Мастер-класс Учимся решать проблемы. Боремся со стрессом. Совместная работа Чекусова Юлия, Рабих Диана, лидеры ассоциации Юные кемеровчане Ленинского района Руководитель: Копылова В.С., пдо
Мастер-класс "Учимся решать проблемы. Боремся со стрессом".
Чекусова Юлия, Рабих Диана, лидеры ассоциации "Юные кемеровчане Ленинского района"
Руководитель: Копылова В.С., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово.
Цель: Познакомить участников с понятиями «стресс», научить решать проблемы.
Задачи:
1.познакомить детей с классификацией проблем;
2. объяснить простые правила решения проблем;
3. научить самодиагностике и элементам рефлексии в стрессовых ситуациях;
4. помочь освоить техники эффективного управления стрессами и их профилактики.
Итак, зачем же решать проблемы и бороться со стрессом? Каждый из
нас сталкивается со сложными ситуациями, которые требуют решения и высасывают из нас все силы. Кто бы вы ни были - всё равно вы ежедневно сталкиваетесь с вещями такого рода. Конечно, у каждого свои причины. Кому-то предстоит написать контрольную по математике, кому-то необходимо сбросить вес, а кому-то просто лучше научится играть в футбол. Независимо от масштаба вопроса, мы ставим перед собой цель, определяем препятствия и стремимся их преодолеть.
На этом мастер-классе мы познакомимся с понятием "стресс", его признаками, видами и стадиями, плюсами и минусами. И научимся решать проблемы разного рода.
Итак, ребята, добрый день. Меня зовут Диана и я представлю вам понятие "Стресс" и все его изюминки. Для начала, давайте попробуем выяснить, что же такое стресс? Спасибо, но давайте запишем - Стресс — это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.
Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.
Признаки стресса:
·Бессонница
·Повышенный аппетит или его отсутствие
·Всегда плохое настроение
·Раздражительность и плаксивость
·Постоянное чувство тревоги и др.
Но существует такое понятие, как стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость – способность человека успешно применять приёмы управления стрессом
В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.
1.Фаза тревоги. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
2.Фаза сопротивления. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает
встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
3.Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.
Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека.
Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.
Стресс имеет свойство накапливаться. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются во вне, или накапливаются.
Виды стресса
Эустресс – стресс полезный, т.к. вызывает мобилизацию организма, поднимает жизненный тонус, дает нам возможность для самореализации
Дистресс- вредоносный стресс, связанный с отрицательным переживаниями, приводящий к развитию психопатических изменений
Плюсы и минусы стресса: проблемы
«+»
·выделяется дополнительная энергия для решения проблемы
·организм «подсказывает», что делать
·тренируется нервная, иммунная и сердечно-сосудистая системы
«-»
·энергии может быть слишком много
·организм «подсказывает» примитивные реакции
·перенапрягаются и истощаются иммунная, нервная, сердечно-сосудистая системыметодов само регуляции эмоциональных состояний.
Спасибо Диане, а сейчас начну я. Меня зовут Юля и сейчас я очень сильно постараюсь научить такой элементарной вещи, (хотя на первый взгляд так не скажешь) - решать проблемы.
Сейчас мы узнаем классификацию "Ходячих проблем".
Охи вздохи. Допустим, ты будешь девочкой Охи-вздохи, и ты принадлежишь к числу тех, кто уже при одном виде препятствия сразу сдаётся. *говорю ей изобразить её.
Хотя эти слова совершенно не значат, что она не смогла бы это сделать. А ей иногда приходят в голову замечательные мысли и идеи. И она подмечает пути, следуя которым. Проблему можно уладить. Но она боится, что у неё ничего не получится и она станет посмешищем в глазах других. И вместо того, чтобы заявить себя и начать решать проблему, она сидит, как клуша, жалея сама себя.
Он постоянно твердит одно и то же: спросить у детей, что она твердит, и если что - дополнить
ØЯ так никогда не смогу. У меня нет таких способностей.
ØЯ не буду даже пытаться. А что, если у меня не получится?
Все будут смеяться надо мной!
ØВиноваты мои родители. Виновато общество. Виноват ты!
ØНикто меня не понимает. Никто меня не любит. Все только ищут, как бы обвести меня вокруг пальца.
Теперь — господин Критик даю любому парню бумажку с его героем и спрашиваю, почему именно так его зовут.
Он, напротив, никогда не боится высказать свое мнение. Только увидев какой-то план преодоления препятствия, он уже готов указать на его узкие места и загубить в зародыше любую идею. Ну а если у кого-то что-то не вышло, то Критик первым делом скажет: «Вот видишь! А что я тебе говорил?» Он всегда торопится обвинить кого-то, если что-то не получается.
От господина Критика часто можно услышать такие фразы, как спрашиваю у детей их мнение
ØМда-а-а, ничего из этого у вас не выйдет. Дурацкая идея!
ØА я предупреждал, что все пойдет абы как. Ты сам во всем виноват.
ØСлушай, я же тебе все понятно объяснил. И откуда у тебя только руки растут??
Ещё есть такой герой, как Мечтательница даю любому ребенку бумажку с его героем.
Ей нравится высказывать новые идеи. Но очень редко она продвигается дальше этого пункта. Она не утруждается тем, чтобы превратить свои идеи в планы, и уж чего она точно никогда делать не станет, так это заботится об их воплощении в жизнь. Ей достаточно уже того, что она мысленно пребывает в своих великолепных мечтаниях. Что ни говори, а мечты всегда выглядят лучше, чем действительность.
Ей можно узнать по таким выражениям, как спрашиваю у ребят:
ØЯ хочу написать роман!
ØОй, как это здорово — открыть собственный бизнес!
ØКогда я вырасту, я хочу быть учителем.
ØЯ — генератор идей. Не доставайте меня своими нудными подробностями!
И последний — это Пробивной даю ребенку бумажку с его героем. С ним нет ни намека на то, что он умеет решать проблемы. Точно, он не принадлежит к числу людей, которые обеспокоены своими проблемами. Он напрочь отвергает негативные мысли. Когда что-то случается, то этот человек тут же берется за дело. Его жизненно кредо: «Я не могу изменить прошлое, но я могу сделать что-то сейчас». Упорство и активность мистера определенно делает ему честь. И всё же наш герой мог бы хоть на минуту остановиться и подумать, прежде чем что-то сделать, он сумел бы добиться гораздо большего.
Нашего Пробивного \:
Ø Я ни за что не сдамся. Я должен преодолеть это препятствие!
ØЯ должен сильнее постараться! Нельзя останавливаться!
ØЯ точно знаю; это сработает, надо только приложить больше усилий.
ØОстановиться и подумать? Путая трата времени! Делать надо!
Итак, вы узнали себя в одном из этих типов? Когда-нибудь ловили себя на том, что вздыхаете и сдаетесь без боя? Или же вы считаете, что легче критиковать других людей, чем исправить себя и сделать что-то самому? Обожаете мечтать и ненавидите планировать? Бросаетесь, атакуете проблемы, но отказываетесь дать задних ход, когда ничего не получается? Или вы все же больше похожи на того ребенка, который умеет решать проблемы? спрашиваю у детей мнение.
ЧТО ЗНАЧИТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ?
Подойдем к решению проблемы как к процессу. Этот процесс можно разделить на 4 этапа. (Всё записывать на доске)
1)Оценка текущей ситуации;
2)Выяснение первопричиной проблемы;
3)Составление эффективного плана действий;
4)Корректирование и выполнение плана до тех пор, пока проблема не будет решена.
Запомните! Если вы будете делать что-то одно, но не будете делать другое, тогда ничего не добьетесь.
Вы можете подумать, что все слишком просто. Все дело в том, что мы очень часто не делаем того, что кажется простым и очевидным. Например: ПРОШУ РЕБЕНКА ВЫЙТИ КО МНЕ, возьмем ученика, который съехал по математике. Но! Как и многие надеется на лучшее, при этом ничего не предпринимая, чтобы действительно улучшить своё положение. Скорее всего, его оценки по математике останутся на том же уровне, поскольку этот ребенок так и не удосужился найти первопричину своей проблемы и не подумал, что он может сделать для её решения.
Ребенок, который умеет решать проблемы, начнет спрашивать что?вместе с ребятами составляю алгоритмы действий
- на вопросы какого рода я отвечаю неправильно?
Итак, выяснилось, что-то и то — единственный участок, из-за которого снижается успеваемость. Следующим шагом необходимо дисциплину чего-либо разбить на более мелкие темы-подпункты, например: если это геометрия , то площадь, углы, объем. Далее: сопоставить полученные оценки по этим темам. Таким образом, уточняется, какая именно тема из геометрии вызывает беспокойство и порождает проблему.
После выяснения того, какие задания вызывают трудности, следующим шагом ребенка, который решает эту проблему. Будет определить, что конкретно надо сделать для улучшения успеваемости.
Причина ухудшения оценок по математике у каждого своя. Поэтому, у каждого будет свой эффективны метод решения проблемы. Следовательно, вы должны постоянно задавать себе вопросы «почему?» и «как?» до тех пор, пока не составите свой индивидуальный план действий.
Также есть проверенный способ решения проблем:
·Шаг1: Поставить перед собой четкую цель.
·Шаг2: Определить разрыв между поставленной целью и текущим положением вещей.
·Шаг3: Сформулировать гипотезу о том, каким образом можно преодолеть этот разрыв и достичь цели.
·ПЕРЕЧИСЛИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ИДЕЙ И ВАРИАНТОВ;
·ОТОБРАТЬ ЛУЧШИЕ ИДЕИ В КАЧЕСТВЕ ГИПОТЕЗЫ.
·Шаг4: Проверить гипотезу. Если гипотеза опровергнута, вернуться к шагу 3.
·ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕОБХОДИМА И КАК ОСУЩЕСВИТЬ АНАЛИЗ, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ГИПОТЕЗУ.
·ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ И РАЗРАБОТАТЬ ПЛАН.
Как поставить четкую цель?
- Чего я хочу?
- Когда я этого хочу?
- Каким образом я хочу это получить?
Чем конкретнее вы сформулируете свою цель, тем более четким будет ваш план действий. Какую бы вы цель перед собой не поставили, возьмите за правило задавать себе вопросы «Чего конкретно я хочу достичь? Когда я хочу этого достичь? Каковы мои условия?»
Вывод:
Проводи меньше времени в терзаниях и сомнениях и больше времени посвящай обдумыванию действий, которые могут приблизить тебя к цели, а затем — действуй.
Спрашивай совета у сведущих людей. Не надо самому изобретать велосипед. Ищи информацию, которая поможет тебе принять наилучшее решение в данный конкретный момент.
Решать проблемы не так уж и сложно, если научится ставить перед собой четкую цель, разрабатывать план ее достижения и следовать этому плану, по ходу действия отслеживая свое продвижение к цели и внося необходимые изменения. Если вы сделаете решение проблем своей привычкой, то сможете найти применение всем своим талантам и взять свою жизнь под контроль. Вы сможете решить не только проблемы, но и проблемы своей школы, коллектива, города — а может быть, даже всего мира.
Стресс.
Упражнения:
Напрягись, чтобы расслабиться
“Порой мы пребываем в излишнем, ненужном напряжении, от которого не знаем, как избавиться. Наши мышцы при этом тоже сокращаются, они напряжены, возникают так называемые зажимы. То же самое бывает и после интенсивной физической работы. Один из простых и эффективных способов добиться расслабления мышцы – на несколько секунд произвольно напрячь ее, а потом сбросить это напряжение. Заодно, кстати, будет и неплохая тренировка мышц, и для нее не нужен никакой спортзал, ее можно проводить где угодно”. Например, есть такие упражнения:
■ Согнуть пальцы в кулак и удерживать максимальное напряжение.
■ Согнуть руки перед собой, сжать кулаки и максимально напрячь бицепсы.
■ Согнуть руки перед грудью, развести локти в стороны, отвести их максимально назад, зафиксировать это положение, напрягая мышцы плечевого пояса и спины.
■ Стоя, ноги врозь, напрячь мышцы ног и спины.
Произвольные мышечные напряжения можно выполнять из любых исходных положений, соблюдая общее правило: удержание максимального напряжения в течение 15-20 секунд с последующим расслаблением.
Тест “Самоконтроль в стрессовых ситуациях”
1. Я всегда стремлюсь выполнять работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
3. На работе и дома − сплошные неприятности.
4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
5. Меня беспокоит будущее.
6. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.
8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
9. В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Обработка результатов: подсчитывается количество положительных ответов по всем 9 вопросам. Каждому ответу “да” присваивается 1 балл. Ответ “нет” оценивается в 0 балл.
0-4 балла − высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях;
5-7 балов − умеренный уровень;
8-9 баллов − слабый уровень.
Интерпретация результатов
Высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.
Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек “выходит из себя”).
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции.