Урок математики в 1 классе, УМК Перспектива ,по теме Число и цифра 0
Урок математики в 1 г классе
Учитель: Тимербаева Лилия РафаэловнаТема урока: Число 0. Цифра 0.
Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Не судите слишком строго
Ведь учились мы немного.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания!
А чтобы урок был удачным – мы будем внимательны, активны и точны!
Пожелаем друг другу успеха!
Начинаем работать, а свою работу оценить нам поможет елочка. Ведь за окном зима. А значит скоро Новый год. А знаете ли вы, что 300 лет тому назад царь Петр 1 издал указ, в котором велел наряжать под Новый год елки. А так как игрушек не было, то люди украшали елку бусами, сережками, кулончиками. А мы будем украшать нашу елочку ёлочными игрушками. За каждую правильно выполненную работу, я буду вешать по одной игрушке. Об этом я узнаю по вашим сигналам –красная звёздочка –все правильно, зелёный квадрат-вызвало затруднение.
– Приступая к работе, наметьте себе цель, над чем хотите поработать, потренироваться и какого результата достичь. Пусть на нашей ёлочке будет побольше игрушек.
II. Актуализация знаний.
Устный счёт.
-Посчитайте от 1 до 20 и обратно.
Посчитайте от7 до 14, от 18 до13.
-Назовите соседей числа7,
- назовите предыдущее число для числа 5, 10.
-следует за числами 13,7.
-У какой геометрической фигуры 3 угла, 3 стороны, 3 вершины.
-Как по-другому называется замкнутая ломаная?
-Как называются компоненты сложения (вычитания)?
-Решаем задачи на смекалку. Учащиеся выполняют задания с фишками в паре.
1. В одном кармане 4 каштана, В другом кармане их 5.Прошу вас, дети, каштаны эти Пересчитать. (4 + 5 = 9)
2. В двух автобусах сидят9 маленьких ребят, В первом едут двое только, Во втором детишек сколько? (9 – 2 = 7)
3. Взял 9 вишенок СергейИ угостил своих друзей.4 вишни дал он Вите, а остальные все – Никите.Сосчитайте и скажите. (9 – 4 = 5)
-Прочитайте по-разному данные выражения. (Проверка)
-Состав какого числа мы вспомнили?
3.Физкультминутка
III. Изучение нового учебного материала
Продолжаем мы опятьрешать, отгадывать, смекать!
1. Постановка проблемы
– Сегодня к нам на урок ещё пришли Смешарики.
– Зачем? Почему? – Как вы, ребята, думаете наступило время чего? (?)
– Ребята, Крош просит нас о помощи,
– Оказывается Крош не смог справиться с выражением, которое ему дала Совунья .8 – 5 – 3 =? – Ох, ребята. Сможем ли справиться мы? – Изобразим. Возьмем. Разбираем, решаем
У доски выполняем задание с счётным материалом.
– Сколько осталось яблок? Нисколько.
-Выполняем на числовом отрезке. Учащиеся выполняют самостоятельно на партах с фишками. Делаем вывод: получилось у всех «нисколько», «ни одной».
-Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной»?
2. Постановка темы и целей урока детьми
– Какая тема урока? Над чем будем работать? (Познакомимся с числом ноль и цифрой 0.)
– Как записать ответ, если не умеем писать цифру? Может нам помочь какой-то источник? (Обратимся к учебнику)
– Если есть вопрос, то есть источник, который поможет решить его – УЧЕБНИК
3. Введение цифры и числа «нуль»
Учебник стр. 33
– Число ноль записывают цифрой 0. (Показываю образец написания цифры 0.)
- Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.)
Рисунки.
Ученик читает стихотворение:
Цифра вроде буквы О –Это ноль иль ничего.Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки!
–– На что предлагаете обратить внимание при написании этой цифры?
Объясняю и выполняю показ на доске:
– С правой стороны клетки, немного ниже верхнего правого угла, начинаем писать овал, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начала овала.
– Обведите цифру, потренируйтесь. Затем пропишите образцы в тетради на печатной основе.
– Подчеркните самую красивую цифру, покажите ее учителю и соседу по парте. – (Проверка)
Запишем ответ в ВЫРАЖЕНИЕ 8 – 5 – 3 = 0.
– Кто может похвалить своего соседа? (Дети могут пожать друг другу руки, погладить по голове, обнять друг друга.) – Что теперь положим в мешок? А как обозначим в домино?
Слайд– Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (Число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9– Что можете еще сказать про число ноль? (Число ноль меньше любого натурального числа)– Как правильно говорить нуль или ноль? (Правильно и так, и так).– Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)
Слайд– Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара) – Кто знает, когда говорят?
-Ребята приготовили поговорки и крылатые слова про число нуль.
Ноль без палочки (разг. шутл.) – о том, кто не имеет никакого влияния, значения.
С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.
Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.
– Нулевой километр – во многих странах мира особый знак в центре столицы, символизирующий начальную точку отсчёта дорожных расстояний.
Нулевой километр Башкортостана
Символический знак "Нулевой километр" располагается перед входом в Главпочтамт. Он является начальной точкой отсчета протяженности дорог между Уфой и другими городами России и мира. Рядом, на фасаде почтамта, указаны расстояния до Москвы, Калининграда, Владивостока, Мурманска и даже до Сочи. Кстати в этом городе будут проходить олимпийские игры. Которые начнутся уже совсем скоро. И мы как самые настоящие болельщики будем переживать за сборную России.
Физкультминутка
4. Работа с учебником
Вывод математических формул
Учебник стр. 32 №1. Дети комментируют, объясняют, доказывают, после чего делают вывод
Слайд
а + 0 = а
0 + а = а
а – 0 = а
а – а= 0
IV. Закрепление учебного материала
1. Решение примеров на основе использования свойств нуля
Самостоятельная работа
Тетрадь стр. 35 № 6
–Обоснуйте свой ответ.
– Оцените свою работу, зажгите свои фигурки, как вы активно, верно принимали участие в разборе ВОПРОСОВ урока.
2. Действие с нулем на числовом отрезке
Тетрадь стр. 35 №5 (Проверка)
Проверка и обсуждение
V. Итог урока
– Что вам понравилось на уроке? – Что вы запомнили особенно? – Что же главного было на уроке? – Какие свойства нуля теперь знаете? – Что показалось наиболее интересным? Трудным?
VI. Рефлексия, самооценка деятельности учащимися
– Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю похвалите себя любым доступным способом. (Дети гладят себя по голове, улыбаются и т.д.) – Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, если есть желание, выскажитесь, поставьте цели для себя на следующий урок.
Оценим смайликом, как для вас прошел сегодняшний урок.
Улыбка – удачно,
Ровные губки – было трудно, но я справился,
Опущенные уголки губ – мне нужна помощь.
(Учащиеся фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, дают самооценку на основе критерия успешности.)
– Спасибо нашим помощникам – Смешарикам. Они помогли узнать новое, побывать на интересном уроке.
-Посмотрите какая стала нарядная наша ёлочка. И мы вместе с ней встретим Новый год!
-А нашим гостям я хочу пожелать таких же активных и умных учеников!
– Урок закончен! Спасибо!
Анализ урока математики в 1-м классе.
Тема урока: «Число и цифра 0»
Провела: учитель начальных классов Тимербаева Лилия Рафаэловна
Данный урок по типу является уроком изучения новой темы.
Основные предметные цели:
1. Ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчета на числовом отрезке.
2. Научить писать цифру 0.
3. Свойства сложения и вычитания с нулём.
Задачи.
Образовательные:
создать условия для формирования представлений, учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета;
познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль;
закрепить умения, учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры;
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
Воспитательные:
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом;
воспитывать интерес к предмету,
формировать адекватную оценку результата своей работы;
Здоровье сберегающие:
сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха;
создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе.
Основные метапредметные цели:
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
учиться ориентироваться в учебнике, тетрадях;
сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
Коммуникативные:
развитие устной математической речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения при работе в группе
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
понимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность;
учиться работать по предложенному плану
Основные личностные цели:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Формы работы: на основе взаимодействия пар, групповая и индивидуальная работа.
Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные фишки, сигнальные карты обратной связи.
Цель урока была достигнута. На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На уроке применялись здоровьесбегающие технологии и физминутка общего воздействия. На уроке использовались задания, направленные именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа. детям давались индивидуальные разноуровневые задания, оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока было использовано слайд-шоу, в виде презентации, как компьютерная поддержка – использовалось как наглядный материал. При подведении итогов была дана оценка деятельности учеников в виде смайликов.. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.