Обучающее изложение Ёжик 3 класс
Тема: Подробное изложение по деформированному тексту произведения Г.Цыферова «Ежик»
Тип уроков – обучающее изложение.
Цели: создать условия для:
развития умения определять последовательность частей в повествовательном тексте;
развития умения использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения;
воспитания художественного вкуса;
формирования навыка работы в паре.
Ход урока
Этап 1. Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы с вами будем выполнять интересную, но не простую работу. Соберите слова. Подумайте, что будем учиться делать на уроке.
Учащиеся переставляют шары, так чтобы получилось слово. Формулируют учебную задачу.
Этап 2. Введение в тему.
- Знаком ли нам писатель Г.Цыферов? Вспомните произведения этого автора, которые мы читали на уроках литературного чтения.
-Что можно сказать о его произведениях?
-Кому можно пересказать произведения Г.Цыферова?
Учащиеся вспоминают знакомые произведения Г.Цыферова.
Учащиеся уточняют особенности произведений Г.Цыферова (небольшие по объему, поэтичные, пронизаны добром, пишет о самых обычных вещах окружающего мира, как о чуде).
Определяют мотив для написания изложения (можно пересказать малышам).
-Какой пересказ будет интересно слушать малышам?
Этап 3.Ознакомление с текстом. Восстановление последовательности частей. Беседа по содержанию.
-Прочитайте текст.
-Что заметили?
-Можно ли так пересказать текст малышам?
-Что надо сделать, чтобы текст легко было понять?
-Как будем определять порядок?
-Возьмите части текста. Подумайте в паре, в каком порядке должны идти части. Расположите части последовательно на доске.
-Прочитайте 1 часть. О чем говорится в 1 части?
-Прочитайте 2 часть. О чем говорится во 2 части?
-Прочитайте 3 часть. О чем говорится в 3 части?
-Какие слова помогли определить порядок частей?
-Как бы вы определили жанр этого произведения?
-Прочитайте сказку выразительно.
-О чем эта сказка?
-Понял ли ежик свою ошибку?
Этап 4. Анализ языковых средств.
-Чтобы пересказ получился интересным, что будем отбирать?
-Читаем по предложениям, отбираем точные, важные слова.
-Прочитайте 1 предложение. С какого слова начинается предложение? Задайте к слову вопрос. Почему предложение начинается со слова-действия?
-О ком узнали из этого предложения? Почему автор так называет ежа?
-О чем еще узнали?
-Прочитайте следующее предложение. С какого слова начинается? Снова предложение начинается со слова-действия. Почему?
-Что увидел? Можно ли написать клюкву? Почему?
-Что сделал?
-Читаем дальше.
-Что заметили? Почему автор повторяет слова?
- Прочитайте следующее предложение. Что показалось необычным?
-Легко ли ежику было увидеть голубую звезду в голубой луже? Как автор об этом сказал?
- Читаем дальше. Автор написал - ничего не вышло. Можно ли сказать по-другому? Попробуйте.
-Обратите внимание на знак в предложении. Прочитайте выразительно.
- Прочитайте следующее предложение. Что заметили? Зачем автор повторяет слово подумал?
-Каким знаком отделили то, что подумал ежик?
-Что ежик сделал со звездочкой?
- Читаем дальше. Что ежик нашел утром вместо голубой звезды? Какое солнышко?
-Давайте прочитаем, как ежик отнесся к своей ошибке. Можно ли написать так: вот ежик очень смеялся? Вот и еще один секрет. Информацию подали двумя коротенькими предложениями. Автор хотел показать, что ежик смеялся от души.
-Чтобы это стало текстом, не хватает чего?
-Подумайте, как можно озаглавить сказку.
-Выберите краски, которые помогут художнику сделать цветные иллюстрации к сказке.
Этап 5. Пересказ с опорой на схему текста
Этап 6. Орфографическая подготовка
- Что нужно еще сделать, чтобы грамотно, без ошибок написать изложение?
-Обратите внимание на слова с суффиксами. Назовите знакомые суффиксы в словах.
-Какое значение они придают словам?
-Почему слова употреблены автором в этой форме?
-Назовите слова-действия.
-Выберите слова с приставками.
ФИЗМИНУТКА
Этап 7. Перечитывание текста.
- Сколько частей в тексте? Как покажем на письме?
- Прочитаем еще раз текст. А теперь перевернули листочки, убрали их на край стола. Приступаем к написанию.
Этап 8. Запись текста с опорой на схему
Этап 8. Самопроверка