Самостоятельная работа студентов как условие их самообразования. Виды самостоятельной работы. Требования к руководству самостоятельной работой студентов.
Самостоятельная работа студентов как условие их самообразования. Виды самостоятельной работы. Требования к руководству самостоятельной работой студентов.
Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
-развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.
Существует огромное количество видов ВСРС, на мой взгляд, их можно объединить в своеобразные группы по направленности на формирование определенных способностей. (УРОВНИ)
Учебный («теоретический»)
Творческий
Исследовательский
К учебному уровню, на мой взгляд, относятся виды ВСРС, решающие прежде всего задачу углубления и систематизации знаний.
1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам. Задание может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
2. Написание конспекта первоисточника (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы, доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
3. Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
4. Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их.
5. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы развивает его умения по структурированию информации. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый), так и разделы разных тем (многоплановый материал).
Роль преподавателя: определить тему и цель, усилив мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы, консультирование при затруднениях, консультировать, рекомендовать литературу по теме сообщения, осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Критерии оценки: соответствие содержания теме, глубина, логичность, грамотность и полнота, правильный отбор информации, наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, соответствие оформления требованиям, работа сдана в срок.
К творческому уровню, на мой взгляд, относятся виды ВСРС, направленные прежде всего на развитие творческих способностей.
1. Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё.
2. Написание аннотации – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию краткой характеристики книги, статьи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.
3. Составление и решение ситуационных задач (кейсов) – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
4. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – это более простой вид графического способа отображения информации. Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т.д. Способствует наглядности и лучшему запоминанию алгоритма.
5. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.
Роль преподавателя: конкретизировать задание, уточнить цель, сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач, консультировать при затруднениях, проверить исполнение и оценить работу студента (проверить или обсудить её со студентами).
Критерии оценки: соответствие теме, новизна, творческий подход, оригинальность идеи, реалистичность оценки существующего положения дел, полезность и реалистичность предложенной идеи, значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата, художественная выразительность, яркость, образность изложения, грамотность изложения, грамотная формулировка вопросов, отсутствие ошибок, аккуратность, работа представлена на контроль в срок.
Исследовательский
1. Написание реферата – более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся: выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей), составления плана реферата (порядок изложения материала), формулирования основных выводов (соответствие цели), оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Критерии оценки: актуальность темы, соответствие содержания теме, глубина проработки материала, грамотность и полнота использования источников, соответствие оформления реферата требованиям.
2. Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем её дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним.
Роль преподавателя: конкретизировать задание, уточнить цель, познакомить с вариантом тестов, проверить исполнение и оценить.
Критерии оценки: соответствие теме, включение в тестовые задания наиболее важной информации, разнообразие по уровням сложности, наличие правильных эталонов ответов, тесты представлены на контроль в срок.
Научно-исследовательская деятельность студента предполагает самостоятельное формулирование проблемы и её решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний. Этот вид задания требует достаточной подготовки и методического обеспечения.
Роль преподавателя здесь значительно усложняется, т.к. основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления.
Организация и проведение НИРС в учебном процессе распределяется на 8 основных направлений:
1) Лабораторные работы. При выполнении таких работ студент должен научиться составлять план, научиться выбирать методику исследований, научиться составлять научный отчет.
2) Домашние задания.
3) Практическая работа.
4) Курсовые и дипломные работы. Результаты научных исследований студентов должны находить отражение при выполнении курсовых и дипломных работ с элементами научных исследований. Особо следует практиковать выполнение курсовых и дипломных работ по заявкам предприятий (в том числе и коммерческих), что позволит: обучать студентов навыкам НИР на конкретных примерах и рационально использовать творческие способности студентов при решении задач.
5) Студенческие научные коллективы – основная структурная единица организации НИРС на кафедре. Организация работы в таком коллективе предусматривает проведение исследований по проблемной теме.
Привлечение студентов в научные коллективы проводится на занятиях, при индивидуальных беседах и консультациях.
Задача руководителя студенческого научного коллектива – педагогически правильное распределение работы. Практическая работа студентов при выполнении исследований обязательно должна сочетаться с познавательной, теоретической.
Работа студентов строится на выполнении заданий научного руководителя в соответствии с планом работы научного коллектива. Члены научного коллектива обязаны выполнять задания в сроки, установленные научным руководителем, и по результатам работы периодически делать сообщения или доклады.
Итогом работы студента является научный доклад, представленный на конференцию или работа, оформленная на конкурс. 6) Предметные конкурсы и олимпиады по дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами и учебными планами университета могут проводиться в учебных группах и по колледжу в целом.
Оргкомитеты по проведению предметных конкурсов и олимпиад образуются из числа преподавателей по предмету под председательством завуча или директора.
Оргкомитеты определяют:
- время и формы проведения предметного конкурса или олимпиады;
- количество и содержание заданий;
- критерии оценки заданий;
- сроки проверки заданий;
- даты оглашения результатов;
- систему поощрений участников.
7) Студенческие научные семинары.
Доклады студентов представляются в письменном виде и оформляются согласно требованиям, предъявляемым к рукописным работам. Выступление студента может являться отчетом о выполненных исследованиях или отдельном завершенном этапе научной работы.
Семинар ведет научный руководитель, который после обсуждения докладов подводит итоги выступлений студентов, дает всестороннюю оценку выполненных работ, отмечает их положительные стороны и недостатки.
8) Организационно-массовые мероприятия по НИРС.
Важную роль в активизации научного творчества студентов играют организационно-массовые мероприятия:
ежегодные студенческие научно-практические конференции;
всероссийские, межрегиональные, отраслевые и городские научные и научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, совещания;
выставки научного творчества молодежи;
конкурс на лучшую академическую группу, специальность;
выдвижение студентов на соискание премий на лучшие студенческие научно-исследовательские работы.