Конспект урока по литературе Как ежик с медвежонком протирали звезды (5 класс)


Актюбинская область Иргизский район
Средняя школа имени И.Алтынсарина
Открытый урок:
ТЕМА: «Как ежик с медвежонком протирали звезды»
Класс: 5
Преподаватель: Примжарова Г.А
2014/15 уч.год
Краткосрочное планирование по русской литературе
Примжарова Г.А, учитель русского языка и литературы
средней школы имени И.Алтынсарина
Иргизского района Актюбинской области.
Предмет: литературное чтение Класс: 5 «б» Возраст 10-11 лет
Тема занятия: С.Козлов. «Как ежик с медвежонком протирали звезды?»
Ссылки: Учебник 5 класса, календарные планы, Википедия
Цели: Познакомить с творчеством писателя, раскрыть основную идею произведения
Результаты обучения: Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту. Совершенствовать навыки построения рассуждений
Ключевые идеи: Красота, доброта
Время Стратегии Ресурсы Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
2 мин Деление на группы Орг.момент
Приветствие: Ребята, я очень рада, что мы опять вместе. Сегодня никто не болеет, никто не пропускает урок. Стряхните сон, напряжение! У нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехом, а с неудачами будем справляться вместе.
Учащиеся приветствует друг –друга добрыми пожеланиями.
13
мин Формативное оценивание Рабочие тетради с домашним заданием
Карточки с текстами
Проверка домашнего задания:
-. Какими видами сказок мы познакомились на прошлых уроках, ребята?
-Какие сказки мы с вами прочитали?
-Как заканчиваются сказки?
-Где происходят события в сказке « Честный мальчик»
-Почему император решил усыновить мальчика?
- Каким было его условие?
- Понравился лми ему цветы мальчиков?
- Какого мальчика он выбрал?
Игра «Найти ошибку» Раздается ученикам тексты с ошибочными вариантами.
1 группа: Жила – была одна императрица. Она правила страной пять лет. У нее не было детей. Хотела она усыновить мальчика. Для этого она позвала всех детей в лес. Слуги императрицы раздали им всем семена. У кого вырастить самое большое яблоко, тот станет и сыном императрицы.
2 группа: Жил –был император. Он был сильным и красивым. Одно печалило его: не было у него детей. Император хотел усыновить красивого, как сам мальчика. Император нашел красивого мальчика и сказал: «Вот этот мальчик будет моим сыном!». Ура, ура!!! - зашумела толпа.
3группа: Родители мальчиков, пожелавших стать сыновями императора должны были прийти на площадь через три месяца.У кого вырастет самый красивый цветок, тот должен был стать не только императором, но и президентом, ханом и царем страны. Император обходил ряды мальчиков и радостно улыбался.
4 группа: Император подошел к девочке и спросил: -Почему у тебя пустой горшок? Разве ты не знаешь, каким было условие?
-О, великий император, -ответила девочка,- я посадила вашу крупинку, но из него ничего не выросло! Дайте мне другое семечко. Император отдает девочке другое семечко.
Инсценировка сказки «Честный мальчик»
Ученики называют виды сказок (волшебные, бытовые и сказки про животных), рассказывают об знакомых им сказках: «Иван –Царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Алдар косе и хвастливый бай», «Лев, волк и лиса», «Честный мальчик»
-В сказках добро побеждает зло, бедные становятся богатым, правда ведет к счастью.
Ответы детей на вопросы.

Дети должны восстановить первичный текст.
15
мин Обучение тому, как учиться
Межпредметная связь (биология) ИКТ
Новая тема
 Сейчас мы с вами познакомимся с творчеством русского детского писателя С.Козлова и прочитаем его сказку «Как ежик с медвежонком протирали звезды». Вы смотрели мультфильмы про «Ёжика в тумане»?
А сказку про Львёнка и Черепаху? Помните они ещё пели песню: « Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу! Все лежу и лежу» Но, наверное, не все знают, что автором этих замечательных историй был
Сергей Георгиевич Козлов. Он родился в Москве 22 августа 1939 года. Свое первые стихи он написал, когда учился в восьмом классе. Но прежде, чем он стал профессиональным писателем, Сергей Козлов побывал и учителем пения, и токарем, и даже геологом. В 1960-е годы начал писать сказки о приключениях Медвежонка, Зайца и Ежика.
«Вызов по названию текста»
- Как я уже объявила, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением С. Козлова «Как ежик с медвежонком протирали звезды»
- Как вы думаете, о чём может быть этот текст?
«Обмен идеями в группах»
- Каким вы представляете ежика?
- Он домашнее или дикое животное?
- Каким представляете медведя?
- Медведь дикое или домашнее животное?
- Как вы думаете, чем питается ежик, что едят медведи?
Обменяйтесь своими версиями. Кто хотел бы озвучить свою идею в группе?
Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово «Ежик», «Медведь»?
(Ежик –дикое животное, это одно из животных, которое защищаются от врагов с помощью волосяного покрова – иголок. Таких животных в мире не много:  дикобраз, ехидна и иглошерсть. Ежик весит около 700 грамм Ежи питаются  мелкими грызунами, моллюсками, лягушками, насекомыми. Кроме этого, ежики употребляют в пищу яйца, птенцов и змей,  60-80 майских жуков. Это говорит о прожорливости ежей, что следует брать во внимание.
Зимой они впадают в спячку и не вылезают  из своих нор до потепления.
Теперь поговорим о медведях.Медведь является одним из крупных хищных зверей. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли.  Знакомство с новой темой, просмотр презентации о С.Козлове.
(просмотр отрывков мульфильмов)
Ответы учеников.
Показ картин ежиков и медведей.
10
мин Формативное оценивание Закрепление материала
Чтение сказки «Как ежик с медвежонком протирали звезды» учителем.(учебники закрыты, ученики сами придумывают ответы.
-Как вы думаете, почему ежик протирал звезды?
-Хорошо, сейчас мы узнаем, почему же он протирал звезды.
-Значит, ежик с медвежонком протирали звезды, чтобы они ярче блестели. Они считали, если звезды потускнеют, то их никто не увидит. Самое главное – это видеть красоту природы. Они были очень довольны своей работой. Ответы учеников
5
мин Формативное и суммативное оценивание Рефлексия: -Вам понравился урок?
-Какая часть вам больше вәсего понравился?
-Что бы вы еще хотели увидеть или услышать на уроке литературы?
-Что не понравился вам?
Устная обратная связь
Суммативное оценивание
Учащиеся подводят итоги урока, высказываясь, что удалось им на уроке, а что – нет. Оценивают себя за урок, прикрепив к зданию стикер.
Оценивание
Формативное оценивание «Словесная оценка»
Суммативное оценивание «Словесная оценка»
Поставить себе оценку за урок на плакате.
Дополнительные задания, домашнее задание Прочитать сказку, передать краткое содержание. Придумать продолжение сказки.