Инновационные технологии в обучении иностранному языку
Баяни Мария Николаевна
к.п.н., доцент АГИМС, г. Альметьевск
Инновационные технологии в обучении иностранному языку
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам.
Вуз не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но в состоянии привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студента, обучение овладению иностранным языком в бытовой и профессиональной сферах.Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; обучение аудированию; отработку грамматических явлений.
Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации.
Студенты могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты, вести переписку со своими сверстниками в англоязычных странах.
Они могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления студентов и ориентирует их на совместную исследовательскую работу.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих студентам применить накопленные знания по предмету. Студенты расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Студенты работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника в аудитории.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Студенты объединяются в группы по 3-4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый студент отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые студенты стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные - стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает вся группа, потому что совместно ликвидируются пробелы.