«А.Н. Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»
План-конспект урока по теме :
«А.Н. Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву»
Класс-9
Цель урока
расширить представление учеников о характере литературного процесса;
познакомить учащихся с замыслом произведения, жанровой основой, признакми литературных направлений
развить навык анализа произведений
воспитать способность сопереживать, сочувствовать.
1. Орг.м. Раздача Д.М.
2. Подведение к теме урока (зачитать «найденные» рукописи) Слайд1,2
- Перед нами отрывок одного из писателей18 века. На что похожи эти отрывки? (на письма).
-Какой жанр в русской литературе использует форму письма? (эпистолярный)
(если не отвечают, то обращаемся к заданию № 1 на стр.3 д.м.)
-Объединитесь в пары и выполните задание № 1 сначала совместно устно, а после проверки- письменно.
Для проверки смотрим на слайд 3.
Теперь я могу открыть вам тайну, что автор этих писем- Николай Михайлович Карамзин. Это отрывки из его произведения «письма русского путешественника» Слайд 4
- Какой жанр, кроме эпистолярного, использовал Н.М.Карамзин для создания своего произведения? (путешествие)
- Обратимся к заданию № 3.
Жанровая специфика путешествия:
- в основу путешествия положено описание разнообразных достоверных сведений о каких-либо странах, землях, народах;
- описывается увиденное, излагаются факты и события;
- повествование осуществляется в форме заметок, записок, дневников, очерков, мемуаров, писем;
- зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены.
- передаются настроения и переживания путешественника;
- лирические размышления автора об истории, культуре страны.
Какие Путешествия вы знаете?
– Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, в Китай.
– Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век об индийских впечатлениях.
– Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о культуре о. Пасхи.
– Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
– Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»;
Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического героя показаны как “бегство” из неволи.
– Лермонтов. «Герой нашего времени»;
Ч.Айтматов. «Плаха».
– Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие.
– В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева.
– Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).
– Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
– М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
– «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».
– Пушкин. «Путешествие в Арзрум».
- Вы изучили дома биографию Радищева. Скажите, какое произведение Радищева написано в жанре путешествия? Слайд 5
- С каких позиций мы сможем анализировать данное произведение:
1. жанр
2.замысел, идея
3.Литературное направление, художественный метод
4. Образ автора
5.герои произведения
6.Особенности произведения
7.эпоха
- Определите тему урока. Запись в тетрадь.
. Чтение эпиграфа Слайд 6
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
А.Т. Твардовский
Вопрос о противоречии эпиграфа.
Итак, наш урок будет построен из нескольких блоков. Посмотрите, как они называются?. Некоторые задания блока 1 мы уже выполнили. Давайте обратимся к заданию № 2.
Знамение- Чудово (10.31-11.43)
Видение-Спасская полесть (32.06- 35.03,)
Поучение- ЯжЕлбицы (1.02-1.13) (О, юность)
Эпистолярный жанр
Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.
Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.
Знамение- жанр древней русской литературы, повествующий о явлении, предвещающем что–нибудь.
Поучение - в узком смысле - церковная проповедь, в широком же – вообще дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям.
Слово - один из самых распространенных жанров древнерусской литературы. Возникло как развитие византийского жанра проповеди. Первый известный образец - "Слово о законе и благодати" Илариона. Среди жанровых особенностей: 1) славящее содержание, как правило, патриотического характера, то есть воспевание Руси, 2) нравственная или политическая проблематика, 3) краткий объем, так как изначально слова были устными, 4) насыщенность выразительными средствами (метафорами, аллегориями, эпитетами, риторическими вопросами и восклицаниями).
Самое знаменитое произведение этого жанра - "Слово о полку Игореве". Признанный авторитет в исследовании - Д.С. Лихачев.
Виде
·ния это жанр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] литературы, который характеризуется наличием образа «ясновидца» в центре повествования. Чаще представляет собой рассказ известного христианина о виденном им в "загробном мире". Сюжет видения излагается от лица [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которому он, якобы, был открыт посредством сновидения или галлюцинации.
- После того, как мы выяснили сложность жанровой основы, перейдем к блоку №2.Как вы думаете, что обозначает фраза «отпечаток времени»?
Задание 4.
Признаки эпохи просвещения.
1. Предпочтение определенных жанров.
2. Авторская оценка происходящего
3.борьба с невежеством
Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).
Объяснение причины создания и публикации книги.
Писатель ставил перед собой цель:
разбудить дремлющие силы «сочувственников»,
сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа,
привлечь на свою сторону колеблющихся,
заставить задуматься равнодушных,
бросить вызов «жестокосердным».
-Какие основные литературные направления эпохи Просвешения вы можете назвать? (Классицизм, сентиментализм0
Самостоятельно выполните задание № 5
Признаки Классицизма
1
2
3
- Что такое сентиментализм?
Признаки сентиментализма :
Чувственность- чувства
Зачем человеку чувства
Что делать со своими чувствами
Прятать чувства- слабость или сила
Чувствительность Радищева- слабость или сила
Отрывок о каких чувстах?
Обличает? Просто чувствует? Показывет? Заставляет думать? Заставляет прочувствовать вместе с ним?
-Какие чувства испытывает герой? Слайд7
СЛАЙД 8 (план путешествия по страницам)
Беседа по пункту № 4. Воля. Что это означает для любого человека?
Слайд 9, 10 Расскажите о истории крепостного права. (Радчикова)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян - указное и безуказное. По мнению русского историка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] крестьяне были закрепощены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 1592 году, но после его смерти текст документа был утерян и так до сих пор не найден. В преамбуле Уложения царя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о крестьянах 1607 года было записано.
«при царе Иоанне Васильевиче крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иоаннович, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал и, у кого толико тогда крестьян было, книги учинил».
К сожалению, документ не сохранился, остался лишь только его пересказ Татищева. Тезис о закрепощении крестьян царем Федором, подтверждается письмом царю, написанным в 1595 году старцами Пантелеймоновского монастыря.
«Ныне по - нашему (царя Федора. Р.С.) указу крестьянам и бобылям выходу нет»
Лекция мп3 (13.48-14.14)Прослушайте отрывок и соотнесите со словами Радищева (слайд 9)
Радищев призывает к бунту? Почему такая реакция на книгу? (Мединова)
Как наказали Радищева? (Колесов)
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? Я тот же, что и был и буду весь мой век:Не скот, не дерево, не раб, но человек!Дорогу проложить, где не бывало следу,Для борзых1 смельчаков и в прозе и в стихах,Чувствительным сердцам и истине я в страхВ острог Илимский еду.
-Видим ли мы в произведении представление Радищева о русском царе? (Спасская полесть. Терновое кольцо- художественная деталь)
Переходим к заданию № 7
Великий муж из простого народа.. Русский народ умен, гениале, работоспособен, терпелив.
Переходим к блоку 4. Задание 8. Разноуровневое задание. 2 уровень : восстановите текст
Все главы пронизаны идеей – в России _________ спит и царит _______ .
____________ в стране не соблюдает никто. У ___________ человека нет «личной сохранности», «личной ______________», «собственности».
КЗУН
Тест
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
1. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в жанре:
А) психологического очерка;
Б) путевых заметок;
В) повести.
2. Суть книги Радищева заключается:
А) в исследовании и описании жизни в России;
Б) в изучении быта и нравов помещичьих усадеб;
В) в наблюдении за жизнью крестьян.
3. Особенность языка произведения:
А) в применении просторечных слов и диалектизмов;
Б) в использовании автором высокой лексики и сложных оборотов речи;
В) в близости современному русскому языку.
4. «Путешествие из Петербурга в Москву» написано:
А) в художественном стиле;
Б) в научном стиле;
В) в публицистическом стиле.
5. Творческий метод, который использовал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву»:
А) классицизм;
Б) романтизм;
В) соединение основ классицизма и сентиментализма.
6. Сатирическая направленность «Путешествия из Петербурга в Москву» выражается:
А) в критике крепостного права;
Б) в осуждении покорности крепостных крестьян;
В) в критике дорог России.
7. В главе «Любани» повествователь акцентирует свое внимание:
А) на жестоком отношении помещиков к принадлежащим им крепостным крестьянам;
Б) на условиях труда крестьян;
В) на том, что крестьянин работает и в воскресный день.
8. На вопрос путешественника, недоумевающего, как крестьянин, работая на себя только в праздники, может прокормить семью, тот ответил, что:
А) ему помогают жена и дети;
Б) надеется на теплую погоду и обильные дожди;
В) использует не только праздники, но и ночь.
9. Экспозиция главы «Едрово» - это:
А) рассказ о семье Аннушки;
Б) размышления об основах брака;
В) изображение картин природы.
10. Повествователь в главе «Едрово» признается, что любит крестьянок, потому что они:
А) искренние, не умеют притворяться и любят всем сердцем;
Б) красивые, здоровые, работоспособные;
В) смелые, напористые, сильные.
11. Размышления повествователя о крестьянских и дворянских матерях в главе «Едрово» содержат:
А) аллегорию;
Б) гиперболу;
В) антитезу.
12. В главе «Медное» автор:
А) возмущен продажей крепостных;
Б) рассказывает о крестьянской семье;
В) повествует об истории любви барина и крестьянки.
Ответы к тестам
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
б
а
б
в
в
а
а
в
б
а
в
а
-Каковы особенности произведения?
-Последний слайд. Ответь на вопрос.
Дом. Задание. Карамзин. «Бедная Лиза»
Объект 1