Особенности организации системы внеурочной деятельности ОО, обеспечивающей становление личностных характеристик выпускника школы при введении ФГОС ОО».
ГАОУ ДПО “Институт развития образования Республики Татарстан”
Кафедра менеджмента и экономики в образовании.
Проектная работа
Тема: «Особенности организации системы внеурочной деятельности ОО, обеспечивающей становление личностных характеристик
выпускника школы при введении ФГОС ОО».
Выполнила: Ахметова Эльвира Фаритовна
слушатель курсов повышения квалификации
в форме стажировки по проблеме «Норма-
тивно-правовые, финансово-экономические
и организационно-управленческие механизмы,
обеспечивающие эффективное развитие систе-
мы образования»
Должность: учитель английского языка
Место работы: МБОУ «Тат.Ходяшевская СОШ»
Пестречинского муниципального района РТ.
«Проектная работа допущена к защите»
Руководитель проектной работы , кандидат филологических наук, доцент
___________И.А. Смирнов
«____»___________2015г.
Содержание
I Актуальность выбранной темы2
II Цель и задачи внеурочной деятельности.2-3
III Основные направления внеурочной деятельности ............4-16
IV. Примерное положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО17-21
VI Заключение22-24
VII Список литературы26
1
Актуальность
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Организация внеурочной деятельности обучающихся это также является актуальным .Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.
Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.
Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе через:
разных форм методической работы в образовательном учреждении;
повышение передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий;
внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребёнка своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности
способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстниках, педагогов, родителей;
расширять его представление об окружающем мире.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:
«образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».
Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность!!!
Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования детей, культуры, спорта.
Внеурочная деятельность направлена на:
Планируемые результаты
Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)
УУД
Внеурочная деятельность определена как один из механизмов
3
реализации основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется участниками образовательного процесса на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.
Формы внеурочной деятельности отличны от классно-урочных.
Актуальность введения ВД Работа с сознанием ребенка различных СМИ.
Конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы.
Экспансия молодежной субкультуры.
Нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Подмена реальных форм социализации виртуальными.
Изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к людям, себе самому.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
духовно-нравственное,
физкультурно-спортивное и оздоровительное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество;
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
Техническое творчество
Трудовая (производственная) деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;
4
Туристско-краеведческая деятельность.
Формы внеурочной деятельности «Организуется в формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.»
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Описание модели
Раздел вариативной части учебного плана «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, вожатая).
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность»
5
является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и реализуется посредством различных форм организации,
таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Г™рл‰век» при школе.
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).
Для реализации внеурочной деятельности педагоги нашего образовательного учреждения могут использовать Примерные программы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников. Кроме этого, мы вправе использовать программы, разработанные педагогами образовательного учреждения и получившие положительную экспертную оценку различного уровня:
-школьного методического объединения учителей-предметников;
-педагогического совета школы.
Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, дополнительного образования, группы продлённого дня, КТД, воспитательные мероприятия.
внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной 6
деятельности, способна сформировать учебную мотивацию;
она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение,
поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении
всего периода обучения.
.Спортивно –оздоровительная внеурочная деятельность и принципы ее организации:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Выбор ОУ модели организации внеурочной деятельности младших школьников в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
· I этап- определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе начального общего образования;
· II этап – анализ предлагаемых моделей организации внеурочной
7
деятельности общеобразовательным учреждением;
· III этап – анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;
· IV этап – выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями,
принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.Следование алгоритму позволит ОУ наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в общей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов ОУ для создания необходимых условий успешного введения ФГОС.
Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением.
Модели внеурочной деятельности, основание выбора которых соответствует условиям организации образовательного процесса в ОУ:1.Внутришкольная модель реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.
2.Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС.
Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельности
8
представлена в Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»5. Практика спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности в школе.
Сохранение собственного здоровья одна из основных обязанностей человека. Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений. Воспитание культуры ведения здорового образа жизни должно стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, поведения и поступков.
Основные задачи оздоровительной внеурочной деятельности в школе:
- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Методы организации работы в школе по формированию здорового образа жизни.
Работа спортивных секций по детскому футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам и туристско- спортивной подготовке.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
9
Участие в районных и поселковых спортивных соревнованиях.
Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном
питании».
Реализация программы «Юный турист».6. Заключение
Так программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания учащихся, формирования их интеллектуального и творческого потенциала в процессе обучения в школе.
Социальная компетентность есть интегральное личностное образование, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания, выступающие в качестве руководства к действию, субъектную способность к самоопределению и нормосозиданию, личностное умение осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека.
Необходимость формирования социальной компетентности обусловлена тем, что, во-первых, она обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию в общество, а во-вторых, имеющиеся в настоящее время образцы и нормы социальной практики приходят в противоречие с новыми условиями. Социальная компетенция определяется отношением «Я - общество» (слайд №2) и характеризуется умением выбрать социальные ориентиры, умением
10
организовать в соответствии с ними свою деятельность. От социальной
компетентности зависят реализация профессионального потенциала,
оптимизация эмоционального потенциала и отношений с социумом.
В условиях изменившейся модели образования, когда главным стало не только наличие у выпускника определённой суммы знаний, умений и навыков, но и его личностные «приращения», социальная компетентность приобретает всё большую значимость.
Социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: включение в социум, возможность трудоустройства, создание семьи, успешность карьеры. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности .
В процессе обучения в школе учащиеся включены в учебную деятельность, во многие компоненты структуры социальной компетентности. Но так как форма учебной деятельности - это в основном уроки, семинары, то по большинству знания о мотивационной структуре, о качествах человека, о механизмах функционирования общества, о роли человека в нем преподносятся в информативной форме.
Поскольку форма учебной деятельности строго регламентирована, возможности «попробовать всё самому, испытать на себе» недостаточно для становления и развития социальной компетенции.
Одним из ключевых понятий социальной компетентности является развивающая среда, в которой руководители стараются делиться с детьми своими знаниями, мнениями, мыслями, ценностями, планами, самонаблюдениями, надеждами и опасениями, опытом разочарований и достижений .
Наряду с учебной деятельностью важным средством формирования
11
социальной компетентности учащихся является внеурочная работа.
Внеучебная деятельность (в конкретном случае культурно-досуговая) обеспечивает создание развивающей среды - одного из ключевых понятий в
развитии социальной компетентности.
В школе проводятся культурно-массовые мероприятия самого различного рода, за которые отвечают классные руководители. Это традиционные вечера, праздничные концерты, встречи, конкурсы, викторины.
Ко всем общественно значимым делам выдвигаются одинаковые требования на наличие организационно-педагогических условий, влияющих на проявления социальной компетентности:
- свобода выбора: школьник сам вправе выбирать направление и ход работы для более удачного проведения открытия, праздничного концерта; либо собственное планирование хода работы;
- свобода действия: не ограничивается жесткими рамками и предписаниями;
- свобода слова: свободное выражение своих мыслей, идей, планов, способов реализации;
- разноплановость видов деятельности: широкий и разнообразный спектр видов деятельности (от рисования плакатов до организации концерта);
- востребованность талантов и умений: приветствуются все предложения, и предоставляется возможность воплощать свои идеи в жизнь;
- условия ответственности: школьники выступают в роли организаторов, заведуют материальными расходами, отвечают за проведение концертной программы;
12
- взаимодействие между участниками: совместное обсуждение и принятие решений, разделение обязанностей, высокий уровень общения и коммуникативных связей на всём протяжении данного мероприятия.
Все виды деятельности имеют довольно широкую организационную
структуру, в которой задействовано большое количество школьников. На организацию одного мероприятия требуется иногда до пятидесяти человек, начиная от художников-оформителей до людей, занимающихся организационными вопросами.
Поскольку праздники устраивают в школе не первый год, то определенные традиции по организации и проведению уже сложились, это влияет на свободу действия: многое не разрешается воплощать в жизнь из-за правил или норм, сложившихся за много лет.
В направлении культурно-досуговой деятельности систематического характера полное соблюдение организационно-педагогических условий, влияющих на проявление социальной компетентности школьника, присуще коллективам с руководителем, который наравне со всеми принимает участие в жизни коллектива.
По моему глубокому убеждению, участие в работе кружка обеспечивает школьнику возможность проявления себя, общения с друзьями.
В этом году мне удалось организовать систематическую работу кружка «Художественное слово». Надо заметить, что входят в состав группы учащиеся 7 класса, непростого, переходного возраста, в основном, мальчики.
На занятиях кружка ученик ощущает себя неотъемлемой частью коллектива, поэтому чувствует личную ответственность за все происходящее внутри него и за выступления перед публикой.
Задачи, поставленные в работе кружка, следующие:
1. Развивать творческие способности детей.
13
2. Учить общению в разновозрастном коллективе.
3. Через словесное творчество воспитывать детей.
4. Учить сценическому мастерству, искусству грима и костюма.
5. Знакомить с творчеством мастеров художественного слова.
6. Пробудить интерес к литературному творчеству.
7. Учить культуре речи.
8. Повысить функциональную грамотность учащихся (языковые разминки –
обязательный атрибут каждого занятия).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального значения и повседневного опыта.
14
Второй уровень результатов – получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетенции и социокультурная идентичность.
Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
Согласно требованиям ФГОС учителю необходимо в образовательном процессе применять разнообразные формы деятельности учащихся, с внедрением инновационных технологий. Для этого в первую очередь нужно
15
использовать внутренние ресурсы образовательного учреждения –
библиотечный фонд, Интернет-порталы, мультимедийное оборудование. Во внеурочной деятельности наряду с традиционными кружковыми, секционными формами занятий организовывать конференции, школьные научные общества, диспуты, соревнования. Для взаимодействия школьника с социальными субъектами за пределами школы ( в открытой общественной
среде) необходимо организовывать социальную добровольческую деятельность, экскурсии вовлекать детей в конкурсную деятельность различных уровней.
Работа учителя с каждым годом становится всё напряженней. Требования к образованию возрастают со стороны общества и государства. Это отражено и в Послании президента Федеральному Собранию. Поэтому учителю необходимо перестроится в организации образовательного процесса согласно требованиям ФГОС нового поколения и при этом повысить качество образования, обеспечить социализацию учащихся и воспитать в них потребность в постоянном саморазвитии.
Планируемые результаты:
-увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
-воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
-формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
-развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
16
Примерное положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО, ООО (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
1. 2. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение школьниками личностных и метапредметных
результатов начального и основного общего образования. Это определяет
специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
1.3.Внеурочная деятельность в ОУ реализует воспитательные цели, использует формы и методы воспитательной работы с обучающимися, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы ОУ.
1.4. Внеурочная деятельность организуется в 1-4, 5–9 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования.
1.5. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых
на реализацию основной образовательной программы
1.6. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей).
1.7. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
1.8. При организации внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, общественно полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д.).
17
2. Цель и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся на I и II ступени в соответствии с основной образовательной программой начального и основного общего образования.
2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
2.3. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
3. Организация внеурочной деятельности
3.1. Внеурочная деятельность может реализовываться
по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное;
по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное
общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и др.;
в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, викторины,
конкурсы, проекты, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
3.2.Внеурочная деятельность осуществляется по образовательным программам или программам внеурочной деятельности, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.
3.3. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:
комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные.
3.4. Структура образовательной программы внеурочной деятельности включает:
титульный лист; пояснительную записку; календарно – тематическое планирование;
содержание изучаемого курса; методическое обеспечение внеурочной деятельности;
показатели эффективности достижения панируемых результатов; ожидаемые результаты.
3.5. На титульном листе указываются:
Официальное название ОУ, информация о том, где ,когда и кем утверждена
18
программа, название программы, направление внеурочной деятельности, в
рамках которого предполагается реализовать данную программу, возраст обучающихся, на который рассчитано содержание внеурочной деятельности, представленное в программе, срок реализации программы.
3.6. В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности школьников необходимо раскрыть следующие вопросы:
- актуальность программы, ориентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;
- цель и задачи программы, их соответствие требованиям к личностным и
метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, установленным ФГОС.
3.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностном, метапредметном, предметном.
Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям
внеурочной деятельности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
К предметным результатам обучающихся относится опыт специфической деятельности по получению продукта ( нового знания), его преобразованию и применению .
Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях или выполнения творческих работ. Обязательное количество такого рода сертификационных испытаний не
должно превышать 4-х за учебный год.
Формами подведения итогов, освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.л.
Перечень и сроки проведения мероприятий должны быть определены в начале учебного года. По каждому направлению внеурочной деятельности за учебный год должно пройти не менее 3-х мероприятий на уровне ОУ.
3.8. Календарно -тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать перечень разделов и тем, а также количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
План мероприятий должен содержать название и форму мероприятия, сроки проведения, ресурсы и предполагаемый результат.
3.9. Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением основных понятий и видов деятельности учащихся, подлежащих освоению.
3.10. В разделе «Методическое обеспечение программы» должны быть даны
19
краткие методические рекомендации по:
- организации и проведению игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций;
- проведению практических работ и т.п., а также краткое описание методов
исследовательских работ, перечень тематик опытнической или исследовательских работ и т.п.
3.11. Распределение времени на внеурочную деятельность по годам обучения определяется ОУ. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность в определенном классе, ОУ определяет самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов и за счет интеграции ресурсов ОУ и учреждений дополнительного образования детей в объеме до 10 часов. В начальной школе оптимальный объ м программы внеурочной деятельности составляет 33 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, наполняемость групп от 10 до 25 человек.
3.12. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями ОУ или педагогами учреждений дополнительного образования (при
обязательном заключении договорных отношений).
3.13. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.
3.14.План внеурочной деятельности для класса или параллели определяется в конце учебного года.
3.15. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.
3.16. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании.
3.17. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности, состав которых утверждается приказом директора ОУ.
3.18. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости обучающихся производится в ежегодно оформляемом журнале внеурочной деятельности. Журнал является финансовым документом, при его заполнении необходимо соблюдать Требования к ведению журналов, утвержд нные приказом директора ОУ.
3.19.Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
4. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.
4.1. Система оценки внеурочной деятельности школьников носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся
(портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности всего ОУ.
4.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на
20
трех уровнях:
- оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп учащихся.
4.3. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности на основания Положения о портфолио учащегося приказом руководителя ОУ создается экспертная комиссия.
4.4. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления, может проводиться по окончании учебного года в форме творческой презентации. На празднике объявляются результаты внеурочной деятельности с награждением лучших
учащихся, набравших максимальное количество баллов по всем
направлениям и набравших максимальное количество баллов по отдельным
направлениям.
4.5. В конце учебного года подводятся результаты внеурочной деятельности с определением учащихся, набравших максимальное количество баллов по всем направлениям и набравших максимальное количество баллов по отдельным направления внеурочной деятельности.
21
Заключение
Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.
Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:
укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;
наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта .Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.
Деятельность обучающихся характеризуется достижением результатов определенного уровня: приобретение школьниками социальных знаний; последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Сегодня Интернет технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо четко продумать и определить для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности. Использование во
22
внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:
придаёт занятию эмоциональную окрашенность;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор;
повышается производительность труда учителя.
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить! Дети и сами учатся работать с компьютером.
Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
23
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий, но тем не менее, работа в сторону улучшения уже идет. Жизнь не стоит на месте, поэтому современный учитель должен постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем.
24
Список использованной литературы:
1.Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010.-119с.
2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.- М.: «Просвещение», 2010.-152с.
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: «Просвещение», 2010. – 223с.
4. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48
5.Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: «Просвещение», 2011.-31с.
7. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий.Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/534738/]
8.Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12
25