Рабочая программа по обществознанию индивидуального обучения (9 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию индивидуального обучения для IX класса составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию (Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 5 – 11 классы. 3-е изд. М.: Просвещение, 2012), авторской программы Боголюбова Л.Н. «Обществознание. 9 класс» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2008) и в соответствии с Образовательной программой Муниципального общеобразовательного учреждения лицей г. Фрязино Московской области.Целевое назначение образовательной программы индивидуального обучения:
обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом школы по индивидуальному графику в форме надомного обучения (в школе);
освоение обучающимися минимума содержания основного общего образования;
ненанесение ущерба психофизическому здоровью обучающихся, возможное поддержание и укрепление их здоровья;
развитие навыков самообразования, творческих способностей.
Адаптированная рабочая программа по обществознанию скорректирована на основе базовой программы. Корректировка продиктована уменьшением количества часов в учебном плане надомного обучения (по сравнению с базовым учебным планом) и увеличением доли самостоятельной работы.
Данная рабочая программа надомного обучения адаптирована для преподавания обществознания в домашних условиях и рассчитана на 17 учебных часов в год (0,5 часа в неделю).
Отбор содержания и методов при реализации программы осуществляется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Для часто болеющих детей программа корректируется по мере необходимости.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Разделы Кол-во часов по программе Кол-во часов по индивидуальному плану надомного обучения Пояснение
Введение в курс 1 0,5 Уплотнение материала, самостоятельное изучение
Политика 11 5,5 Объединение тем, уплотнение материала, самостоятельное изучение
Право 23 11 Объединение тем, уплотнение материала, самостоятельное изучение
Всего: 35 17 Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является самостоятельная работа обучающегося на дому, выполняемая по заданию учителя под его руководством, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по истории, на усвоение межпредметных связей.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере политических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в IX классе – это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Цель программы:
дать целостное представление об обществе, в котором мы живем, политической сфере общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуре, основах политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.
Предполагаемые результаты.В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
знания и представления о нормах российского законодательства;
знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Тематическое планирование IX класс
№ урока Наименование разделов и тем Кол-во часов Виды, формы контроля
Раздел I. Политика (6 ч.)
1 Политика, власть и государство 0,5 Вводное занятие
2 Государство 1 Индивидуальный опрос
3 Политические режимы 1 Индивидуальный опрос
4 Гражданское общество и государство 1 Индивидуальный опрос
5 Участие граждан в политической жизни 1 Индивидуальный опрос
6 Правонарушения, субъекты права и юридическая ответственность 1,5 Контрольная работа № 1
Раздел II. Право (11 ч.)
7 Право, его роль в жизни общества и государства 1 Урок изучения нового материала
8 Право, его роль в жизни общества и государства 1 Индивидуальный опрос
9 Правоохранительные органы 1 Индивидуальный опрос
10 Конституция РФ 1 Индивидуальный опрос
11 Права и свободы человека и гражданина 1 Индивидуальный опрос
12 Право на труд 1 Индивидуальный опрос
13 Семейные правоотношения 1 Индивидуальный опрос
14 Административные и уголовно-правовые отношения 1 Индивидуальный опрос
15 Социальные права 1 Индивидуальный опрос
16 Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов 1 Индивидуальный опрос
17 Правовое регулирование отношений в сфере образования 1 Контрольная работа № 2
Итого: 17
Требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения обществознания обучающийся должен
знать/понимать:
основные обществоведческие термины;
основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;
особенности труда как одного из основных видов деятельности человека, основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних;
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
значение образования в информационном обществе;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
характеризовать власть и политику как социальные явления;
различать формы правления и государственного устройства;
анализировать влияние политических отношений на судьбы людей;
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники
Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. Обществознание, 9 кл. М.: Просвещение, 2013.
Рабочие тетради
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание, 9 кл. М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9класс / Сост. А.В.Поздеев. М.: ВАКО, 2014.
Обществознание: Полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Ба ранова. М.: АСТ:Астрель, 2014.