке и семье», Административный кодекс РК и другие.
В данном случае кейс- технология позволяет подать учебный материал в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. С помощью освоения кейсов они формируют опыт успешной деятельности. К тому же они имеют и большой воспитательный эффект, поскольку ситуации, описанные в кейсе, встречаются и в повседневной практике.
Кейсы можно использовать на различных этапах урока, в таких случаях мною используются мини- кейсы. Они, как правило состоят либо из одного или нескольких предложений, абзаца.
Например, при изучении темы по истории Казахстана «Начало присоединения Казахстана к России», мы работаем с мини – кейсами о хане Младшего жуза Абулхаире. Студентам предлагаются отрывки из писем, свидетельства историков. Каждой малой группе дается одно задание, обсудить и решить «Насколько правомерны были действия Абулхаира, которые привели Казахстан к колониальной зависимости?»:
«… мы, Абулхаир-хан, с подвластным мне многочисленным казахским народом Среднего и Малого жузов, все преклоняемся перед Вами, являемся вашими слугами и вместе с простым народом желаем Вашего покровительства и ожидаем Вашей помощи, чтобы с Вашими подданными, башкирским народом; находящимся за Уралом, жить в согласии».
(Из письма Абулхаира к Анне Иоановне)[5]
«…Абулхаир во всех отношениях с Россией домогался признания его ханом 3-х орд. Эти обстоятельства и ряд других соображений приводят к мысли, что после Анракайской победы Болат-хан умер, и на его место надлежало выбрать старшего хана… Абулхаир, командовавший всеми казахскими силами… происходил из младшей линии, из которой ни разу не выбирался старший хан всех 3-х орд… Такой обиды не мог стерпеть старик Абулхаир, человек крайне честолюбивый..» (М.Тынышпаев) [6] «не советывая о том никому, не объявляя своим салтанам и подлым знатным своим биям, предал себя под высочайшую протекцию е.и.в., ко мне милостию над неприятельми своими хотел иметь отомщение, и чрез которою славу е.и.в; хотел привести всех тех легкомышленных и глупых людей в подданство» (из письма Абулхаира) [5]
«Абулхаир нашего народного счастья содержателем и отцом нашим был»
(Из письма хана Абылая генерал – губернатору И. Неплюеву) [7]
Обсуждение происходит с использованием групповой и коллективной организаций деятельности. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом.
Аналогичный прием решения кейсов я использую при изучении кочевой цивилизации, когда одни студенты рассматривают, какие точки зрения были на проблему номадизма, одни рассматривают жизнь и быт номадов, третьи решают проблему и специфику государственности в кочевом обществе. В итоге каждая группа после обсуждения готовит свой проект и защищает ее.
Таким образом, кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями. Использование метода case-study имеет явные преимущества перед простым изложением материала. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
И на наш взгляд, использование на уроках истории и общественных дисциплин кейс – технологии позволит существенно повысить качество знаний студентов, будет способствовать развитию у них самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Список использованной литературы:
Кстаубаева У.А. «Использование информационных технологий, как фактор повышения методической культуры преподавания истории Казахстана в средне – специальных заведениях»// Материалы конференции «Современные образовательные технологии» г. Костанай 2006 г.
Государственный образовательный стандарт образования Республики Казахстан. А. 2007 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 
Кстаубаева У.А. «Проблемное обучение в преподавании предметов социально – гуманитарных дисциплин»// Материалы педагогических чтений «Творческий поиск в педагогической деятельности» Акмолинский финансово – экономический колледж. Г. Астана 2009 г.
Письмо хана Младшего жуза Абулхаира Анне Иоанновне с просьбой принять его с подвластными ему людьми в российское подданство // Материалы по истории политического строя Казахстана. т.1 - Алма-ата: изд 2
«Хан Младшего жуза Абулхаир - личность и политик// Ж. Артыкбаев, Астана 2004г.
И.Ерофеева: Хан Абылай - батыр, полководец, политик. Эпистолярное наследие казахских ханов// Казахстанская правда № 111-112 2012 г.