ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Лава
Согласовано Утверждаю Директор МОУ Директор школы_____________ «Сурский ЦЦТ» _____________ (Т.Е. Швецова)
(В.В. Белякина)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»
Всего: 72 часа (2 часа в неделю)
Программа рассмотрена и одобрена Программа разработана
на заседании педагогического совета педагогом дополнительного
МОУ СОШ с. Лава образования Блинковой Г.К.
Протокол № 1 от «___» ___________
Секретарь ____________/__________
с. Лава
2013 год
Информационная карта образовательной
программы «Юные натуралисты»
1.Отдел: Управление образования
2.Учебное объединение (кружок,клуб и т.д. ): внеурочная деятельность 3.Ф.И.О. педагога Блинкова Галина Константиновна
4.Название программы Образовательная программа внеурочной деятельности школьников эколого-биологической направленности «Юные натуралисты»
5.Вид программы:__________________________________________________
-авторская________________________________________________________
-модифицированная________________________________________________
Утверждена на методическом совете, педсодвете, протокол № 1 от ______________
6.
Продолжительность образовательного процесса
Возраст обучающихся
1 год обучения
72 часа
11-12 лет
7. Возрастной диапазон начала освоения программы: _11 лет____ _____
8.Целевая установка: предметная _________________________
9. Образовательная область: биология, экология____________ __________
10.Направленность деятельности: горизонтальная ____________________
Виды деятельности_______________________________________________
11. Форма организации образовательного процесса: групповая__________
12. Направленность освоения учебного материала: горизонтальная_____
13. Способ подачи содержания:______________________________________
14. Форма реализации:__очная ______________________________________
15. Ожидаемые результаты:
по уровню освоения: _общекультурный_______________________________
по уровню образовательности:_компетентность общекультурная______
по уровню усвоения содержания образования:_ученическая_______ ______
по уровню действий: репродуктивное действие________________________
по уровню освоения: продуцирование__________________________________
16. Степень включенности детей: репродуктивно- творческая _________
17.Адресат:__дети__________________________________________________
Информационную карту на образовательную программу составил:
(число, подпись)
Программа внеурочной деятельности школьников
эколого-биологической направленности «Юные натуралисты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа отражает эколого-биологическую направленность дополнительной образовательной программы. За основу взята типовая программа «Юные натуралисты» из сборника «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. «Исследователи природы» под редакцией И.В. Костинской.Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях». Новизна образовательной программы заключается в творчески переработанном 25 % материале, а именно введение в изучение курса темы по анималистическому рисунку, выполнении творческих заданий воспитанниками по изучении отдельных тем дополнительной образовательной программы.Данная программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой. Большое воспитательное и образовательное значение имеют экскурсии в природу, организация работы с натуральными объектами, возможности коллективной творческой деятельности и индивидуализация процесса усвоения новых знаний.
Педагогическая целесообразность реализации дополнительной образовательной программы в новом варианте направлена:- на удовлетворение потребностей воспитанников в экологической информации и изобразительной деятельности;- на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;- на обеспечение эмоционального благополучия воспитанников;Цель программы – привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству, углубить их знания по биологии. Программа составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Занятия предусмотрены с начала учебного года (осеннего периода).Задачи программы:
раскрытие понимания взаимосвязи всех живых организмов между собой и средой обитания;
развитие интереса к познанию нового, умению пользоваться различными источниками для самостоятельного получения знаний;
развитие и возможность реализации художественных и творческих способностей воспитанников;
формирование основ экологической культуры;
формирование качеств личности младших школьников (любовь к животным, доброта, ответственность).
Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В рамках модификации является обучение анималистическому и экологическому рисунку , которые выступают как отражение мыслительной деятельности воспитанника, через них проходит процесс усвоения знаний, а также диагностика процесса познания и творчества. С помощью анималистического рисунка происходит передача экологической информации. Использование геометрических фигур при обучении экологическому рисунку позволяет активизировать познавательную активность воспитанников, предоставляет возможность детям с разным уровнем подготовки сформировать положительную «Я – концепцию». Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы –11-12 лет.Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 года, количество учебных часов в году –72.Форма и режим занятий: Занятия по программе «Юные натуралисты» представляют собой форму организации групповой деятельности, а также выполнение индивидуальных и коллективных творческих проектов. В конце каждого занятия подводятся итоги работы каждого воспитанника и группы в целом. Проведение игр помогает закреплению материала, организует досуг. Проведение экскурсий в природу помогает накапливать конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, формировать такие качества как, дружба, личная ответственность за общее дело.
В основу занятий положены практические работы: уход за растениями, изучение овощей по их пищевым и биологическим особенностям; борьба с вредителями и болезнями овощей; работа в закрытом грунте.Программа предусматривает проведение массовых мероприятий: Праздник урожая, Праздник цветов, День птиц, выставки, конкурсы и т. д.Учебные занятия обучения проводятся с обязательным соблюдением 10 минутного перерыва между занятиями для отдыха детей и проветривания кабинетов.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:Ученики должны знать:
Характеристику сезонных явлений природы.
Видовой состав растений и животных.
Основные правила ухода за растениями и животными.
Основные факторы и условия жизнедеятельности растений и животных.
Ученики должны уметь:
Вести дневники наблюдения.
Отражать экологическую информацию в рисунке.
Способы проверки результатов осуществляются следующими видами контроля за работой обучающихся:
Вводный – организуется перед началом работы (проблемные вопросы и задания).
Текущий проводится в ходе учебного процесса (выполнение контрольного упражнения, экологические игры, конкурсы, выполнение индивидуальных заданий).
Промежуточный проводится при прохождении тем программы (творческие задания и проекты).
Итоговый – выставка достижений воспитанников и участие в городских мероприятиях и природоохранных акциях по профилю деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
познавательные игровые ситуации,
творческие задания,
ведение дневников наблюдения,
участие воспитанников в конкурсах и природоохранных акциях.
Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Всегочасов
Теория
Практика
1.
Вводные занятия
2
2
-
2.
Понятие об анималистическом и экологическом рисунках
2
1
1
3.
Осень в природе
4
2
2
4.
Осенние работы в жизни людей и животных
6
2
4
5.
Осенние работы в цветнике
6
2
4
6.
Природа зимой
4
2
2
7.
Охрана зимующих птиц
6
3
3
8.
Весна в природе
6
3
3
9.
Охрана и привлечение птиц весной
6
3
3
10.
Весенние работы в жизни людей и животных
6
3
3
11.
Лето в природе
6
3
3
12.
Овощные и цветочные растения
8
2
6
13.
Сорные растения
4
2
2
14.
«Полезные» и «вредные» животные земельного участка, где произрастают культурные и окультуренные растения
4
2
2
15.
Итоговое занятие
2
2
-
Итого:
72
34
38
Содержание
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы учебной группы, требованиями, предъявляемыми к учащимся2. Анималистический и экологический рисунок.Понятие об анималистическом и экологическом рисунках, требования к каждому из них, правила оформления.3. Осень в природе3.1. Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Организация и время наблюдений за погодой. Сезонные явления в природе осенью. Познавательная игра.3.2. Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева в различных частях кроны.Познавательная игра «Волшебница осень».3.3. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов.Познавательная игра «Эти забавные животные».3.4. «Осень в природе» - конкурс экологических рисунков.4. Осенние работы в жизни людей и животных.Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. Сроки созревания отдельных культур и техника уборки урожая.Осенние работы на участке овощных культур. Сорные растения.Зарисовка овощных культур, используемых для питания.Познавательные игры. Творческие задания «Витаминная палитра». 5. Осенние работы в цветнике. Наиболее распространенные однолетние цветочно-декоративные растения: ноготки, бархатцы, настурция, душистый горошек. Влияние погодных условий на продолжительность цветения растения. Признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений.Зарисовка однолетников.Познавательные игры.Творческие задания «Мои любимы цветы». 6. Природа зимой6.1. Сезонные явления в зимнее время, значение снегового покрова для растений и животных. Свойства снега, льда, строение отдельных снежинок. Характеристика снегового покрова.Ведение записей и зарисовок в рабочих тетрадях. Познавательная игра «Зимушка-зима».6.2. Жизнь животных зимой, их следы на снегу. Охрана природы зимой.6.3. Белка. Экологические особенности, образ жизни и поведения. Основные принципы содержания. Изменение окраса шерсти при наступлении зимы.Зарисовка белки.7. Охрана зимующих птиц.7.1. Значение охраны птиц в городах и других населенных пунктах.Зимующие птицы. Распознавание их по внешнему виду.Познавательная игра.7.2. Щеглы. Условия жизни в дикой природе. Экологические особенности.Зарисовка щегла.7.3. Щур. Условия жизни в дикой природе. Экологические особенности.Зарисовка щура.7.4. Снегирь. Условия обитания в дикой природе. Экологические особенности.Зарисовка снегиря.7.5. Клест. Клест-еловник, клест-сосновник. Условия обитания в дикой природе. Своеобразное устройств клюва. Особенности, связанные с зимним прилетом.Зарисовка клеста. 8. Весна в природе. 8.1. Признаки наступления весны, изменение внешнего вида растений.Познавательная игра.8.2. Изменение поведения животных с наступлением весны, появление насекомых.Ведение записей и зарисовок в рабочей тетради..8.3. Квакша – древесная лягушка – представитель земноводных. Условия обитания, внешнее строение, поведение.Зарисовка квакши.9. Охрана и привлечение птиц весной. 9.1. Польза, которую приносят птицы и необходимость бережного отношения к ним. Первые перелетные птицы. Сроки прилета птиц.Познавательная игра.Творческие задания.9.2. Знакомство с внешним видом перелетных птиц своей местности. Различные виды искусственных гнездований, правила их развески.Ведение записей в дневниках наблюдений.Познавательная игра «Птичий КВН». 10. Весенние работы в жизни людей и животных.10.1. Значение почвы для жизни растений. Подготовка почвы, сохранение влаги в ней.Подготовка семян овощных и цветочных растений к посеву (очистка, проверка на всхожесть). Сроки посева семян и цветочных растений.Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений.Творческое задание.Познавательные игры.10.2. Домашние животные весной. Изменение в поведении. Забота о потомстве.Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений.Познавательные игры.
11. Лето в природе.11.1. Значение леса и его охрана, травянистые растения леса. Съедобные ягоды и грибы, знакомство с правилами сбора грибов и ягод.Лекарственные растения леса. Ведение записей в дневниках наблюдений.Познавательная игра « Целебное лукошко».11.2. Разнообразие травянистых растений луга, хозяйственное значение лугов.Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений.Познавательные игры.11.3. Животные леса и луга, обитатели местного водоема.Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений.Познавательные игры.12. Овощные и цветочные растения.Основные условия для роста и развития овощных и цветочных растений. Значение почвы и рыхление почвы для растений. Время и техника полива овощных и цветочных растений. Подкормка растений - способы, дозы и сроки внесения удобрений под овощные культуры и цветочные растения. Особенности ухода за отдельными цветочными и овощными растениями (прореживание, прищипка).Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений.Познавательные игры.Творческие задания.13. Сорные растения.Наиболее распространенные сорные растения и распознавание их по внешнему виду, способы размножения сорняков.Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений.Познавательные игры.Творческие задания.14. «Полезные» и «вредные» животные и насекомые земельного участка, где произрастают культурные и окультуренные растения.Жужелица, божья коровка, жаба, лягушка. Их образ жизни, питание и польза, которую приносят эти насекомые и животные, их охрана.Голый слизень, тля, капустная белянка и другие местные наиболее распространенные вредители растений. Вред, причиняемый ими овощным и цветочным растениям.Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений.Познавательные игры.Творческие задания.15. Уголок живой природы.15.1. Влияние обилия тепла и света на рост и развитие комнатных растений.Полив комнатных растений, подкормка, опрыскивание водой. Наблюдение за ростом и развитием растений. Пересадка черенков в отдельные горшки.Познавательная игра.15.2. Животные уголка живой природы летом.Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений.Познавательные игры.Творческие задания.16. Итоговое занятие.Выставка детских работ, защита творческих проектов.
Подведение итогов работы.Подведение итогов опытов, оформление дневников, изготовление наглядных пособий, оформление выставки, подготовка и проведение Праздника урожая.Методическое обеспечение образовательной программы 1. Формы занятий:
теоретические
практические
познавательные игры
творческие задания
урок-наблюдение
экскурсии
2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Показательные – рассказ, демонстрация, наблюдение
Диалогические – познавательные игры, творческие задания
Эвристические – самостоятельная работа
Исследовательские – учебная дискуссия, экскурсия.
3. Формы подведения итогов:
самостоятельная работа;
познавательные игры и творческие задания;
ведение дневников наблюдений;
участие в мероприятиях и природоохранных акциях..
4. Дидактический материал
дидактические карточки (раздаточный и проверочный материал);
игротека (подборка игр по темам программы);
гербарии, муляжи и натуральные объекты.
Дневники наблюдений. Творческие тетради
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.
Акимушкин Н.И., Мир животных. – М,: Мысль,1990,- 462 с. (5 томов).
2.
Головкин Б.Н, Чеканова В.Н., Комнатные растения. – М,: Лесная промышленность, 1989.- 431 с.
3.
Гринев В.А. Попугаи. – М,: Лесная промышленность,1991.-334 с.
4.
Гусев В.Г., Животные у нас дома.- М,: Экология, 1992.-366 с.
5.
Гусев В.Г., художники: Горбатов В.А., Диева Н.М., Кондаков Н.Н., Наши питомцы. – /М,: Лесная промышленность, 1986.-64 с.
6.
Козлов М.А, Олигер И.М., Школьный атлас – определитель беспозвоночных. – М,: Просвещение, 1991.-207 с.
7.
Козлова Т.А, Сивоглазов В.И., Растения водоема.- М,: Дрофа, 2005.- 63 с.
8.
Кочетов А.М., Декоративное рыбоводство. – М,: Просвещение, 1991.-384 с.
9.
Костинская И.В, Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. – М,: Просвещение, 1983.-288 с.
10.
Минина Е.П., Методическое пособие. Животные рядом с нами. – Великий Новгород, 2003.-17 с.
11.
Минина Е.П., Методическое пособие. Рыбы и птицы рядом с нами. – Великий Новгород, 2003.-6 с.
Для учащихся:
1.
Журналы «Юный натуралист», «Муравейник»
2.
Красная книга г. Москвы.- М,: 2001.-622 с.
3.
Причудливые животные и растения. – М.: Планета детства, 2001.-30 с.
4.
Насекомые. Полная энциклопедия / перевод с англ. М. Авдониной.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-256 с.
5.
Планета животных. М.: Махаон, 2005.- 47 с.
6.
Корнева Г.М, Бумага. Азбука творчества.- ООО Издательский дом «Кристалл», 2001.- 171 с.
7.
Бугаев А.Г. иллюстрации Смирновой С.В, Канивец Т.В. Птицы. А.В.К.- Тимошка, 2005.- 96 с., с ил.
8.
Махлин М.Д. / Млекопитающие.- СПБ.: А.В.К.- Тимошка, 2004.- 96 с., с ил.
15