Разработка урока по теме Слово как член предложения. Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление). Русский язык (5 класс)
МАОУ «Гимназия» г. Реутов
Конспект урока русского языка
5 класс
Слово как член предложения. Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Сироткина Светлана Владимировна
Реутов, 2011
Тема. Слово как член предложения. Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи и цели урока.
Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию терминов «односоставное» и «двусоставное» предложения.
Научить различать односоставные и двусоставные предложения.
Активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях.
Активизировать знания о сложном предложении.
Повторить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении и в сложном предложении.
Развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал.
Развивать речь учащихся, активный словарный запас.
Материалы и оборудование.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник.
Листы с упражнениями для наблюдения над языковым материалом, с упражнениями для отработки нового материала.
Презентация к уроку.
Компьютер, проектор.
План урока:
Оргмомент – 1 мин.
Языковая разминка – 3 мин.
Формулирование темы урока – 1 мин.
Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, простых и сложных предложениях – 7 мин.
Постановка проблемы – 1 мин.
Наблюдение над языковым материалом. Графический диктант. Решение учебной проблемы – 8 мин.
Отработка нового материала с повторением ранее изученного: выполнение упр. 227 – 7 мин.
Развитие речи: творческая работа по распространению предложений, составлению сложного предложения – 7 мин.
Рефлексия. Итог урока – 4 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока.
Оргмомент.
(Презентация к уроку. Слайд 1)
Языковая разминка.
- Запишите предложения в столбик, рядом в скобках дайте их характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске. (Презентация к уроку. Слайд 2)
Но что это? (Вопр., невоскл.)
Уж не гром ли? (Вопр., невоскл.)
Да это гроза! (Повеств., воскл.)
Туча растёт. (Повеств., невоскл.)
Всё вокруг потемнело… (Повеств., невоскл.)
- Орфографическая разминка. Добавьте в каждый столбик слова с такой же орфограммой.
растёт гроза
Формулирование темы урока.
- Определите тему урока по схеме: [ кто? что делает? ] (Презентация к уроку. Слайд 3)
Запись темы урока. (Презентация к уроку. Слайд 4)
- Прочитайте ключевые слова темы (Презентация к уроку. Слайд 5). Выскажите предположение: будем ли мы на уроке изучать что-то новое или только повторять?
Повторение материала о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях, простых и сложных предложениях.
- Знаете, как гадают на ромашке? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”. У нас с вами необычная ромашка – электронная, и мы сейчас определим, насколько хорошо вы знаете материал о предложении.
(Презентация к уроку. Слайды 6-14) (В презентации открываются лепестки и дети отвечают на вопросы.)
- На какие две группы делятся члены предложения? (Главные и второстепенные)
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое).
- Может ли существовать предложение без главных членов предложения? (Нет)
- Почему? (Главные члены предложения – основа предложения)
- Может ли существовать предложение без второстепенных членов предложения? (Да)
- Как называются предложения, в которых только главные члены предложения? (Нераспространенные)
- Как называются предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены предложения? (Распространенные)
- Посмотрите на упражнение 1 (Приложение к конспекту урока 1), напечатанное на ваших листах. Есть ли в тексте этого упражнения нераспространённые предложения? Выполним синтаксический разбор этого предложения. (Выполнение синтаксического разбора в тетради.)
- Продолжим «гадать» на ромашке. Как называется предложение, в котором только одна грамматическая основа? (Простое)
- Как называется предложение, в котором две и больше грамматических основы? (Сложное)
- Найдите в тесте предложение, в котором несколько грамматических основ. Дайте ему устную характеристику.
Постановка проблемы.
- Мы с вами сказали, что совсем без главных членов предложение существовать не может, так как это фундамент, основа предложения. А как вы думаете, может ли существовать предложение без какого-то одного главного члена предложения? (Учащиеся высказывают свои версии.)
Наблюдение над языковым материалом. Графический диктант. Решение учебной проблемы.
- А теперь выполним графический диктант. (Один человек у доски, остальные в тетрадях.)
Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.
Медвежонок рычал и барахтался, но мать не выпускала его.
Небо посинело, в нём уже зажигались первые тусклые звёзды.
Алёша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман.
Лесные звери, птицы очень любят кедровые орешки.
Похолодало.
(Проверка. Ученик, выполнявший графический диктант у доски, комментирует схемы.)- Что особенного заметили в последнем предложении? (В последнем предложении только один главный член предложения.)
- Посмотрите на схемы предложений, которые мы составили. Как вы думаете, на сколько групп можно разделить предложения по наличию главных членов предложения? (На две. Первая группа – предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое; вторая – в которых только один главный член предложения.)- Как вы думаете, если в первой группе предложений по составу два главных члена – и подлежащее, и сказуемое. Как называются такие предложения? (Двусоставные)
- А как называются предложения, в которых по составу только один главный член? (Односоставные)
- Прочитаем определение в учебнике на стр. 122.
- Как вы думаете, односоставные предложения бывают только нераспространёнными?
- Похолодало. Распространите это предложение.
Отработка нового материала с повторением ранее изученного: выполнение упр.227.
- А сейчас прочитаем текст упражнения 227 и найдём в нём предложение, грамматическая основа которого включает только сказуемое.
- Выпишем это предложение и выполним его синтаксический разбор.
- Как вы думаете, в каком месте в характеристике предложения мы будем говорить о том, что оно односоставное или двусоставное?
Развитие речи: творческая работа по распространению предложений, составлению сложного предложения.
- А теперь посмотрите на предложения в упражнении 2 на ваших листах. Распространите эти предложения, составьте из получившихся простых предложений сложное. Составьте его схему.
Вечереет. Дует ветер. Шумит лес.
- Как вы думаете, выполняя характеристику сложного предложения, будем ли мы говорить про него, что оно односоставное или двусоставное? (Нет, так как в состав сложного предложения могут входить простые предложения как односоставные, так и двусоставные.)
- Верно, характеристику по наличию главных членов предложения мы будем давать только простому предложению.
Рефлексия. Итог урока.
- Найдите «3-е лишнее» предложение:
Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. (Лишнее последнее предложение, так как оно односоставное, а остальные – двусоставные.)
Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес. (Лишнее второе предложение, так как оно распространённое, а остальные нераспространённые.)
Рассвет. Туман. В тумане падают листья. (Лишнее последнее предложение, так как оно двусоставное и распространённое, а остальные предложения односоставные и нераспространённые.)
- Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Туман. (Односоставные)
Домашнее задание.
- Напишите небольшой рассказ, состоящий из двусоставных и односоставных предложений (распространённых и нераспространённых) на любую из тем: «Вечерний город», «Вот и осень».
Приложение 1 (листы для детей)
Упражнение 1.
Найдите в тексте нераспространённое предложение.
Осень.
Сыплет осенний нудный дождь. До листочка вымокли кусты и деревья. Лес затих и насупился.
И вдруг тишину нарушил певчий дрозд – просвистел свою чудесную песню. И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это звучат прощальные песни птиц, и в них мы слышим грусть.
Упражнение 2.
Распространите предложения. Составьте из получившихся простых предложений сложное. Составьте его схему.
Вечереет. Дует ветер. Шумит лес.
Домашнее задание.
Напишите небольшой рассказ, состоящий из двусоставных и односоставных предложений (распространённых и нераспространённых) на любую из тем: "Вечерний город", "Вот и осень".