Конспект занятия по внеурочной деятельности Многообразие выразительных средств в театре


Тема: «Многообразие выразительных средств в театре»
Методическая цель: Реализация идеи личностного подхода в образовании младших школьников через использование театральной педагогики.
Цель: обобщить знания о выразительных средствах в театре.
Задачи:
1.Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, углублять представления детей о выразительных средствах.
2. Учить принимать ролевые позиции, идентифицироваться с персонажем, эмоционально воспринимая своеобразие театрального искусства;
3. Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.
4. Создание педагогических условий для:
формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру, творческого воображения, фантазии,  побуждения детей к активному участию в театральной игре;
развития  творческого потенциала каждого участника кружка; способности к импровизации через выполнение этюдов,
развития голосовых данных (дикции, тембра, тона, темпа, силы голоса) через декламацию стихотворных произведений,
развития умения изображать  эмоции, используя голос, мимику; жесты, пантомиму через выполнение этюдов,
формирования коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы.
формирования регулятивных УУД: планирование деятельности, прогнозирование результатов, оценка и самооценка, коррекция.
2. Закрепление основных вопросов программы: выразительные средства в театре.
Тип занятия: дидактическая игра на закрепление изученного.
Форма проведения: театральная мастерская.
Оборудование: компьютерная  презентация, театральный реквизит , видео


Ход занятия
Организационный момент: Слайд 1.(заставка, песня о театре)
1.Организационно-мотивационный этап.
1) Слайд 2. Дети под музыку вбегают в зал, танцуют, выстраиваются в полукруг.
2. Артистическая разминка.
1) Педагог: поздороваемся с гостями: скажем им «Мы рады видеть Вас!» с
- радушием--------- хором
-как  президент страны---------по выбору
-как иностранец, плохо владеющий русским языком.-----------по выбору
-радостью---------- хором, держась за руки, руки поднимают вверх.
2)Давайте поприветствуем друг друга и гостей нашего занятия теплыми дружескими аплодисментами.
Слайд 3
3)А сейчас немного поиграем.( стоят в кругу)
Игра-приветствие «Хоровод настроения»
- Ребята! У меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей радостью, передать её по кругу пожатием руки. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне.
Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и произносят слова «Я делюсь с тобой своей радостью и теплотой»
- Ко мне вернулась ваша теплота, и моё настроение стало еще лучше!
А теперь, давайте сядем. (Внимание на экран)
3. Определение темы занятия: (дети сидят)
Слайд 4 (видео и фонограмма песни «Приходи, сказка» В.Дашкевич/Ю. Ким)
- Я предлагаю вам посмотреть видео, прослушать детскую песню и определить тему нашего сегодняшнего занятия.
(Звучит фонограмма песни).
Слайд5. (Заставка)
1) Вы внимательно послушали и посмотрели. Вам понравилась песня?
- О чем она? (о сказках, о различных героях, ...)
- К чему призывает песня? ( к общению со сказками: читать, смотреть, играть)
- Каков характер песни? ( оптимистичный)
- Что помогло определить характер песни? ( веселая музыка, выразительное исполнение, игра актеров, ...)
- Как вы думаете, как называется то, что вы сейчас назвали?
( выразительные средства)
2) Постановка учебной задачи.
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о многообразии выразительных средств в театре, продолжим работу по овладению выразительными средствами и продолжим формировать умение работать в коллективе .
Слайд 6.(Цели и задачи)
4. Объяснение нового материала:
Слайд 7.( Постановка проблемного вопроса) - 1 клик
1. Какие выразительные средства вы знаете.
(Слово, мимика, пантомимика, костюм, декорации, музыка, шумовое и световое оформление)
- Молодцы, много выразительных средств вспомнили. Какой вопрос сам напрашивается? (Зачем нужны выразительные средства. Кому нужны выразительные средства?) - 2-ой клик
2. Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.
И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.
Слайд 8. (Артикуляционная сказка)
Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать.
Цель: подготовить речевой аппарат учащегося к активному словесному действию.
1)Артикуляционная гимнастика в стихах.
Вот зарядка язычка:
- Влево, вправо, раз, два.
- Вверх, вниз, вверх, вниз,
- Язычок, не ленись!
- Губы, просыпайтесь,
- Ротик, открывайся!
- Язычок, покажись
- И зубов не страшись!
- А зубы-то, а зубы кусают даже губы.
- Кусаются, кусаются и не унимаются.
- А губы то хохочут, то сильно обижаются,
- То весело хохочут, то снова обижаются.
- Зубам надоело кусать – стали язык жевать.
- Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный.
- Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь.
- Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь!
Слайд 9.(Скороговорки)
2)Речевая разминка. Скороговорка:
- Цыплята и курица пьют чай на улице.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха!
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3)Упражнение для раскрепощения и снятия мышечных зажимов.
Ритм. Передай хлопок.
Слайд 10.( “Разминка театральная”).
Раз, два, три, четыре, пять -Вы хотите поиграть? (Да)
Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя?Чтоб быть похожим на лису?Или на волка, иль на козу,Или на принца, на Ягу, Иль на лягушку, что в пруду?
(Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д.)
Я предлагаю вам взять карточки желтого цвета, познакомиться с текстом и выбрать роль, найти соответствующий элемент костюма и изобразить данную ситуацию (Самостоятельно выбирают детали костюмов и изображают, зрители отгадывают)(Клумба с цветами, Дед, Баба, Бабочки, Баба, Внучка)
- Что помогло вашему перевоплощению? ( костюмы)
(Дети изображают героев)
Молодцы! Справились с заданием.
Слайд 11(Мимика) - 1-й клик- 2-ой клик
А без костюма можно дети,Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу?Что ж поможет здесь, друзья?
(ОТВЕТЫ: Мимика )
Что такое мимика
(Мимика – это выражение лица. Пантомимика - это телодвижения, без слов)
Выходит девочка и читает стихотворение.
РЕБЕНОК:
Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!У каждого есть выраженье лица!Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?Наверное, смелость, наверное, ум!А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?
- А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.
Бывает, без сомнения, разное настроение,Его я буду называть, попробуйте его мне показать.
Покажите мимикой:
грусть, , удивление, съели лимон, радость.
Слайд 12 (пантомимика) - 1-й клик А теперь пора пришла, Общаться жестами, друзья! Я вам слово говорю, В ответ от вас я жестов жду.
На карточках показать детям слово, а они показывают действие. Гости объясняют.
“Иди сюда”, “пока”, “тихо”, “нельзя”, «ох, устал»,
“я думаю”, “нет”, “да”, «сейчас получишь».
- Телодвижение без слов называется пантомимика. - 2-ой клик
Слайд 13
- Что такое мимика? ( 1 клик)
(Мимика – это выражение лица.
Пантомимика - это телодвижения, без слов)- 2-ой клик.
Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.
(Дети по группам показывают этюды)
Этюды.
Подойти к стулу и рассмотреть его, будто это:
1) королевский трон
2) погреться у костра
3) угостить горячей печеной картошкой
Дети угощают гостей печеной картошкой.
Этюд "Тесто"
Слайд14 (Речь)
А при помощи чего мы можем, выразить свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
(Д/З)
Художественное чтение стихотворений.
ТЕАТР
Слайд 15
Поднялся занавес и вот
 На сцене Золушка живет.
 Грустит, смеется и поет
 И после бала принца ждет.
 
 Мы замираем чуть дыша
 И музыка так хороша.
 Счастливый близится конец,
 Венчает Золушку венец.
 Слайд 16
 Щелкунчик бъется как герой.
 Он за друзей стоит горой.
 Зло строит козни вновь и вновь,
 Но побеждает все любовь.
 
 И чары падают и вот
 Красавцем-принцем стал урод.
 Мы вправду, что ни говори,
 Безмерно рады за Мари.
Слайд 17
  Ничто не вечно под луной
 И вслед за радостной волной
 Уже катит волна печали,
 Хоть мы не верили вначале.
 
 Кружится в танце балерина,
 Летит по ветру пелерина
 И так изящна, так стройна,
 Что сразу видно - влюблена.
 
 Но тает в угольях печи
 Как воск на пламени свечи
 Любимый и желанный
 Солдатик оловянный.
  И мы грустим и как она
 Готовы с ветром от окна
 Взлететь как чудо птица
 И в пламя опуститься.
 Слайд 18
 А сказки длятся - дальше, дальше
 В них только выдумка - нет фальши.
 Они нас учат честно жить,
 Любовью, дружбой дорожить.
 
 Со злом сражаться без оглядки,
 Ломать нелепые порядки
 И верить в жизни чудеса
 (Хотя б на эти два часа).
 
 Театр кукол
 
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел  
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку  
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка -
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!
Слайд 19
«В театре»Автор: Агния БартоКогда мне былоВосемь лет,Я пошлаСмотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.Мы в театре сняли шубы,Сняли тёплые платки.Нам в театре, в раздевальнеДали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на триЯ сейчас бы не могла.Наконец-то я в театре,Как я этого ждала!
Я сейчас увижу феюВ белом шарфе и венке.Я сижу, дышать не смею,Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.Мы с моей подругой ЛюбойДаже вздрогнули слегка.Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится на сцене —Я на сцену не гляжу.Я обшарила колени —Номерка не нахожу.
Может, онПод стулом где-то?Мне теперьНе до балета!
Всё сильней играют трубы,Пляшут гости на балу,А мы с моей подругой ЛюбойИщем номер на полу.
Укатился он куда-то…Я в соседний ряд ползу.Удивляются ребята:— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала –Я не видала ничего:Я номерок внизу искалаИ наконец нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,И все ушли из зала.— Мне очень нравится балет, —Ребятам я сказала.
Слайд 20 (РЕЧЬ, ИНТОНАЦИЯ)
- Какие еще выразительные средства широко используются в театре? (музыка, танец)
Слайд 21 (РОМАШКА)
Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь умело использовать КОСТЮМ и ГРИМ, должна быть живая МИМИКА и пластичная ПАНТОМИМИКА, выразительная РЕЧЬ и красочные ДЕКОРАЦИИ, завораживающая МУЗЫКА и выразительный ТАНЕЦ.
Сейчас я предлагаю сыграть мини спектакль, где вы должны будете использовать выразительные средства. Выберите себе карточку, прочтите задание и приготовьтесь к выступлению.
Слайд 22 (Песня про тучку)
Молодцы! Все старались.
Слайд 23 (Рефлексия)
В начале занятия мы задали вопросы: зачем и кому нужны выразительные средства? (Ответы детей)
Ребята, перед вами лежать маски , которые тоже являются выразительным средством в театре. Я предлагаю вам выбрать ту маску, которая наиболее точно отображает ваши эмоции (Дети выбирают либо радость, либо грусть или безразличие) и крепят на доске.
Спасибо всем вам за работу, мы сегодня с вами очень плодотворно поработали.
Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. А эти аплодисменты мы подарим нашим гостям.
На этом наше занятие окончено. До свидания.