Конспект урока русского языка по теме Слово и его лексическое значение, 5 класс ФГОС
Урок по теме «Слово и его лексическое значение»
Раздел. Лексикология
Тема. Слово и его лексическое значение.
Цель: создать условия для формирования планируемых результатов
Задачи:
Отметить особенности лексикологии как раздела науки о языке;
Учить работе с учебником по новой теме;
Акцентировать внимание на дополнительном эмоционально-оценочном оттенке значения слов;
Воспитывать ответственное, корректное отношение к подбору лексического значения слов с учётом различных оттенков.
Оборудование: проектор
Тип урока: Изучение нового
Ход урока
Этапы Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Вводная часть:
1) орг. момент
2) актуализация опорных знаний 10 мин Приветствие учащихся
Мы продолжаем путешествовать по разделам, изучающих русский язык. Вспомним то, что мы проходили в 5 классе.
На партах у вас лежат карточки, посмотрите, как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?
Задание: в парах выполнить задание на соответствие.
Проверка: 1. Какие разделы уже изучены вами? 2. Название какого раздела вами ещё не исследовано?
Поднимите руки у кого нет ошибок?
Исходя из нашего мини-исследования, можем ли вывести тему урока?
Запишите тему урока, по ходу ставя цель.
Настраиваются на урок.
Найти соответствие.
В парах выполняют карточку, вспоминают изученные разделы, находят новое понятие. (лексикология)
Проверяют
Отвечают на вопросы
Рефлексируют.
Тема урока: Слово и его лексическое значение.
Записывают тему, ставят цель.
2.Основная часть 30 мин С помощью упражнения вы уже узнали, что такое лексикология, возможно наш учебник даст нам больше информации. Откройте страницу 150, выразительное чтение диалога.
- Что такое ЛЗ слова?
Когда я произношу слово «стол», что представляете?
- Попробуйте раскрыть ЛЗ слова «окно».
- Те слова, которые часто используются в речи, не вызывают затруднения? а с какой проблемой вы сталкиваетесь, когда читаете, например, худ.произведения?
От ЛЗ зависит многое, даже изучение орфографии не обходится без него. Убедимся в этом, выполняя след.упр-ие.
- Прочитайте первую пару слов? Какой вариант написания верный? Обратимся к толковому словарю.
Сформулируйте задание.
+ записать два предложения с любой подборкой слов.
(слайд 1)Посветить-посвятить
Примерять -
Полоскать –
ФИЗМИНУТКА
Работа с тексом.
- Прочитайте текст, принадлежащий Льву Успенскому, определите его тему, основную мысль.
- опираясь на текст, составьте синквейн к слову «слово».
Помимо ЛЗ, слова имеют эмоциональную окраску. Например, слово «вода» - нейтральное, «умница» - положительную, «неряха» - отрицательную. Сделайте комплимент соседу, назвав его словом с положительной эмоциональной окраской.
Выразительное чтение диалога.
Толкование.
Предмет мебели, состоящий из четырех ножках, имеющий плоскую поверхность, предназначенный для…письма, еды, работы и т.д.
Встречаются непонятные слова. Их значение можно посмотреть в толковых словарях:
Ожегова, Шведовой;
Даля;
Ушакова.
Выполняют упражнение в парах.
ФИЗМИНУТКА
Выразительное чтение
Составляют синквейн.
Говорят друг другу комплименты.
3.Заключительная часть 5 мин Рефлексия: Подведем итоги
Что вам запомнилось с сегодняшнего урока?
Что нового узнали?
Что ещё хотели бы узнать в рамках изучения раздела «лексикология»?
Кто считает, что поработал на «5»?
Выставление отметок.
Д/З: упр.336 САМОАНАЛИЗ.
Задают вопросы по дом.заданию
Приложение 1.
Графика Строение словосочетания и предложения
Орфоэпия Правило произношения
Синтаксис Слова (их значение, произношение)
Лексикология Знаки письма
Приложение 2
Хотел бы в единое слово
Я слить свою грусть и печаль,
И бросить то слово на ветер,
Чтоб ветер унес его вдаль…
Когда мы говорим «язык», мы думаем: «слова». Это естественно: язык состоит из слов, тут спорить не о чем.
Но мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом еще загадочной) жизнью живет, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека.
Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.