Выступление на тему Место и роль проектно-исследовательской деятельности в ФГОС НОО
Место и роль проектно-исследовательской деятельности в ФГОС начального общего образования.
Трещенко Е.Г.
Слайд 1
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным и разнообразным.
Слайд 2
В стандартах нового поколения большое внимание уделяется достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе способствует достижению всех этих видов результатов, особенно метапредметных.
Чем выше уровень метапредметных результатов, тем выше уровень предметных результатов, выше качество образования по всем предметам.
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия;
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность, способность решать учебно-познавательные и учебно-практические (жизненные) задачи.
Слайд 3.
Одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность.
Основная ценность проектно-исследовательской деятельности в начальной школе состоит в том, что она ориентирует учеников на создание конкретного образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы.
Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый образовательный продукт, решить научную, техническую, творческую, социальную и иную проблему».
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Слайд 4.
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение образовательного продукта.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
- Обучение планированию и целеполаганию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (умение изучать материал из разных источников, работать с большими объемами информации, делать ключевые выводы из полученной информации);
- Умение структурировать текст по результатам исследования проблемы и составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски);
- Умение презентовать результаты проектной деятельности;
- Формирование эмоционально- ценностного, личностного отношения к исследовательской деятельности (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок, конечный результат – личностное развитие школьника ).
Слайд 6.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении проектных задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются умения. Они у вас есть в памятке.
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен обладать:
- необходимыми стартовыми предметными знаниями, умениями и навыками;
- умениями выявлять межпредметные связи и выстраивать метапредметное содержание отдельных учебных предметов в зависимости от содержания проекта.
- специфическими умениями и навыками проектирования, необходимыми для осуществления самостоятельных исследовательских поисков.
Слайд 8.
Проектные задачи являются прочным базовым стартовым уровнем для осуществления проектно-исследовательской деятельности в основной школе.
Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» созданный детьми.
Учеными доказано, что все виды универсальных учебных действий лучше и эффективнее формируются в процессе решения проектных задач на уроках и во внеурочной деятельности
Проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков.
Сформированное у обучающихся умение решать проектные задачи работает не только на перспективу, но и способствует более высокому уровню освоения программ всех учебных предметов начальной школы.
Мы используем проектные задачи как в учебной, так и во внеучебной деятельности.Памятка.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Регулятивные УУД
умение самостоятельно определять цели своего обучения и выполнения проекта, ставить и формулировать для себя новые задачи в проектной познавательной деятельности, развивать ее мотивы и интересы;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения проектной задачи, собственные возможности её решения
7. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Показателем результативности проектной деятельности является научно-практическая конференция. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творческого потенциала школьников.
Сформированное у обучающихся умение решать проектные задачи работает не только на перспективу, но и способствует более высокому уровню освоения программ всех учебных предметов начальной школы.