Открытый урок на тему: Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров 7 класс
Предмет: История средневекового Казахстана.
Тема: "Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров"
Цель: Знакомство с историей появления Великого Шелкового Пути (далее ВШП), а так же рассмотреть его историческое значение для развития человечества.
Задачи: Образовательная: раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования; раскрыть причины быстрого роста и расцвета культуры городов Южного Казахстана и Жетысу; объяснить влияние пути на социально-экономическое положение Казахстана, на складывание культурных, религиозных и международных отношений;
Развивающая: развивать творческую активность учащихся, аналитические способности, понимание ценности памятников Великого Шёлкового пути; формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации, исторической картой, работать в паре, группе; развивать картографические умения и навыки; развивать умение работать с различными видами тестов;Воспитательная: воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории Родины, развивать творческий интеллект.
Тип урока: Открытый, урок игра - путешествие по изучению нового материала.
Методы:объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый, интерактивный.
Оборудование: презентации, учебник 7 класса, атлас карт по истории Казахстана, контурные карты.
Время: 45 мин.
Содержание игры: У каждой команды буквы, из которых можно составить: “Великий Шелковый путь”, своего цвета. После выполнения задания одна или несколько выигравших команд прикрепляют на карту Евразии, на которой изображены маршруты Великого Шелкового пути, букву своего цвета. В конце игры получается название: “Великий Шелковый путь”. По количеству цветных букв и определится команда - победительница.
Ход урока:
I. Организационный момент. - Вступительное слово учителя: Как известно, Шелковый путь - система караванных дорог, которые в древности и средневековье пересекали Евразию от Средиземноморья до Китая и служили истоками возникновения и развития торговых и культурных связей народов, государств, регионов, находившихся в зоне этого пути.
Все началось в 138 году до н.э., когда из Ханьской столицы по приказу императора У-ди вышел посольский караван во главе с князем Чжан-Цзянем с целью вернуть своих прежних союзников - кочевые племена. Князь прошел пустыни, горы, пережил многолетний плен, нашел бывших союзников, и хотя те отказались вернуться, миссия Чжан - Цзяня для древнего мира имела огромное значение. Чжан - Цзянь был поражен увиденным и услышанным в пути. Вернувшись через 13 лет домой, он рассказал императору У-ди о странах к западу от Китая. Императорский двор, ученые и купцы были потрясены его рассказом. Ведь они считали, что кроме них на свете живут только кочевники-скотоводы, да бродячие охотники и были убеждены, что только их стране удалось создать высокую цивилизацию.
И вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли шелк. Так встретились древнейшие цивилизации Востока и Запада. Возникла крупнейшая торговая и культурная магистраль древности и средневековья. Около 2000 лет эта магистраль будет связывать страны и народы. Само название “Великий Шелковый путь” эта древняя дорога купцов Востока и Запада получила лишь в XIX веке по предложению Фердинанда фон Рихтгофена ученого - географа. По тропам Великого Шелкового пути мы и предлагаем сегодня пройти.
Нас интересует в первую очередь вопрос: как реализовывался первый в истории человечества мирный контакт между народами Востока и 3апада. Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в экспедицию по трассам Великого Шёлкового пути. - Объявление темы урока - класс делится на команды - объявление цели урока. Цель урока (для учащихся): раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования. Проблемное задание: «Какое значение имеет изучение Великого Шёлкового пути в наши дни?»
II. Изучение новой темы. Учитель: Великий Шелковый Путь похож на древнее сказанье. Много неведомых тайн, неспетых песен, нерассказанных преданий знает он. В сказочную страну счастья – Жар - уюк звала дорога. Конца и края у нее нет. Как длинный дастан она, воспевающая необъятность Вселенной. Здесь родился “Дастан о Великой дороге”.
Учитель: Сейчас мы с вами создадим мультик. Я буду читать текст, а тот, у кого есть подходящая картинка, выходит и становится здесь, рядышком. Таким образом, у нас получится видовой ряд. Тот, кто поставит свою картинку не на свое место - выбывает. У какой команды окажется больше картинок, та и победила, та и прикрепляет букву “В”. (Каждой команде раздали картинки, на них изображение какого-либо животного).
Учитель: Необъятны просторы степей, желтый ковер, а над ним огромное голубое небо.
1.Трудно себе представить степь без жаворонка. Песня его звенит над буйным разнотравьем. Даже невозмутимый человек не останется равнодушным к этой изумительной чистоты, нежной трели певца степных просторов.
2.Гнезда жаворонки делают в ямках, выстилая их пухом, корешками растений, конским волосом. Птенцов они выводят 2- 3 раза за лето, откладывая 5 - 6 зеленовато-желтых с крапинками яиц.
3.Обитает здесь и немало грызунов, их хорошо скрывает высокое и густое разнотравье. Один из грызунов, обитающих здесь, большой суслик — довольно крупный, до килограмма весом зверек. Он имеет серебристо-желтую или серовато-бурую окраску. На щечках у него рыжеватые или буро-коричневые пятна, вокруг глаз - по бурому кольцу.
4.Суслики вырывают глубокую, до 2 м зимовочную яму, в которой устраивают гнездо, а норы, в которых самки выводят детенышей, делают неглубокие, чтобы они прогревались солнцем.
5.Встречаются в степи серые полевки, плотно сложенные зверьки с короткими конечностями, маленькими глазками и коротким хвостом. Их еще называют “куцей серой мышью”.
6.Около дорог, по берегам соленых озер живет большой тушканчик или земляной заяц. Он ведет ночной образ жизни. Днем же скрывается в норе, вход в нее закрывает земляной пробкой.
7. Зерна зверьки переносят в особых защечных мешках, которые начинаясь в полости рта, продолжаются почти до лопаток, в них входит до 45 грамм пшеницы.
8.Настоящим украшением степи является дрофа. Дрофы глотают и молодых, и взрослых зверьков по несколько штук за раз, с удовольствием разнообразя свой вегетарианский стол.
9.Охотниками за грызунами можно назвать и таких птиц как сороки...
10. ....вороны...
11. …грачи.
12. Грызунами питаются и пресмыкающиеся.
13. Не брезгуют ими и млекопитающие - хищники. Охотятся на грызунов горностаи...
14. … ласки...
15. …барсуки...
16 . “Мышкуют” и довольно крупные для степей хищники: лисы...
17. ….корсаки…
18. …волки.
19. Трудно представить себе степь без быстрых, как ветер, сайгаков.
20. В степях и полупустынях обитает грациозное животное — антилопа - джейран. Она может пробежать до водопоя 50 - 60 км. Редкий хищник может догнать джейрана.
(подвели итоги, прикрепили букву “В” цветом выигравшей команды).
Учитель: А дорога все бежит... Разве забудешь ее, эту дорогу - змею. Она обвивает склоны холмов и перевалов, устремляется к горизонту, петляя вдоль рек и гор. Она то исчезает в барханах, то выбирается на такыры и тогда идет напрямик до мглистой черты, словно шальной вихрь, погнавшийся за стадом быстроногих сайгаков. А то ныряет в непроходимые заросли и тогда мечется из стороны в сторону, стремясь скорее выбраться на простор. Иногда дорога нежданно-негаданно исчезает средь белого дни. В таких случаях караванщики высматривают древние намогильные камни - стояки на вершинах холмов. В пустынной степи, где нет гор или других особых примет, издревле ставились каменные столбы или бабы - балбалы. По этим одиноким столбам караваны определяли путь в бескрайних степях и пустынях. Это безмолвное наследие предков, завещанное потомкам, как и народная мудрость.
Задание: Народная мудрость заключается в народных поговорках. А ваше задание: из фрагментов сложить поговорку. Какая команда с заданием справится быстрее, того цвета букву мы и прикрепим на карту.
(Поговорка “Три дела человеку делают честь: колодец вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, высаженное у дороги”).
(подвели итоги, прикрепили букву “Е”).
Учитель: Но любая дорога когда-нибудь кончается. И вот усталые путники видят оазис.
Вопрос: Какие названия Великий Шелковый путь имел в древности? (Царский путь”, “Лазуритовый”, “Нефритовый”, “Дорога благовоний”, “Степной”, “Багдадский” и др.)
(Команда, назвавшая больше наименований и показавшая напрвления пути прикрепляет букву “Л” своего цвета на карту.)
Учитель: В результате открытий других миров в Азии была распространена концепция “ Четырех стран мира”. Каждая из этих “Четырех стран мира” обладала присущими только ей преимуществами.
Вопрос: Назовите эти “Четыре царства мира”. (Первое “царство мира” - юг - империя “Царства слонов”, царство индийских правителей с центром в городе Канауджа на Ганге. “Царь слонов” назывался “царем мудрости”. Второе “царство мира” - север - объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря. “Царь коней” именовался “царем хищных зверей”. Третье “царство мира” - запад - здесь 2 царя: царь царей – царь Персии - “царь мужей”, царь Византии – “царь драгоценностей”. Четвертое “царство мира” - восток - император Китая - “царь людей” - “царь государственного управления и промышленности”).(Команда, лучше справившаяся с заданием – вопросом, прикрепила на карту букву “И” своего цвета.)
Учитель: Великий Шелковый путь - много на нем чудес, но главным его чудом всегда были базары. Базар на Востоке - центр деловой жизни. Здесь даже улицы города словно магнитом стягиваются к одной точке - базару. Только что занялся рассвет. Соловей уже отщелкал свою утреннюю песню. С высокого минарета муэдзин призвал правоверных к утренней молитве. Продавцы огня разнесли своим постоянным покупателям каленые угли. И над длинными рядами караван-сараев поплыл густой хлебный запах свежеиспеченных лепешек. Купцы раскладывают и расхваливают свой товар. А каких только товаров не увидишь ты здесь, на базарах Великого Шелкового пути! Стекло и монеты, шелк, зеркала, лаковая посуда, разные камни, мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, янтарь и кораллы, слитки серебра и золота…Да разве все можно перечислить!
Задание: Сейчас вы получите список некоторых товаров, распространявшихся по Великому Шелковому пути. Постарайтесь определить, откуда эти товары прибыли: поставьте на листочке напротив того или иного товара буквы: “С” - север, “Ю” - юг, “3” - запад, “В” - восток.
Командам выдали листочки, на которых написано:
Товары, распространявшиеся по Великому Шелковому пути:
1.Меха соболя, песца, выдры, выхухоля - “С”
2.Янтарь - “С”
3.Фарфор - “В”
4.Шерстяные ткани - “3”
5.Тафта - “В”
6. Деревянная посуда - “С”
7.Лекарственные зелья - “В”
8.Экзотические животные и птицы - “Ю”
9.Стекло - “В”
10.Сталь - “3”
11.Краски (индиго, пурпур) - “Ю”
12.Кораллы - “Ю”
13.Вино - “3”
14.Льняные ткани - “С”
15.Бардосские, кордовские ткани - “3”
16. Женьшень - “В”
17. Ловчие птицы (соколы, кречеты) - “Ю”.
(Подвели итоги, прикрепили буквы цветами выигравших команд).
Учитель: Каждый купец расхваливает свой товар, зазывает покупателей.
Задание: Из предложенных товаров расхвалите два из них так, чтобы его непременно купили.
(Выполнили задание, подвели итоги, прикрепили букву или буквы одной или нескольких команд).
Учитель: И снова в путь. Но теперь он не такой тяжелый и опасный. Чаще встречаются на пути города. И вот наш караван входит под своды ворот города…
Задание – вопрос: По описанию определите, о каком городе идет речь: в городе 4 ворот, такую роскошь мог позволить себе только действительно крупный город. Ал-Истархи писал о нем: “Его рынки переполнены, он обилен плодами, в нем много всяких полезных вещей”. Город был первоклассной военной крепостью тюрок. Арабы его почтительно величали: “Ал-Медина ал-Байда - Белый город”. В некоторых источниках он именовался Сарьямом. Абулхаир Фаэм - аллах пен Рузбехан в середине ХУ века упоминает город под новым названием - Сайрам и свидетельствует: “Этот город удивительно красивый, беспредельно веселый, стоит в открытой степи. Воздух его приятный, веселит и укрепляет душу. Земля этого города является местом знания, жители его все одаренные и доброта - врожденное свойство их” (Испиджаб).
(Прикрепили букву команды - победительницы).
Учитель: Но чем более всего славились города Востока, это - благовония и пряности, которых не было на Севере и Западе. И кто его знает, какой была бы всемирная история, если бы не благовония, не пряности, не шелк, которыми так славился Востока.
Задание: Каждой команде вручается список пряностей. Одному игроку с каждой команды с завязанными глазами даем понюхать пакетики с пряностями в определенной последовательности. Нужно по запаху определить пряности:
1. Имбирь.
2. Гвоздика.
3. Перец.
4. Ванилин.
5. Кардамон.
6. Горчица.
7. Чай.
(Подвели итоги, прикрепили букву команды - победительницы).
Учитель: А нас ждет еще один город на Великом Шелковом пути.
Задание - вопрос: Назовите город по его описанию: “Богатейший город певцов”, - так называли его средневековые рукописи. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал дипломатическое посольство Византийского императора Юстиниана II для заключения военного союза против Ирана и о торговле шелком. Город был столицей тюргешей, карлуков и Караханидов. Город этот существует и сегодня. (Тараз)
(Прикрепили следующую букву).
Учитель: Город полон чудес. И воистину справедливо говорили древние, что базар на Востоке – зеркало мира. Как многоязыки были торговые центры! Иной раз, чтобы понять друг друга, необходимо было прибегнуть к помощи сразу 9 -10 толмачей, передававших словно по эстафете слова из уст в уста. В эти времена появилась поговорка: “Стремись изучить языки семи народов и семь разных наук”.
Задание: Учитель называет пословицы или поговорки, нужно сказать пословицу о дороге или пути:
1. Караван приносит вести издалека.
2. Тяжелую ношу верблюд осилит, ношу народа джигит поднимет.
3. Не тот много знает, кто много прожил, а тот, кто много видел.
4. Собака лает, а караван идет.
5. Дальняя дорога лучше близкого бездорожья.
6. Как бы не брыкался верблюд, от вьюка не убежит.
7. Если путник хороший, не говори, что дорога длинная.
(Подвели итоги, прикрепили буквы команд – победительниц).
Учитель: И снова гостеприимно распахивает нам свои ворота новый город на Великом Шелковом пути.
Задание - вопрос: назовите город по его описанию: “Страшный ветер “юйбе” (“евгей”) беспрестанно рвется через Земную дверь - Джунгарские ворота. Этим злым ветром занесло в Семиречье бесчисленные чужеземные войска. Под их свирепым и неукротимым натиском пали многие города, нанизанные на караванную нить Великого Шелкового пути, будто драгоценные бусинки в ожерелье. Пять месяцев кипел бой в кипчакских степях. Враг ворвался в город, но еще пять месяцев защитники оборонялись в цитадели. Руководитель обороны Каир-хан был схвачен. Уважая отвагу и мужество противника, приказал Чингисхан свершить над пленником почетную казнь: “расплавить серебро и влить ему в уши и глаза”. Так пал последний защитник этого славного города. (Отрар).
Учитель: Такие цивилизации, как отрарская, не уходят бесследно. По оценкам специалистов, здесь проживало около четверти миллиона человек. Звучала разноязыкая речь. Улочки базаров пестрели разноцветьем одежд. Над многолюдной толпой - колыхание тюрбанов, фесок, тюбетеек, всевозможных шляп, папах и колпаков. Кажется, люди со всего света собрались на рыночной площади.
Задание: командам вручаются куклы-силуэты девочки и мальчика. Следует “одеть” в национальные наряды куклы. ( Об этом задании следует детей предупредить заранее).
(Подвели итоги, прикрепили буквы команд – победительниц).
Учитель: Назовите город по описанию: Главный город и краса Чуйской долины. Стольный град многих каганатов. Город купцов и ремесленников. В этом городе жил знаменитый поэт Юсуф. Это он воспел труд кузнеца и ткача, сапожника и седельника, каменотеса и мастера стрел и копий.
Много имеется различных ремесленников,
Я не могу их всех перечислить.
От них идут все работы мира.
Как много удивительных вещей они делают! (Баласагун)
(Прикрепили следующую букву).
Учитель: Ремесел средневековый базар знал множество. Кувшины, шкатулки, светильники, украшения для оружия, одежда, конская сбруя и многое другое расходилось по свету. Изделия мастеров можно было узнать не только по качеству, но и по определенным знакам, присущих только им. Орнамент - это своеобразный язык мира. У каждого народа он неповторим. Много что может рассказать орнамент знающему человеку.
Задание: Вам предстоит создать национальные орнаменты (по образцам), и попытаться объяснить, что он означает.
Учитель: Пока наши мастера заняты делом, каш караван прибыл в еще один город на Великом Шелковом пути.
Вопрос: По описанию назовите город: город возник в V веке, с XVI века носит нынешнее название. Выгодное расположение его на перекрестке древних караванных путей сделало этот город одним из самых больших уже в XI веке. Его прославил великий тюркский мыслитель Ходжа Ахмед Яссауи. Здесь он прожил большую часть своей жизни, здесь и похоронен. Его мавзолей стал местом паломничества, “второй Меккой”. ( Яссы, Туркестан).
(Прикрепили следующую букву).
Учитель: А мы вновь на базарной площади, в центре деловой жизни города. На всех базарах непременно происходили представления, состязания в силе и ловкости. И мы приглашаем вас попробовать свои силы в этих состязаниях.
“Белбеу” (плетка). От каждой команды мы приглашаем по 4 человека. Встаньте в колонну и рассчитайтесь по порядку. От вас на расстоянии 10 шагов лежит камча (плетка). Я называю цифру от 1 до 4, те, у кого такой порядковый номер бегут, кто первый схватит плетку, бьет ею своих противников, которые бегут до черты ( от плетки до черты 20 шагов). Тот, кого ударили, выходит из игры. В какой команде игроков окажется больше после 3-4 игр, та и выигрывает, и прикрепляет на карту букву своего цвета. (Идет игра.)
“Борик теппек” (“Бросать шапку”). От каждой команды вызывают по 5 человек. Они становятся все шеренгой за линией. По команде бросают вперед свои шапки. Тот, чья шапка упала ближе других, собирает шапки, снова раздает их игрокам, а сам выбывает из игры. В какой команде останется больше игроков после 5-6 игр, та и выигрывает и прикрепляет на карту букву своего цвета.
“Кандык - сандык” (“схватка”). Играют по 2 мальчика от каждой команды. Вызываются по одному игроку от каждой команды. Стоя спиной друг к другу, они сцепляются локтями. По команде ведущего каждый пытается поднять своего соперника, оторвав его ноги от земли. Сделать это не так легко, потому что по сигналу ведущего они принимают положение полуприседа. Поднявший соперника побеждает. Выигрывает та команда, которая одержала больше побед.
Лянга. Играют по 3 мальчика от каждой команды. Каждый игрок получает по “лянге” (мешочек с песком). Задача: как можно дольше продержать лянгу в воздухе, подбрасывая ее ногой. Из чьей команды игроки продержатся дольше, та команда и победила.
Учитель: Необъяснимая, таинственная, меняющая красота заключается в излучистой бесконечной дороге. Чем больше едешь по этой дороге, тем ближе, родней, желанней становится она, словно верный друг, которому можно доверить сокровенные тайны. Неспроста караванщики, испытанные путники тоскуют по этой дороге, забывая все невзгоды и видят ее во сне. Именно на Великом Шелковом пути сполна познаешь и красоту природы и величие всего сущего, и святость родного края.. Мы прощаемся с ней, великой дорогой, соединившей в древности города и страны, народы и континенты и припадаем к ней со словами благодарности и восхищения. Новое время требует новых путей сообщения, но мы вновь и вновь обращаемся к древнему опыту человечества, к забытым караванным путям, чтобы по ним проложить тропы мира и взаимопонимания.
III. Закрепление пройденного материала. «Тест соответствия» (задание на нахождение связанных между собой фактов, данных, находящихся в двух столбиках, относящихся друг к другу по смыслу, содержанию):
Приведите в соответствие: 1) В каком городе был найден серебряный клад А) Талгар 2) В каком городе была найдена фарфоровая посуда из Китая В) Тараз 3) В каком городе были найдены остатки мечети С) Отрар 2. Приведите в соответствие: 1) Производство шёлка было налажено в I веке до н.э…. А) Китай 2) Одним из наиболее дальних пунктов торговли шелками являлась… В) Согдиана 3) Торговые общины согдийцев имелись в…. С) Япония 4. Влияние Великого Шёлкового пути на развитие культуры.(горожане)
Ответ на проблемное задание: В настоящее время ведётся комплексное международное исследование Великого Шёлкового пути. Обращение мировой науки к изучению Великого Шелкового пути - это поистине отсчет времени назад, в глубь веков, попытка проследить вехи истории и «смену поколений». Кроме того, изучение Великого Шёлкового пути призвано поддержать сотрудничество, научное и культурное, между учеными стран, входивших когда-то в регионы влияния древнего пути. Наиболее полная оценка стоящих перед исследователями задач была дана Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором: «Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, предоставлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможности взаимного обогащения выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования Шелкового пути - содействовать тому, чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, воспользовались имеющей историческое значение возможностью взаимопонимания, общения и взаимного обогащения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути».
IV. Рефлексия:
На доске вывешивается плакат, ученики по очереди продолжают высказывание. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось …11. я попробую… 12. меня удивило… 13. урок дал мне для жизни… 14. мне захотелось…
Подводим итоги игры. Домашнее задание: 1) придумать эмблему, или символ Великого Шёлкового пути; 2) заполнить контурную карту «Направления и трассы Великого Шёлкового пути».