Конспект урока по литературе на тему «А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”»
Конспект урока литературы по теме: «А.Н.Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”» (9 класс, 2 часа)
Эпиграф урока: «Книга человеческого достоинства» - В.Ю. Троицкий
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: 1) образовательные:
- познакомить учащихся с биографией и творчеством А.Н.Радищева;
- выявить специфику жанра путешествие;
- проанализировать главы «Путешествия из Петербурга в Москву»;
2) развивающие:
- развитие аналитических способностей;
- развитие умения работать с текстом;
- работа над развитием речи (формулировка ответов, грамотное построение предложений для записи в тетради);
3) воспитательные:
- продолжение работы над воспитанием обучающихся как вдумчивых, внимательных читателей.
Методы и формы: лекция учителя, беседа, работа в группах, сравнительно-сопоставительный анализ глав, исследовательский, письменная работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация Microsoft PowerPoint, тексты глав.
Ход урока (1 урок):
I. Приветствие учащихся. Организационный момент. Сообщение целей урока (познакомиться с биографией и творчеством А.Н.Радищева, выявить специфику жанра путешествие, составление конспекта в тетрадях.).
II. Проверка домашнего задания.
III. Лекция учителя. (Учащиеся записывают краткий конспект в тетрадях).
К сожалению, не все школьные программы по литературе включают в изучение «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако творчество А.Н. Радищева чрезвычайно важно для понимания общей картины развития литературного процесса в России и решения проблем воспитания и нравственного самосовершенствования.
Выдающийся русский писатель, философ, революционер Александр Николаевич Радищев родился 31 августа 1749 года в состоятельной дворянской среде. Ранние детские годы Радищева прошли в саратовском поместье отца, селе Верхнем Аблязове, под чутким оком крепостных крестьян: няни Прасковьи Клементьевны и дядьки Петра Мамонтова. Пётр Мамонтов обучил Радищева грамоте. Когда мальчику исполнилось 7 лет, родители для продолжения образования отправили его в Москву, к дяде по матери Ф.М.Аргамакову, который был в родстве с директором только что открывшегося Московского университета.
Вскоре после дворцового переворота 1762 года Александр Николаевич был пожалован в пажи императрицы Екатерины Второй и зачислен в особое, привилегированное дворянское учебное заведение – Петербургский пажеский корпус.
Радищев своими выдающимися способностями обратил на себя внимание и по окончании корпуса он в 1766 году был включён в число шести пажей, отправленных Екатериной за границу, в Лейпциг. Туда их сопровождали два официальных лица: майор Бокум и священник – монах отец Павел. В обязанности Бокума входили заботы о содержании студентов и надзор за их успехами и поведением. Но он не выполнял своих обязанностей. Бокум морил студентов голодом, подвергал их унизительным телесным наказаниям. Одного из студентов он высек розгами, другого избил бильярдным кием, третьего бил плашмя обнажённой шпагой с такой яростью, что после 25 удара она сломалась. Соорудил Бокум даже специальную железную клетку, в которой нельзя было не стоять, ни сидеть прямо, и запирал в неё провинившихся. Столкновение с Бокумом сыграло значительную роль и запомнилось Радищеву на долгие годы.
Окончив курс в университете, Радищев в середине октября 1771 года выехал в Россию, в Петербург. Там он служил сначала в должности сенатского протоколиста, затем перешёл на военную службу, а вскоре и вовсе вышел в отставку. В 1776 году он снова поступает на службу, в Коммерцколлегию, и вскоре становится фактическим руководителем Петербургской таможни.
В Петербурге Радищев заводит знакомства в литературных кругах, начинает писать (статья «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», где он излагает теорию государственной власти, основанной на верховном главенстве народа:
Но что ж претит моей свободе? Желаньям зрю везде предел; Возникла обща власть в народе, Соборный всех властей удел. Ей общество во всем послушно, Повсюду с ней единодушно; Для пользы общей нет препон; Во власти всех своей зрю долю, Свою творю, творя всех волю, Вот что есть в обществе закон.
Соборный общий. Во власти всех своей зрю долю, т. е. вижу в своей власти долю всех, как и все, принимаю участие в управлении страной.
Статья «Беседа о том, что есть сын Отечества», в которой идея патриотизма наполнилась революционным содержанием. Быть истинным сыном отечества – патриотом – значило для Радищева бороться за народную свободу и народные права).
В 1789 году выходит в свет первое большое оригинальное произведение Радищева – «Житие Фёдора Васильевича Ушакова».
К концу 1788 года было в основном закончено «Путешествие». В июле 1789 года Радищеву удалось провести рукопись через цензуру. Однако московский типографщик, познакомившись с содержанием книги, побоялся её печатать, несмотря на цензурное разрешение. Тогда Радищев приобрёл в долг печатный станок и организовал типографию у себя на дому. Он отпечатал 650 экземпляров, но из этого числа только 25 отдал в продажу, а 7 книг раздал тем, чьё мнение было важно для Радищева. Но книга сразу привлекла к себе внимание. Её прочла и сама Екатерина II. Она увидела в этой книге бунт и 30 июня 1790 года Радищева заключили под стражу. Он был приговорён к смертной казни, но в последний момент Екатерина решила заменить смертный приговор на десять лет высылки в Сибирь. Радищева поместили в Илимский острог. Там он пробыл 5 лет и 1 месяц и после смерти императрицы был возвращён из ссылки. Радищев снова стал выступать с программой преобразований в стране, но не найдя поддержки, 11 сентября 1802 года он принял смертельную дозу яда.
Радищев был человеком редкой смелости и прямоты, он всем своим образом жизни подтверждал единство мыслей, слов и дел. Был непреклонен в отстаивании собственного мнения. Он был бескорыстным, честным человеком. Со злом – самодержавием и крепостничеством – он боролся своим оружием – словом.
IV. Рассмотрение «Путешествия из Петербурга в Москву».
Слово учителя: Теперь мы перейдём к рассмотрению главного произведения А.Н.Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву». Начнём мы с определения жанра путешествие. Давайте попытаемся определить, какие специфические черты имеет данный жанр. (Ответы учащихся).
Жанровая специфика путешествия:
- в основу путешествия положено описание разнообразных достоверных сведений о каких-либо странах, землях, народах;
- описывается увиденное, излагаются факты и события;
- повествование осуществляется в форме заметок, записок, дневников, очерков, мемуаров, писем;
- зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены.
- передаются настроения и переживания путешественника;
- лирические размышления автора об истории, культуре страны.
В основе любого литературного «путешествия» лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях.
Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия. Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности.
А.Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу – товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову: «Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет».
В начале произведения писатели, как правило, объясняли причины создания и публикации книги. Следуя традиции путевых записок, Радищев писал, обращаясь к Кутузову: (Читает учащийся) «Мой друг! Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь». Идея обретения счастья в борьбе за честь и свободу народа стала новым словом в отечественной этике. Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы «сочувственников», сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов «жестокосердным».
V. Домашнее задание.
Подготовиться к пересказу конспекта. Ответить на вопрос: «Почему всю жизнь Радищева можно назвать подвигом?»
2 урок
I. Приветствие учащихся. Организационный момент. Сообщение целей урока (на анализе трёх глав выявить главные проблемы самодержавной России, поднятые в «Путешествии»).
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа по группам.
Класс делится на три группы по трём главам «Любани», «Чудово», «Валдай».
Задания для каждой группы:
прочитать главу;
кратко пересказать;
выявить, какую проблему ставит автор в данной главе.
«Любани» - проблема крепостного права;
«Чудово» - проблема власти;
«Валдай» - проблема православной церкви.
(По завершении данной работы в тетради появляется запись «Три главные проблемы самодержавной России»).
IV. Заключительное слово учителя.
Создание «Путешествия из Петербурга в Москву» было основным делом и воистину героическим подвигом всей жизни Радищева. Он «взирает» на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей родине. С каждой новой главой «Путешествия из Петербурга в Москву» перед его читателями развёртываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно совершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Увидеть и показать другим истинное положение вещей в России – такова цель книги.
V. Домашнее задание.
Прочитать «Бедную Лизу» Н.М.Карамзина.