Конспект урока по математики «Текстовые задачи»
УРОК МАТЕМАТИКИ.
Автор: Колесниченко Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 17» города Славгорода Алтайского края
Предметная область: Математика
Класс: 1 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: освоение новых знаний (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Текстовые задачи»
Тема
Задача.
Цели
Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Задача, условие, вопрос, решение, ответ
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Чекин А.Л. Математика. Учебник для 1-го класса (М., «Академкнига/учебник», 2013) Часть 2. Стр. 44-45
- презентация «Задача»
- шаги учебной деятельности
- тетрадь
- электронные физкультминутки
- алгоритм самооценки
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технология проведения,
используемый активный метод обучения (АМО)
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
АМО «Букет настроений»
Отгадывают ребус.
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
Рассматривают цветы и вазу, слушают установку по применению АМО.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Показывает данный этап на картинке.
Объясняет условия применения АМО.
1. Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
2. – Разгадайте ребус. (задача)
- А что такое задача?
- Хотите узнать? (Да)
3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
4. - А сейчас мы были на этапе 1.
- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке).
5. У вас на партах по два цветка – голубой и красный. На доске – ваза для них. В конце урока каждый «поставит» в вазу цветок, соответствующий его настроению на уроке: красный – урок удался, голубой – что-то не устраивает.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цели:
-организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом.
Проговаривают название этапа с учителем.
Записывают на доске равенство.
Проговаривают, что повторили.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание устно.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Проговаривают название этапа с учителем.
Проговаривают название следующего этапа с учителем.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Организует обобщение актуализированных знаний. Показывает картинку следующего этапа.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Предлагает задание для пробного действия.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности
1. - А теперь переходим к следующему этапу (2).
- Что мы будем делать? (Повторять).
2.
- Составьте рассказ по рисунку.
- Выберите схему к рисунку.
- Составьте равенство.
3. – Что мы повторили?
- Мы находимся на этапе 3.
5. Задание для пробного действия.
- А теперь мы переходим к этапу 4. Получаем задание для пробного действия.
- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей?
6. Выполнение пробного действия
- А что сейчас будем делать?
- Мы переходим к этапу 5 и будем выполнять задание.
Учащиеся выполняют задание (устно).
Фронтальная проверка.
7. Фиксация индивидуального затруднения.
- У нас получились разные варианты.
- А почему (назвать по имени) вы не предлагаете свои варианты? (Мы не знаем)
- Мы были на этапе 6 (затруднение).
8. - Какой наш следующий этап? (Этап 7 - Что я не знаю?)
Уметь составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
- В каком месте возникло затруднение? (При выборе задачи).
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что такое задача).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
АМО «Дерево ожиданий»
АМО «Кто меня слышит»
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.
Фиксирует цели урока в виде записей на доске с рисунком дерева.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
1. - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ)
2. - Какой наш следующий этап?
(Этап 8. Постановка цели)
- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача).
Нужно записать наши цели на дерево ожиданий.
3. – А какое наше действие следующее? (Составить план. Этап 9)
- Наметим наш план действий:
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Физкультминутка
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
V.Реализация построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
-зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя уточняют тему урока.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока.
1. - Какой наш следующий этап?
(Этап 10. Выполняем по плану действия)
2. Подводящий диалог:
1).
- Чем отличается 2 текст от первого? (во 2 тексте есть вопрос)
- Вы можете на него ответить?
- Значит, в задаче должен быть (вопрос)
2)
- Прочитайте. Это задача? (Нет)
- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)
- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть (условие)
- Прочитайте текст. Это задача? (Нет)
- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)
-Значит, в задаче вопрос связан с условием. Только тогда можно записать решение задачи и ответ.
3. Сопоставление с учебником.
стр. 44.
Оформление решения задачи.
4. – Какой следующий этап? (Этап 11. Фиксируем новое знание в речи и знаках).
Устранение затруднения.
- Какая тема урока сегодня? (Задача).
Иметь представление о структуре задачи.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(8 мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
АМО «Комментирование действий»
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание в тетрадях и у доски.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- Переходим к этапу 12. Закрепление.
Стр. 45 № 3 Нарисовать схему в тетради, записать решение, ответ.
Стр. 45 № 4 Составьте задачу по рисунку.
Физкультминутка
Гимнастика для глаз (электронная физминутка)
Уметь различать условие и вопрос задачи.
Уметь оформлять решение задачи.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
АМО «Лесенки»
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму с помощью лесенки, начерченной на полях тетради.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку
- Какой наш следующий этап? (Этап 13. Самостоятельная работа с проверкой по эталону)
Стр. 45 № 4 (вторая часть) Запишите решение задачи.
Эталон для самопроверки на доске.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком слове ошибки?
- В чём причина?
Самооценка по алгоритму.
Уметь оформлять решение задачи.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
АМО «Светофор»
АМО «Букет настроений» (завершение работы)
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Выполняют рефлексию деятельности на уроке.
Прикрепляют цветок нужного цвета к вазе на доске.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует рефлексию учебной деятельности.
- Мы переходим к последнему этапу 15. Подводим итог работы на уроке.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
-Оцените своё настроение на уроке!
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
ПРИЛОЖЕНИЕ.
№ п/п
Название активного метода обучения, использованного
на уроке
Описание АМО
1.
«Букет настроений»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.
2.
«Дерево ожиданий»
Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом» (или рисует его на доске). В начале урока дети высказывают свои ожидания от урока, а учитель фиксирует их в виде записей или условных знаков на ветках «дерева». Ожиданий может быть несколько.
По мере того, как ожидания будут исполняться, можно их стирать с доски.
3.
«Кто меня слышит»
Если в классе возник шум и учеников сложно успокоить, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку. Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки».Некоторые ученики поднимают обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте».После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели внимание учащихся обращено на него. Этот метод построен на эффекте неожиданности.
4.
«Комментирование действий»
Этот АМО хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание, только в том случае, если выполняются следующие условия:
- учитель читает каждое задание только один раз;
- учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;
- учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.
5.
«Лесенки»
Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
6.
«Светофор»
Оценивание полученных знаний с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
15