Технологическая карта открытого урока математики в 1 классе по теме Число 5. Цифра 5

Конспект открытого урока математики в 1 классе по теме
"Число 5. Цифра 5"

Предмет: математика. УМК авторов Б. В. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева
Тема учебного занятия: «Число 5. Цифра 5»
Место урока в теме: 8-й урок в теме «Числа от 1 до 5»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель и ожидаемый результат урока: создание условий для формирование понятий: «цифра 5», «число 5».
Задачи
а) образовательные:
1. Формирование умений писать цифру 5
2. Называть последующие и предыдущие числа, умение работать по образцу
3. Совершенствовать навыки конструирования из плоских геометрических фигур, знакомство с геометрической фигурой - пятиугольником
б) развивающие:
развивать грамотную математическую речь обучающихся (обогащать и усложнять словарный запас при использовании специальных математических терминов),
развивать мышление: умения сравнивать, анализировать, проводить аналогии, прогнозировать, делать выводы;
развивать учебно-познавательную компетенцию обучающихся
в) воспитательные:
воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивую положительную мотивацию;
воспитывать толерантность, коммуникативную культуру, приобретать опыт самостоятельной работы
7. Оборудование: учебник «Математика» 1 класс Б. В. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева; рабочая тетрадь «Математика» 1 класс Б.В. Гейдман, И Э. Мишарина, Е.А. Зверева (2 часть); раздаточный материал (квадраты); счётные палочки; наглядные пособия: счетный материал (грибы); мультимедийный проектор; презентация к уроку

Содержание и технология урока

 Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

- Добрый день, ребята!
- Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок. Есть у нас девиз такой: Все что надо под рукой.
- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в страну «Математики».

Ребята проверяют свою готовность к уроку
Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные: помощь учителю в самоорганизации на урок; целеполагание
Коммуникативные: построение понятных для собеседника высказываний

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Ребята, давайте вспомним тему нашего прошлого урока
- Молодцы!
- Сейчас мы с вами поработаем устно. Посмотрите на слайд (слайд 2). Куда мы с вами попали?
- А что вы видите на полянке?
- А ещё что?


- А как вы думаете, что нам нужно сделать? - Ребята, а кто главный герой на этом слайде?
- Верно. Колобок прислал нам игру «Назови соседей числа».
Нужно назвать соседей чисел 2, 3, 4.
- Ребята, оцените как вы работали на этапе устного счёта

- Тема нашего прошлого урока "Повторение чисел 1,2,3,4"

- Мы попали на лесную полянку


- На полянке цветки и бабочки
- В центре каждого цветка цифра, а у каждой бабочки пример
- Нужно помочь бабочке найти свой цветок
- Колобок

- 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5



Мнения детей
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

- Ребята, откройте учебник на с.84, рассмотрите персонажей и предметы, которые изображены на данной иллюстрации. Назовите персонажи и предметы, которых на рисунке по 5.
- Молодцы. Ребята, посмотрите на слайд (слайд 4). Назовите количество предметов, изображённых на нём.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Мы с вами знаем, что каждое число в числовом ряду имеет соседей. Назовите соседей числа 5 (слайд 5)
- На этой иллюстрации 5 деревьев, 5 птиц, 5 грибов, 5 ёжиков, 5 цветочков у ландыша



- Предметов по 5



- Число 5. Цифра 5

- Соседи числа 5 это числа 4 и 6
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

4. Построение проекта выхода из затруднения

- А сейчас, ребята, послушайте задачу. В лесу под деревом росло 4 гриба. после дождя появился ещё 1 гриб. Сколько всего грибов растёт теперь под деревом? - Как получили число 5? (слайд 6)
- Слушайте продолжение задачи. Машенька сорвала 1 гриб. Сколько грибов осталось? - Как получилось число 4? (слайд 7)
- Всего растёт под деревом 5 грибов




- К 4 прибавили 1

- Осталось 4 гриба


- От 5 отняли 1
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: формирование умения работать в группе
Регулятивные: применение на практике полученных знаний и последующий контроль


5. Первичное закрепление

- Ребята, сейчас мы с вами научимся писать новую цифру
- Давайте посмотрим, из каких элементов состоит цифра 5? (Слайд 8)
Работа в рабочей тетради с.31 (слайд 9)
1-я строка – написание двух элементов: короткой наклонной линии и полуовала
2-я строка – написание третьего элемента (полуовала).
3-я строка – написание цифры 5.


- Цифра 5 состоит из 3 элементов: наклонной, двух полуовалов
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


6. Физкультурная минутка

Ветер тихо клён качает. Вправо, влево наклоняет. Раз наклон, два наклон, Зашумел листвою клён.


7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Ребята, в рабочей тетради на печатной основе, с.30 выполним задания №1 и №2 (задачи читает учитель или хорошо читающий ученик) - Машенька пошла в лес с четырьмя подружками. Сколько всего девочек пошли в лес по грибы? - Девочки нашли 5 грибов: один белый, а остальные подберёзовики. Сколько подберёзовиков нашли девочки?





- 4+1=5



- 5-1=4
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

8. Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, что вы видите на слайде? (слайд 10)
- Назовите номера фигур, состоящих из пяти квадратов - Продолжаем работать в рабочей тетради. Задание с раскрытой книжкой. Найдите все четырёхугольники и раскрасьте их жёлтым цветом. - Сколько четырёхугольников вы раскрасили?
- А почему эти фигуры четырёхугольники? - Отметь вершины остальных фигур синим цветом, а стороны обведи зелёным. - Сколько вершин у каждой из оставшихся фигур? - Сколько сторон? - Как вы думаете, как называются эти фигуры? - Сколько их? Конструирование. - Ребята, составьте из палочек фигуру по образцу в учебнике в задании 4 - Сколько получилось треугольников? - Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 3 треугольника.
- Продолжим конструирование в рабочей тетради с.31 №4. Закрась 5 клеток таблицы чёрным цветом так, чтобы из неё нельзя было вырезать полоску из трёх белых клеток
- На слайде геометрические фигуры
- 3,5,6




Ребята выполняют задание

- Мы раскрасили 5 четырёхугольников
- Потому что у них 4 стороны и 4 вершины
Ребята выполняют задание


- Вершин по 5

- Сторон по 5
- Эти фигуры называются пятиугольниками
- Их всего 5

Ребята выполняют задание


- Треугольников 5

Ребята выполняют задание







Ребята выполняют задание
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения



9. Рефлексия деятельности
Ребята, с какой цифрой мы сегодня познакомились?
- Какие виды работ выполняли на уроке?




- С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?
- Возьмите зелёный кружок, если на уроке было всё понятно и вопросов нет.
- Возьмите жёлтый кружок, если есть некоторые вопросы.
- Возьмите красный кружок, если много непонятного, есть много вопросов.
- Сегодня на уроке мы познакомились с цифрой 5
- Мы на уроке решали примеры, учились писать новую цифру, решали задачи, находили соседей числа, работали с геометрическими фигурами
- Мы познакомились с пятиугольником
Мнение детей
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия
Личностные: оценка и самооценка учебной деятельности

10. Домашнее задание
- А теперь запишем домашнее задание.
На доске:
РТ с.30-31 доделать
- Спасибо за работу на уроке.
Урок окончен. Всего доброго!
Дети записывают в дневник задание на дом
Личностные: самоконтроль


Заголовок 1 Заголовок 215