Парламентский урок «Гражданин. Общество. Государство»

Парламентский урок «Гражданин. Общество. Государство»
Цель: формирование гражданской культуры учащихся.
Задачи:  Обучающие: сформировать основные понятия: гражданин, гражданственность, общество, правовое государство; создать условия для обсуждения с учащимися актуальных проблем российского общества; формировать умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся навыков грамотной устной речи, умения доказывать свою точку зрения, приводя весомые, логичные аргументы.
Воспитывающие: способствовать выработке активной гражданской позиции; активизировать интерес к социальным проблемам города (республики, страны).
точку зрения; дискутируют; рефлексируют.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, аргументировать ответ, высказывать свои мысли логично, вести дискуссию, обосновывать своё решение;
Учебно-познавательная компетенция: умение определять цель и порядок работы, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль;
Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
Организационный момент: гимн РФ, РТ, вступительное слово учителя: Добрый день. Сегодня мы с вами проводим, уже традиционный для нас, Парламентский урок.
Впервые в Татарстане парламентский урок прошел по инициативе Государственного Совета при участии Министерства образования и науки Татарстана и Института развития образования республики в 2009 году. С этого момента проект стал ежегодным. С 8 по 13 февраля этого года парламентский урок проходит уже в восьмой раз.  Ученик-соведущий : На протяжении восьми лет парламентские уроки были посвящены разным темам - «Где рождаются законы», «Гражданин и выборы», «Я-ребенок! Я – гражданин!», «Конституционные права и обязанности человека и гражданина», «Государственные символы РФ и РТ. 20-летие Конституции РФ» и другие. Тема парламентского урока-2016 – «Гражданин. Общество. Государство».
Учитель Он посвящен вопросам формирования политико-правовой культуры и активной гражданской позиции учеников. 
Следует отметить, что парламентский урок 2016- имеет одну особенность, в мае 2015 года Республика Татарстан отметила 25 годовщину становления парламентаризма в РТ, в сентябре 2014 году прошли выборы в Государственный совет РТ 5 созыва
Ученик знакомит с деятельностью и структурой Государственного Совета 5 созыва(презентация рекомендованная Государственным Советом РТ)
Учитель : обратите внимание, основными вопросами нашего урока являются понятия гражданин, общество и государство. Эти понятия очень взаимосвязаны и они напрямую связаны с основным законом страны -Конституцией.
Давайте вспомним, что означают данные понятия ( слайды 32,33,34)
Ответы учеников Гражданин  лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей
Общество  социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей.
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Одним из объединяющих факторов является Конституция - основной закон государства, где регламентированы все стороны жизни общества , государства и его граждан
Учитель: давайте вспомним, какова наша цель сегодняшнего урока - Он посвящен в первую очередь формированию активной гражданской позиции учеников. Уже в следующих выборах некоторые из вас станут полностью дееспособными, вы станете обладателями права политического, то есть участия в политической жизни. И от того на сколько вы будете активны, будет зависеть наше будущее
Ученик - мы хотим рассказать вам две сказки ( сказка о карасе и сказка о городе мастеров), подумайте какова главная идея этих сказок?
Дискуссия учеников, гостей, обсуждение современной политической ситуации, о месте России на м/н арене, о возрастающей роли , о желании западных стран вернуть однополярный мир, о воспитании патриотизма, о необходимости иметь активную жизненную позицию современной молодежи.
Учитель приводит статистические данные опроса по проблеме воспитания патриотизма(видеоролики «Для патриотов России», Казань)
Учитель: В заключении я хочу чтобы вы обобщили наши с вами мысли, для этого давайте проявим творчество и создадим Памятку Гражданина-Патриота, подумайте какие призывы и советы вы бы хотели дать своим ровесникам для того чтобы наша страна была сильной, а ее граждане активными и ответственными.(каждая группа делает свою памятку, в заключении зачитывают и вешают на доску)


15