Конспект урока по окружающему миру Как жили наши предки (3 класс)

Урок окружающего мира (3 класс)
УМК «Гармония»
Тема: Как жили наши предки.
Цели: - Формировать у учащихся представления о жизни наших предков;
- познакомить с условиями жизни, культурой, религией наших предков;
- развивать кругозор, мышление, воображение, речь учащихся.
Оборудование: - презентация
- учебник, рабочая тетрадь
- интерес и хорошее настроение учащихся

Ход урока
Орг. момент.
- Ребята, улыбнитесь мне, друг другу, улыбнитесь нашим гостям, и пусть ваши улыбки сопутствуют нам до конца урока. А урок у нас сегодня необычный.

2. Сообщение темы и целей урока.
- На этом уроке мы с вами будем говорить о том, как жили наши предки. Мы познакомимся сами и познакомим наших гостей с некоторыми особенностями их быта и культуры

3. Вводная беседа.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!

И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Времена теперь другие,
Как и мысли и дела-
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны.

- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки? (Чтобы сохранить культуру и обычаи предков). Мы должны с уважением относится к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь.



4. «История вокруг нас»
- Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи. Жизнь наших предков изучает наука история.
- Все исторические источники делятся на три большие группы: письменные, вещественные и устное народное творчество.

письменные
вещественные
уст. нар. творчество

Надписи, дающие возможность изучать события прошлого
Все, что сделано руками человека
Культура, которая передается через песни, сказания, предания

Надписи, рисунки на посуде, на монетах, на стенах пещер, различные указы правителей.
Орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения.
Былины, сказки, песни, поговорки, устные предания


Работа в тетради.
- с.39 №4. Прочитайте, поясните в каких случаях говорят такие слова. (Потешка, колыбельная)
- К каким историческим источникам они относятся? (Устное народное творчество)

5. «Как наши предки осваивали природу»
- Чтобы выжить, наши предки должны были приспособиться к природным условиям. Они научились добывать пищу, побеждать холод и болезни, бороться с хищными животными.
- Рассмотрите иллюстрацию и скажите, чем занимались люди, чтобы добыть себе пищу? (Ловили рыбу, занимались охотой, возделывали землю, занимались бортничеством: присматривали дупло в старых деревьях, где селился пчелиный рой.)
- Из стеблей трав люди шили легкую одежду. Из дикого льна и крапивы получали тонкие, но прочные волокна, из которых потом ткали полотно. Чтобы полотно было белым, его выбеливали на солнце.
- Как вы думаете, почему наши предки очень чтили огонь? (Огонь разжигали трением сухих палочек или высеканием искр из твердых камней. Огонь охраняли и поддерживали днем и ночью. На огне готовили еду, выплавляли металлы. Без огня люди не могли жить, а добывать его было очень трудно)

6. «Чему поклонялись наши предки».
- Вся жизнь наших предков была связана с природой, которую они любили и обожествляли. Наши предки верили, что в природе все живое: камень молния, дерево, огонь

Работа с учебником.
- с.111 Каким богам поклонялись славяне? (Богу Солнца – Даждьбогу, богу грозы и грома – Перуну, богу ветра – Стрибогу, верховному богу неба – Сварогу, богу земли-кормилице – Мокоши, богам погоды и непогоды – Похвисту и Догоде)

- Использовали наши предки от разных несчастий обереги. Как вы думаете, что такое оберег?....... Это разные фигурки из дерева или кости, пучки трав. Одежду или предметы быта украшали знаками Солнца, земли, растений.
- Кроме того, что славяне верили в богов, они верили и в разных добрых и злых духов. Назовите, какие духи известны вам и где они обитали. (Домовой, леший, водяной, кикимора и т.д.)
- Как вы думаете, для чего в старину говорили детям, что в болотах живут кикиморы, в лесах – лешие, в реках – русалки?.... (Так приучали детей к осторожности в лесах, на болотах, к хорошему поведению)
- А сейчас люди используют обереги?.... Какие?.......

«Народные обычаи и праздники».
- С древними верованиями были связаны народные обычаи и праздники.
- Какие народные славянские праздники знаете вы?........
Масленица – в честь бога Солнца пекли блины.
Святки- зимние и летние игры в четь бога Святовита
Колядки-
Иван Купала – начало купального сезона
Ильин день – конец купального сезона
- В праздничные дни люди старались обратить на себя внимание Богов. Для этого они нарядно одевались, водили хороводы, жгли костры, пели песни, играли на народных музыкальных инструментах, устраивали катания на лошадях, играли в лапту, горелки.

8. «Вероисповедание»
- Позже у разных народов появились веры в людей, оставивших учение о том, как надо жить в обществе.
Христианство – вера в учение Христа
Мусульманство – вера в учение пророка Магомета
Буддизм – вера в учение Будды.
- Но все веры призывают к одному: к добру. Они учат, если обидишь кого, то будет тебе несчастье, а если сделаешь добро, то и тебе будет добро от других.

Итог урока
- Какая наука изучает жизнь наших предков? (история)
- Какие исторические источники помогают нам узнавать о событиях прошлого? (предметы быта, оружие, одежда, указы правителей, устное народное творчество)
- Чем в старину занимались наши предки, чтобы добыть себе пищу? (охота, рыбалка, бортничество, земледелие)
- Как наши предки приучали детей к безопасному поведению в природе? (приметы и злых и добрых духах)
- Представьте, что в школе тоже есть свой добрый дух. Что может его огорчить?... А что его радует?...
10. Дом. задание
- Рабочая тетрадь: с.40 №10- нарисовать обереги, которые люди в старину использовали для себя и своих жилищ.