Урок русского языка на тему Обучающее изложение по тексту К.Г.Паустовского
Тип урока: Урок развития речи.
Тема урока: Обучающее изложение.
Оборудование: распечатки текстов, толковый словарь.
Ход урока
1.Оргмомент
2. Слово учителя
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать изложения.
-Как вы понимаете слово изложение?
- Что значит – учиться писать изложения?
3. Рассказ о Паустовском.
Перед вами текст, который принадлежит К.Г.Паустовскому.
-Что вы знаете об этом писателе?
-Какие произведенияя Паустовского вы читали?
(далее – рассказ о Паустовском)
4. Чтение текста учителем
Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.
странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше
Осень пришла врасплох и завладела землёй, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.
(По К.Паустовскому)
5.Лексическая работа
-Значение каких слов не совсем понятно?
-Как вы понимаете: керосиновая лампа, воск, иней?
6. Работа по содержанию текста.
-Вспомните, что такое тема текста. Определите тему данного текста.
-Что такое идея текста? Определите основную мысль этого текста.
- Озаглавьте текст.
7. Работа над планом текста
-Из скольких абзацев состоит текст? Что это означает?
-Прочитаем текст по абзацам и озаглавим их.
Пробуждение.
Странный свет.
«Так началась осень.»
«Всё сразу стало осенним.»
- Что у нас получилось? Зачем нужен план?
8. Лексико-стилистическая работа
-Какой эпитет использует, описывая утро? Почему утро было серым?
- Почему свет назван странным?
- Почему груды листьев шумные?
- Как наступила осень?
-Найдите слова, употребленные в переносном смысле. Как эти средства называются в литературоведении?
-Зачем автор употребляет эпитеты, метафоры, сравнения?
9. Орфографическая работа.
- Написание каких слов в этом тексте вы не можете объяснить?
- Объясните орфограммы в след.словах:
Жёлтым, осенние, ветреную, черной, сияние, загорелыми, иней, дощатой, врасплох, завладела.
10. Пунктуационная работа
-Какие знаки препинания вы не можете объяснить?
11.Повторное чтение текста и подготовка к пересказу.
12. Пересказ текста.
13. Написание изложения.
15