Методическая разработка по математике (1 класс) по теме: Урок математики 1 класс Число и цифра 8 Школа 2100.
Технологическая карта урока Тема: Число и цифра 8.
Педагогическаяцель
Создать условия для закрепления состава изученных чисел; формирования умения сравнивать числа и число с числовым выражением; создание условий для изучения числа 8, установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания; развивать навыки устного счёта; создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности, привития аккуратности
Тип урока
ОНЗ
Планируемыерезультаты(предметные)
в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением устанавливать взаимосвязь между рисунком и выражением, составлять выражение по рисунку; соотносить цифру 8 с числом предметов, узнают место числа 8 в натуральном ряду чисел, научатся складывать и вычитать числа в пределах 8.
Универсальные учебныедействия (метапредметные)
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени).
Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; овладение навыком ориентирования в содержании учебника; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Комуникативные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.
Образовательные (цифровые) ресурсы
Тетрадь, счетный материал, презентация к уроку, проектор, экран.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I. Мотивация к деятельности.
( 1 мин.)
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Математика сейчас.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
-Садитесь ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
-Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши 1 раз..
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
II. Актуализация опорных знаний.
( 6 мин.)
- Отгадайте загадку:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто (делает паузу). (Листопад) Слайд 1
- Почему это явление назвали листопадом?
- В какое время года можно наблюдать за листопадом?
- Где лучше всего наблюдать листопадом?
- Поэтому мы сейчас отправляемся в лес. А помогать нам при этом будет Лесовичок.
1. Порядковый счёт от 1 до 20 (прямой и обратный).
На наборном полотне карточки с цифрами:
– Что можете сказать?
– Расставьте числа в порядке возрастания.
3. Составление выражений. Слайд 2
Сейчас выполним задание.
-Молодцы, ребята. Лесовичок вами доволен. Вы справились со всеми заданиями. Продолжаем нашу прогулку.
Листопад
Когда с деревьев падает много листьев, то говорят, что это листопад.
Осенью
В лесу
Цифры расставлены не по порядку.
Дети записываю выражения на доске
1+3
2+5
3+4
Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.
Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.
Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием
III. Открытие нового знания.
3 мин
3 мин.
1 мин.
4 мин.
2 мин.
1 мин.
( 14 мин.)
1.Постановка проблемы
- А теперь мы с Лесовичком пришли на полянку.
- Что вы видите?
- Какие линии вы видите? (на экране появляется картина: на фоне поляны и опавших листьев изображены прямые, отрезки, замкнутые и незамкнутые линии) Слайд 3
- Покажите замкнутые линии. Cколько их? Запишите на доске
- Давайте теперь сосчитаем, сколько на рисунке незамкнутых линий?
- Запишите количество незамкнутых линий с помощью цифры на доске.
- -Запишите, сколько на рисунке прямых.
-Сколько ломаных? Запишите цифрой на доске.
- Какой еще вопрос по количеству вы могли бы задать?
-Попробуем ответить на последний вопрос?
- Сколько же всего на рисунке линий?
- Какая у нас сегодня тема урока?
- Поставим перед собой учебную цель нашего урока?
2.Цифра и число 8 Слайд 4
- Да, тема нашего сегодняшнего урока - число и цифра восемь.
- Мы изучим число 8, научимся писать цифру 8, познакомимся с составом числа 8
– Какая цифра обозначает число «восемь»?
– На что похожа цифра 8? Слайд 5
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки –
Получаются (очки).
Ф. Дагларджа
Пальчиковая гимнастика
Перед тем как нам писать
Надо пальчики размять.
Две весёлые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
-А теперь по алгоритму научимся писать цифру 8. Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов (верхний немного меньше нижнего). Начинают писать цифру немного ниже и правее середины верхней стороны, ведут линию вправо и вверх, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки, затем справа налево закругляя и ведя слева направо к середине нижней стороны клетки. Далее линия, закругляясь, идёт вверх к начальной точке. Слайд 6
-Откройте печатную тетрадь на странице 14.
- Посмотрите внизу внимательно на образец, обведите ручкой написанные цифры 8, а затем продолжите самостоятельно писать цифру 8, отступая одну клетку.
-Найдите самую красивую цифру нарисуйте над ней огонёк.
-В следующей строке найдите закономерность в написании цифр и продолжите ряд.
- Какую закономерность вы нашли?
- Чему сейчас научились?
- Для чего научились?
- Давайте определим место числа 8 на числовом отрезке.
-Что для этого надо сделать? Слайд 7
3.Состав числа 8: № 4, с. 15; . С использованием соотношения между целым отрезком и его частями.
-Раскрасим полоски и заполните домик числа 8.
- Как получить число 8?
-На каких этажах живут одинаковые числа?
- В чём отличие?
-Как удобнее считать?
-Почему?
- Какую работу мы выполнили? - Для чего необходимо знать состав числа?
Работа в парах по карточкам.
- Проверим. Я читаю пример, а вы сигнальной карточкой показываете ответ.
Физкультминутка
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – чуть присесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Прямые, ломаные, замкнутые и незамкнутые линии
2 замкнутых
3 незамкнутых
1 прямая
2 отрезка
Каких линий больше всего? Каких линий меньше всего? Сколько всего на рисунке линий?
8
Число и цифра 8.
1.Изучить число 8 2.Научиться писать цифру 8.
3. Познакомиться с составом числа 8.
Снеговик, два бублика, крендель; еще варианты, на что похожа цифра 8.
Разминают руки перед письмом
Пишут в воздухе ручкой.
Открывают тетради и пишут самостоятельно цифру 8.
Ищут самую красивую цифру 8 и ставят огонёк над ней.
Первая цифра каждый раз увеличивается на 1.
Научились писать цифру 8
Теперь сможем не только считать до 8, но записывать числа до 8.
Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.
Фронтальная работа
Ответы детей
На 1 и 7, 2 и 6, 3 и 4
Переставили числа местами.
7+1, 5+2
Познакомились с составом числа.
Чтобы быстро решать примеры.
Дети решаю в парах примеры.
Дети показывают ответ сигнальной карточкой.
Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.
Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или парной работы.
IV.Первичное закрепление и повторение пройденного.
3 мин.
3 мин.
3. 4 мин.
1. Заполни пропуски : № 5, с. 15. с комментированием.
-Назовите неизвестный компонент.
-Как найти неизвестное слагаемое?
2. Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 8
-Задание №7, с.15.
-Выполните самостоятельно. Сравните числа используя числовой отрезок.
-Проверим на экране правильность выполнения этого задания.
– Поднимите руки те, кто все знаки поставил правильно, а теперь поднимите руку те, кто три знака поставил правильно.
-А есть ли у нас, кто всего один знак поставил правильно?
- Как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить задание?
- Что вам необходимо повторить?
- Молодцы, хорошо поработали!
3.Решение задачи. Слайд 9
- Составьте по рисунку рассказ и поставьте вопрос со словом «сколько?»
- Сколько разных числовых выражений можно составить к этому рисунку?
- Запишите их на доске.
Слагаемое
Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Самостоятельно выполняют задание и проверяют по эталону.
В саду росло 4 синих и 4 красных цветка. Сколько цветков росло в саду?
2 числовых выражения
Дети пишут на доске
4+4, 8-4
Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.
Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
( 3 мин.)
- Вот и подошла к концу наша прогулка с Лесовичком.
-- Понравилась ли вам прогулка?
– Что больше всего понравилось?
- Чему мы хотели научиться?
–Нам это удалось?
- Докажите.
– Что показалось самым интересным на уроке? Самым сложным?
– Оцените свою работу в дневниках. (Учитель делает вывод по итогам самооценки.)
- Молодцы! Спасибо за урок! Слайд 10
“Число и цифра 8”
Изучить число 8 и научиться писать цифру 8, познакомиться с составом числа 8.
Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.
Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.
Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.
VI.Домашнее задание. ( по желанию)
( 1 мин.)
- Ребята, кому понравилось число и цифра 8, дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 8. А завтра мы устроим выставку ваших работ.
Выполняют домашнее задание по желанию.
Рисунок 5мат 3Рисунок 7C:\Users\атто\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\мат 3.jpgмат 4Рисунок 115