Открытый урок по теме: Буквы О И Е после шипящих на конце наречий.

МБОУ «Райковская СОШ им.Н.И.Носова»







Урок русского языка

Тема: буквы О и Е после шипящих на конце наречий

















Автор: Горн Нина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ Райковская СОШ
им.Н.И.Носова»








2015г.
Аал Райков




Урок русского языка

Учитель: Горн Нина Ивановна
Общеобразовательное учреждение: МБОУ «Райковская СОШ им.Н.И.Носова»
Класс: 4
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема: буквы О и Е после шипящих на конце наречий
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:
создание условий для изучения орфограммы О и Е после шипящих на конце наречий;
организация совместной деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.
сформировать умение грамотного написания О-Е на конце наречий
Задачи:
Обучающие:
формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму
, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
Развивающие:
развивать навыки анализа, сравнения исходного материала;
развивать навыки работы в группах;
содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности.
.
Воспитывающие:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты:
Личностные:
ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Предметные:
учащиеся научатся: - распознавать способы написания буквы О или Е после шипящих на конце наречий
учащиеся получат возможность научиться: - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.
Коммуникативные:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других;
- пытаться принимать иную точку зрения;
- быть готовым корректировать свою точку зрения.
Межпредметные связи:

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны фронтальная,парная и групповая формы организации учебной работы, авторский медиапродукт. А также использовано оборудование:
«Русский язык. 4 класс. 1 часть» М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Москва, «Академкнига/Учебник 2013 г.

Карточки планирования УД (Что изучаю? Наблюдаю. Применяю. Проверяю. Оцениваю. Делаю вывод: где О ? Е?)
Карточки со словами.
Схемы по алгоритму.
Тест.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (компьютер, проектор, доска, презентация для изложения нового материала, тренажёр).




































Этап урока
Деятельность учителя
Формы, приемы, методы
Оборудование
Деятельность учащихся
Формируемые компетенции
Предполагае
мый результат

1. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу».
1-2 мин.



Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Приветствие класса и гостей.
Здравствуйте. Сядьте на своих местах поудобней, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
 Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
           Владимир Троицкий

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение
Желтый – «всё отлично»
Зелёный-«мне хорошо»
Красный – «мне грустно»




Фронтальная работа














Слайд № 1













Слайд № 2





Приветствие учителя и гостей.






















Показывают цветовую карточку настроения




организационная




Психологический настрой.





















Наглядное демонстрирование состояния настроения каждого ученика



2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока учащимися в виде вопроса, на который предстоит ответить и цели.



5-6 мин.









Детям раздаются карточки:
1.ш.пот,шор.х,ч.рный,ж.лтый,ш.рстка,ж.сткий.
2.туч.й,калач.м,ландыш.м,борщ.м.
3.пиджач.к,стиш.к,галчон.к,лягушонк,друж.к

- А у вас в данный момент запись каких букв вызывает затруднение? Почему?
-Какое правило применяли? Карточка №1( в корне слов под ударением е,Ё при чередующихся гласных
- Какое правило применяли? Карточка №2(в окончаниях сущ-х и прил-х под ударением пишется О, без удар-я Е,Ё
Какое правило применяли? Карт№3
(в суф-х сущ-х под ударением О)
- На доске слова:
Свеж., горяч., хорош., неуклюж., жгуч., тягуч., ещ..
-попробуйте вставить буквы О или Е на конце слов.
-определяем к какой части печи относятся эти слова?,
обратимся к учебнику с.149
Правило Летучей Мыши.

Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока?


- Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?
-как правильно писать О или Е после шипящих в наречии
проблемная ситуация

побуждающий диалог


работа в паре












Фронтальная работа
Слайды № 3
1.шЁпот,шорОх,чЁрный,жЁлтый,шЁрстка,жЁсткий.
2. тучей,калачом,ландышем,борщом
3. пиджачок,стишок,галчонок,лягушонок,дружок



Слайд №4,№5 №6 с правилами













Слайд №7
Тема урока:
Буквы О и Ё после шипящих на конце наречий.

Дети читают про себя.
Выполняют, отвечают















- Мы не знаем, как правильно писать эти слова.









- Писать буквы о – е после шипящих на конце наречий
Учебно-познавательная
Выведение и формулирование темы урока, целей (посильно)

3. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий.
Цель:
составление плана достижения цели и алгоритма действий.
15 мин.

Планирование УД
- Давайте составим план изучения новой темы. Работаем в группах по 3 человека. Выберите консультанта. Наладим контакты в группе.

- Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?
(направляет, помогает)
групповая










сопоставление


Слайд № 8
Карточки плана действий (в разброс)
Что изучаю?
Наблюдаю
Применяю
Проверяю
Оцениваю
Делаю вывод :
где О ? Е?





Фиксируют на листе «лесенку» УД

Желающие пытаются выставить план действий.

Сопоставляют с готовой «лесенкой»УД
Информационная



Построение «лесенки» действий»

Работа с грамматическим материалом
































- Работаем в паре. Зарядим контакты.
Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов.

- Прочитайте слова первого столбика
Какая часть речи? (имя прил-е).
Прочитайте слова второго столбика. Какая часть речи? (Краткое прил-е)
Прочитайте слова третьего столбика. Какая часть речи? ( наречие)







Обратите внимание на окончания наречий.
Что заметили?
-Почему в словах легко, мягко, гладко,
сладко-ударение не падает на О, а пишем О, кто догадался?
-почему в одних наречиях с основой на шипящий пишем суффикс О, а в других –суффикс Е ?











Наблюдение


Частично-поисковый










Опорный сигнал


Частично-поисковый













Карточки на партах.

( )











Слайд № 9
(проверяем)

На слайде :
Правильные ответы













Слайд №10,№11,№12
физминутка

Информационная

Учебно- познавательная




Обозначение букв О или Е в наречиях, нахождение в нем изучаемой орфограммы






Обозначение О или Е в суффиксах наречий после шипящей


Выделение суффикса






Выведение правила

- Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется О или Е в наречиях после шипящей.
Работа в парах
.
(Пытаются сформулировать правило)
Ответы


коммуникативная

Выводят правило

Работа с правилом




















Повторение алгоритма
- Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?
- Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.
- ЕщЁ

Теперь мы знаем правило и исключения, и нужно научиться его применять.















Давайте вспомним, что нам необходимо ,чтобы правильно писать в словах, окончаниях суффиксах и наречиях после шипящей О или Ё..?
Порядок наших действий

Работа с учебником

Частично-поисковый

Наблюдение

Фронтальная работа













Проговаривают алгоритм





Учебник



















Слайд № 13
Алгоритм



Слайд №14
применяем,
проверяем
Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.





Что значит ещё?











Проговаривают вслух.









Учебно- познавательная

















информационная
Находят неохваченный материал

Узнают, что в правиле есть слова - исключения











Работа по алгоритму
.
- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим?
Работаем по алгоритму
Работаем в группах. Подзарядим контакты!
Какая задача перед нами стоит?


А теперь проверим!
групповая








сопоставление









1 алгоритм

Учебно- познавательная
Составление алгоритма







здоровьесберегающая


Физминутка
- А сейчас мы с вами отдохнем.

Коллективно
Физминутка

Выполняют движения для глаз.


Отдыхают
Физическая и эмоциональная разрядка

4. Первичное закрепление.
Цель:
применение нового знания с проговариванием.
8-10 мин.




А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно?
1)Упражнение с книжками и резинками.



2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест
- Кто не допустил ошибок? - Молодцы!

Работа в паре

Практическая работа
Взаимоконтроль
Оценивание

Индивидуальная работа
Самоконтроль
Оценивание








Слайд № 15
Проверка текста






Выполняют, проверяют, оценивают себя


Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга


Общекультурная


Учебно- познавательная



Выполняют, проверяют, оценивают себя




5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: каждый учащийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

5-7 мин.
3) Работа в рабочих тетрадях (по времени)
(самостоятельно)
- Кто не допустил ошибок? - Молодцы!
(самостоятельно)
- Кто не допустил ошибок? - Молодцы!

Взаимоконтроль
Оценивание




Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга

Учебно - познавательная
Выполняют, проверяют, оценивают себя


6. Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деят-ти своей и каждого.
5 мин.

Всю ли работу мы выполнили?
Достигли ли мы поставленной цели?
Что нового узнали?
Кто вам помогал обрести новые знания?
Кому было легко? Трудно?
Где нам пригодятся эти знания?
Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих весёлых глаз. Спасибо вам, ребята, за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставим мы оценки вам сейчас!
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
Фронтальная работа

Слайд № 16
рефлексия








Приём «Комплимент»
















Приём «СМС-сообщение»
Отвечают на вопросы








Оценивают друг друга

















Самооценка


Рефлексия

Экран настроения


Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение


Слайд № 15
Экран настроения
Показывают карточку настроения
здоровьесберегающая
Экран настроения


Спасибо за урок!


Слайд №18
Спасибо за урок!







Список литературы


«Русский язык. 4 класс. 1 часть» М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Москва, «Академкнига/Учебник 2013 г.
Олимпиадные задания 1 – 2 класс, Русский язык,Г.В.Раицкая,2010г.


Пояснительная записка
1.Тема урока: буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
2.Место урока в учебном курсе: 4-й класс, вторая четверть.
3.Форма урока (тип урока): урок освоения нового материала .Использование УДД для самостоятельного определения темы и цели урока. Развитие регулятивных УДД: умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
4.Методические рекомендации по подготовке и проведению урока:
Сформулировать тему урока;
Сформулировать цели и задачи урока;
Разработать структуру урока:
этапы урока,
виды деятельности учащихся на уроке,
виды контроля на каждом этапе урока;
определить набор оборудования и программного обеспечения для проведения урока;
определить содержание урока и подобрать:
демонстрационный материал (текстовый, графический, звуковой, видео и т.п.),
материал для практических работ,
материал для самостоятельной работы,
дополнительный справочный материал,
Оформить учебный контент;
Провести его осмотр, готовность.
5.Необходимое оборудование и материалы: в соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны фронтальная, парная и групповая формы организации учебной работы, авторский медиапродукт. А также использовано оборудование:
«Русский язык. 4 класс. 1 часть» М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Москва, «Академкнига/Учебник 2013 г.
Карточки планирования УДД (Что изучаю? Наблюдаю. Применяю. Проверяю. Оцениваю. Делаю вывод: где О ? Е?)
Карточки со словами.
Схемы по алгоритму.
Тест.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (компьютер, проектор, доска СМАРТ, презентация для изложения нового материала).

















13PAGE 15


13PAGE 14215




15