Конспект урока по технологии на тему «Посуда. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Изделие: Чайный сервиз.», 1 класс


Конспект урока по технологии на тему «Посуда. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Изделие: Чайный сервиз.», 1 класс
Целевые установки: повторить материал, изученный на прошлом уроке ( виды посуды, назначение посуды, сервировка стола): учить использовать пластический способ лепки( лепка из целого куска) ; показать вариативность использования одной технологии для изготовления разных изделий; продолжить формирование умения работать в группе,; продолжить формировать навыки работы с пластилином; учить составлять план работы по изготовлению изделия по слайдам; показать возможность использования пластилина в декоративных изделиях; помочь учащимся освоить понятие «сервиз»
Планируемые результаты:
Предметные ( под руководством учителя) создать разные изделия на основе одной технологии; использовать свойства пластилина в декорировании изделий; применять правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз»
Метапредметные:
- регулятивные ( под руководством учителя) использовать умения работать над проектом ( постановка целей, создание плана изготовления изделия по слайдам, распределение ролей, анализ качества изготовления изделия); умение понимать оценку взрослого и сверстника; действовать по плану, создавать разные изделия по одной технологии;
Познавательные- (под руководством учителя) осваивать алгоритм выполнения изделия на основе использования пластического способа лепки ( из целого куска пластилина), применяя приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, плавление, рпи лепке изделия; анализировать свет, форму реальных объектов и учитывать при изготовлении изделий; соблюдать правила работы с пластилином в практической работе;
-коммуникативные: слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность
- личностные: стремиться к творческой самореализации; ценить труд, осмысливать этические и эстетические нормы, бережно относиться к бытовым предметам.
Ресурсы и оборудование
Учебник : «Посуда» (с.60-61)
Электронное приложение: «Чайный сервиз»
Демонстрационные материалы и оборудование: изображение сервизов; карточки с изображением предметов сервиза для игры, таблица «Классификация посуды»; материалы, инструменты и приспособления для показа приемов работы при изготовлении изделия, готовое изделие.
Материалы, инструменты, приспособления для выполнения задания: платилин, дощечка, стека, тряпочка, основа-картон под предмет, фломастеры или цветные карандаши.

                                                          Ход урока
Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
В начале урока учащиеся делятся на группы. Учитель начинает урок с обсуждения темы прошлого урока. Учащиеся рассказывают, получилось ли организовать чаепитие дома с соблюдением правил поведения за столом, какое правило оказалось самым трудным. Затем вспоминают, что такое посуда, как она используется, из какого материала изготавливается.
Учитель : Сегодня на уроке мы также будем говорить о посуде и изготовим целый сервиз. А знаете ли вы что такое сервиз, из каких предметов он состоит? Сервиз включает набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определенное количество человек, обычно от 6 до 16. Существует несколько видов сервизов, которые делятся по использованию, а также по материалу изготовления. Как можно видеть в таблице «Классификация видов посуды» сервизы бывают для кофе, для чая, а также для обеденного застолья; для изготовления посуды используют различные материалы: фарфор, фаянс, стекло, доломит.
Таблица  «Классификация  видов посуды»
По назначению
По материалу
Чайная
Столовая
Кофейная
Фарфоровая
Фаянсовая
Стеклянная
доломитовая
Далее учитель предлагает просмотреть эпизоды 4-6 ресурса «Новый материал»  электронного приложения, в котором акцент делается на чайном сервизе и сообщается, что именно ребята могут использовать на уроке.
Изучение теоретического материала.
Учащиеся рассказывают о чайных сервизах, которые есть у них дома. Им будет интересно обсудить:
-какая посуда входит в чайный сервиз. – какого цвета посуда, в чем особенность оформления.
Игра « собери сервиз». После того как сервиз собран, проходит обсуждение всем классом. Учащиеся проверяют работу, что сделано правильно, какие ошибки были допущены. При этом учитель отмечает, что сервиз используется не только для чаепития, но и является украшением дома, его можно назвать произведением искусства.
  Далее учитель сообщает, что сегодня на уроке дети самостоятельно создадут посуду для чаепития- изготовят целый чайный сервиз. Это будет проектной коллективной работой. Проект включат изготовление следующих предметов: чайник, сахарница, чашки.
 Работа над проектом. Анализ проектной деятельности. Планирование работы. Дети читают план проекта на с. 60 учебника и обсуждают его с учителем.
 План проекта:
Рассмотрите предметы чайного сервиза.  Учащиеся обращаются к слайдам на стр.60, называют предметы, из которых состоит сервиз.
    Здесь учащиеся обращают внимание на знаки сложности и затрат по времени, каждое из    трех изделий выполняется легко за один урок.
  Так как учащиеся выполняют разные изделия, следует проанализировать каждый предмет. При проведении анализа можно использовать слайды в учебнике, готовые изделия, а также реальные предметы чайного сервиза. задача учащихся выделить сходства и различия в конструкции, оформлении предметов: определить из каких геометрических фигур их нужно лепить.
Разбейтесь на группы
Распределите кто какое изделие будет лепить.
Каждая группа создает свой сервиз. Для создания сервиза необходимо выработать общее художественное решение.
4-5 Ответьте на вопросы технолога. По слайдам составьте план работы.
                   Вопросы юного технолога.

вопрос
ответ
1
Что я буду делать?
Чашку/чайник/сахарницу
2
Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы?
Пластилин, дощечка, стека, тряпочка, основа-картон под предмет.
3
Как я буду выполнять работу? Каким способом?
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что на предыдущих уроках они научились лепить фигуры из отдельных заготовок, которые они скрепляли между собой. Также в работе будут использовать следующие приемы лепки: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание.
4
Что я сделаю сначала, что потом?
 Про руководством учителя составляют план работы Несмотря на то, что учащиеся делают разные изделия, лепка предметов начинается с общего для всех этапа- лепка основания.
5.
Для чего я буду мастерить это изделие?
Сервизы могут украшать любой интерьер.
 План работы:
Скатывание шара.
Отрезание небольшой части от шара.
.Подготовка полого шара.
Изготовление подставки.
Соединение основы и подставки.
Лепка элементов
Украшение предметов сервиза.
Выполнение работы
Пункт 7 Соберите композицию. Реализуется следующим образом: каждая группа учащихся собирает свою композицию на импровизированном столе- картоне, который тоже можно предложить украсить, используя фломастеры или карандаши.
Рефлексия деятельности.
Учитель обращает внимание на последние пункты плана работы над проектом:
Пункт 8 Представь свою команду.
Пункт 9 Оцени результат
Каждая группа представляет свой сервиз, рассказывает о работе группы.
Задания для детей
1 Рассмотрите предметы чайного сервиза
2 Распределитесь на группы
3Распределите, кто какое изделие будет лепить
4 Ответить на вопросы юного технолога
5.По картинкам составить план работы
6.Выполнить изделие
7 собрать композицию
8 Представить свою композицию классу
9 Оценить результат.