Конспект урока по литературному чтению 2 класс по теме: Звукоподражание. Б.Заходер «Дырки в сыре».
Конспект урока по литературному чтению 2 класс по теме:
Звукоподражание. Б.Заходер «Дырки в сыре».
Учитель начальных классов:
Гамалиева Э.И,
Екатеринбург 2016
Тема урока: Звукоподражание. Б.Заходера «Дырки в сыре». (Литературное чтение: Кубасова О.В. 2 класс).Тип урока: повторение пройдённого материала, изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с произведением Б.Заходера; вспомнить прием «звукоподражание».
Задачи: 1)Образовательные: познакомить с стихотворением Бориса Заходера «Дырки в сыре»
2) Развивающие: развитие речи, навыка чтения по ролям, диалогической и монологической речи, навыка работы в группе, памяти, мышления.
3) Воспитательные: формирование у учащихся интереса к детским книгам, как источнику знаний, любознательности.
Оборудование: Портрет Б.Заходера, картинка с изображением сыра.
Схема оформления доски
Тема урока
Изображение сыра слова: картиНКА-корзиНКА Портрет Б.ЗаходераЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методическое обоснование
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
III.Подготовка к восприятию художественного текста.
Первичный синтез.
Анализ художественного произведения на основе многократного чтения.
Установление причинно – следственных связей сюжета.
Выведение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт.
Раскрытие композиции произведения.
V.Вторичный синтез.
Обобщение, подведение итога урока.
-Здравствуйте ребята! Сегодня я бы хотела начать урок со стихотворения Михаила Спартаковича Пляцкоского «Какие бывают слова». Слушайте стихотворение внимательно, оно поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово колючее –ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово веселое смех.
-Ну что, вы догадались о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?
-Верно. Мы будем говорить о том какие бывают слова, о игре слов.
-Вот сейчас мы с вами и поиграем со словами. Я называю слово, а вы должны придумать рифму к этому слову. Вы знаете что такое рифма? Например: картинка – корзинка . Что здесь общего? (Слова написаны на доске).Теперь всем понятно что такое рифма? Итак, начали: (спрашиваю по поднятой руке)
-петрушка
-катушка
-крючок
сестрички
-молоток
-клетка
-Молодцы.
-Сейчас проверим ваше домашнее задание. Вам было задано выразительно прочитать стихотворение Александра Александровича Шибаева «Переполох». Кто готов, поднимите руки? Кто мне сейчас сможет выразительно прочитать?
-Молодец. А вы догадались какой прием использует Александ Шибаев?
-Хорошо, я вам подскажу Шибаев использует прием звукоподражание. Сегодня, мы с вами еще раз поговорим о звукоподражании. Сейчас, я вам прочитаю стихотворение Инны Липовны Гамазковой «Красавица», оно вам поможет вспомнить о приеме звукоподражание.
-Как тебя зовут, ворона?
-Карр-повна.
-Что ты делаешь ворона?
-Кааррр-каю.
-Что ж кричишь, как на пожар?
-Нрави-тся! Карр-оша! Карр-расавица!
- Как вы думаете, для чего автор использовала прием звукоподражание
-А какие звуки передает автор?
- Правильно. Давайте еще раз прочитаем слова вместе, где есть звук кар.
-Молодцы. Для чего нужен прием звукоподражание?
-Верно.
-Ребята, прием звукоподражание использовала не только Агния Барто, но и Борис Владимирович Заходер. Вы знаете кто такой Борис Заходер?
-Верно. Но я хочу добавить что Борис Владимирович Заходер не только писатель, но и известный поэт, переводчик.
- Вы знаете какие произведения написал Б.Заходер?
(если затрудняются ответить помогаю им или задать домашнее задание познакомится с произведениями Б.Заходера.)
-Молодцы. А сейчас немного отдохнем. (физкультминутка)
-«Отдых наш-физкультминутка,Занимай свои места.Раз присели, два-привстали,Руки кверху все подняли.Сели, встали, сели, всталиВанькой- встанькой словно сталиА потом пустились вскачь,Словно мой упругий мяч.
- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите на картинке? А нем что?
А вы знаете откуда дырки в сыре?
-Вот, как раз Борис Владимирович Заходер в своем произведении «Дырки в сыре хочет рассказать откуда они взялись? Вам интересно узнать, откуда на самом деле появились дырки в сыре?
-Хорошо. Сейчас я вам прочитаю стихотворение но я не буду называть героев этого стихотворения, а вы должны догадаться что это за герои. (читаю полностью стихотворение).
-Каких героев использовал автор?
-Как вы догадались, каких героев использовал автор, я же их не называла?
-Правильно.
- Сейчас прочитаем отрывок из этого стихотворения по ролям (Распределение по ролям).
-Ребята, это стихотворение нужно прочитать выразительно, выделяя те слова которые автор использовал подражания животных. Не забывайте следить друг за другом.
- Молодцы. А сейчас ответим на вопросы.
- С кого начался спор?
- Кто принял участие в решении проблемы?
Кто из героев разрешил спор?
(Если затрудняются ответить, читают отрывок про себя еще раз).
- Как она его разрешила. Найдите слова вороны в тексте и зачитайте в слух.
- Ребята, вы поняли откуда дырки в сыре?
-Давайте еще раз прочитаем последние строчки стихотворения.
- дак значит откуда дырки в сыре?
-Да, действительно получается что никто не знает потому что это великая тайна, но я ее знаю? Хотите я вам ее раскрою?
- В сыре живут бактерии, они совершенно безопасны для человека они придают сыру особый вкус. Дак вот именно эти бактерии выделяют углекислый газ, который никуда не выходят а остается внутри сыра образуя дырки.
- Теперь понятно, откуда дырки в сыре?
-Всё. На этом урок закончен, открывает дневники, записываем домашнее задание:
1) Выразительно прочитать стихотворение.
2) Выучить отрывок наизусть.
-Да. Тема урока сегодня слова.
-Нет, да. Одинаковые окончания, звуки.
-квакушка
-свинюшка-брелок
-спички
-ветерок
Метка
(Выразительно читает Один ученик)Чтобы передать звуки.
Кар-Кар.
-Для того чтобы передовать звуки.
-Да. Серая звездочка, моя вообразилия.
-Сыр.
Нет, да.
-Да.
-Свинья, баран, пес, гусь.
-со свиньи.
-ворона
-Нет, да. Проделала ворона.
-да.
Настрой на работу.
Постановка темы урока.
Развитие логики, мышления.
Проверка пройденного материала.
Развитие памяти. Актуализация знаний.
Развитие логики, мышления, монологической речи.
Проверка знаний.
Развитие логики.
Развитие к способности восприятия речи.
Развитие навыков чтения.
Формирование любознательности.