Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»
Благова Т.В. МБОУ СОШ №10
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»
Цель: формирование умения написания наречий с шипящими на конце.
Задачи урока ( для учителя ):
создать условия для усвоения правила написания наречий с шипящими на конце.
Задачи урока ( для учащихся ):
- учиться ставить учебные задачи;
- учиться самостоятельно формулировать выводы;
- выяснить, когда на конце наречия после шипящих пишется ь.
- научиться применять правило.
Оборудование:
· текст для исследования (записан на доске);
· разноуровневые задания, записанные на доске;
· таблица «Оценка работы в группе»;
· учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: С.В. Иванов и др.
презентация
Ход урока.
Оргмомент. (Слайд 1)
Приветствие друг другу в парах:
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если тебе будет трудно –
Я тебе помогу.
Актуализация знаний.
На доске:
Снова, днём, засветло, широко, осенью, прямо.
- Что можете сказать об этих словах?
(Ответы детей.)
Я, думаю, вы хотите проверить ваши знания о наречии. Отвечаем коротко: «да» или «нет».
Ответ записываем в тетради.
Наречия обозначают признак действия, признак признака, признак предмета.
Наречия в предложении могут быть дополнением.
Наречия в словосочетании связаны по смыслу.
Наречия могут быть связаны с местоимением.
Наречия в предложении могут быть определением.
Наречие – это слова, которые изменяются.
Наречия могут быть образованы с помощью суффиксов.
Наречия отвечают на вопросы: куда? откуда? где? как? зачем? почему?
Взаимопроверка тетрадей. Ответы на доске. (слайд 2)
1. да. 5. да
2. нет 6. нет
3. да 7. да
4. нет 8. да
- Обобщим всё, что мы знаем о наречии по плану: ( слайд 3)
Наречие – это …
обозначает …
отвечает …
в предложении может быть …
может быть связано с …
образовано …
Формулировка цели урока и постановка учебных задач
На доске: ( слайд 4 )
Настеж. , вскач. , ноч. , плащ . , береч . , съеш . , приедеш . , (много) луж . , напроч ., наотмаш . .
- Что можете сказать про эти слова?
- Можете ли назвать признак, который объединяет эти слова?
( Все слова с шипящими на конце.)
- Назовите ещё раз буквы шипящих звуков.
(Ш, Щ, Ж,Ч)
- Можете ли назвать тему сегодняшнего урока, исходя из этих слов?
(«Мягкий знак на конце наречий после шипящих»)
- Почему?
(Дети называют изученные орфограммы.)
- Определите цель нашего урока . (Слайд 5)
(Научиться правильно писать наречия с шипящими на конце.)
- На какие вопросы предстоит ответить?
(Всегда ли в наречиях с шипящими на конце пишется мягкий знак? Есть ли исключения?) III «Открытие детьми нового знания»
- Какие есть пути решения всех этих задач?
( Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование.)- Прочитайте пословицы и объясните их значения. (Слайд 6)
(ответы детей)
- Поработайте в группах. Найдите наречия, назовите орфограмму. Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.
Карточка.
Матушка – рожь кормит всех сплошь.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.
Землю вскачь не пашут.
Вывод: в наречиях после шипящих (каких?) _____________________ _______________________ .Самоконтроль (процессуальный)
- Итак, подведём небольшой итог. Что вы узнали о правописании наречий с шипящими на конце?
(Ответы детей)
-Какие есть предположения об исключениях?
-Где можно узнать?
Помните строчки из стихотворения А.С.Пушкина:
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…»
- Как же пишется интересующее нас наречие? Может, помните зрительно или интуиция что-то подсказывает?
(Ответы детей)
- Откроем учебник на стр.49 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет. Найдите правило и сделайте вывод.
Подсказки учителя
- Есть волшебная рифмовка, которая поможет запомнить наречия с шипящими на конце.
Навзничь, настежь, сплошь, невмочь,
Вскачь, наотмашь, выйди прочь.
- Значения каких слов вам непонятны?
- И ещё одна рифмовка с наречиями-исключениями:
Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь,
Кроме трёх слов:
Уж, замуж, невтерпёж.
- А сейчас графически изобразим то, что узнали о наречии. Придумаем эталон, по которому в дальнейшем будем проверять правописание наречий с шипящими на конце.
Наречие
Ж, Ч, Ш Ж
_____________ Ь _______________ Ь
- Впереди самостоятельная работа, а мы давайте покажем, как нужно рассуждать при написании наречий с шипящими на конце. Найдите словосочетания с наречиями.
Матушка – рожь кормит всех сплошь.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.
Землю вскачь не пашут.
Письмо с комментированием 2 – 3 словосочетаний.
(не пашут (как?) вскачь – в наречии вскачь на конце буква шипящего звука [ч'], это слово не исключение, значит, пишется с мягким знаком на конце)
Первичное закрепление. (Слайд 7)
- Обратите внимание на эти задания.
1) мчались …
уйти …
выйти …
… усыпано
упасть …
открыть ….
бить …
забыть …
(Слова для справок: наотмашь, прочь, вскачь, замуж, настежь, сплошь, напрочь, навзничь)2) про[ч] спло[ш]
насте[ш] невмо[ч]
наотма[ш] навзни[ч]
невтерпё[ш] вска[ч]
напро[ч] заму[ш]
3) (Слайд 8)
Решил муравьишко отправиться в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал … . Глядит, … мягкая трава. Пустились … зелёные кузнечики. … открыты ходы в норки землероек. … лиса тут как тут. … ей полакомиться чем – нибудь вкусненьким!
Снов. , изредк. , слев . , дочист . , вправ . , замертв . , издалек . , засветл . .
Учащиеся: Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)
Учитель: Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте.
Учащиеся: 1 уровень – 1 задание - подобрать к данным словам наречия с шипящим на конце, чтобы получилось словосочетание
2 уровень – 2 задание – подобрать к данным словам наречия с шипящим на конце, чтобы получилось словосочетание.
3 уровень – 3 задание – подобрать наречия с шипящим на конце . Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (слайд 9)
- Со всеми поставленными задачами вы справились?
- На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
- При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?
(Научиться безошибочно писать наречия с шипящим на конце, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить наречия-исключения).