Статья по теме: Формирование оценочной деятельности младших школьников в период обучения грамоте
«Формирование оценочной деятельности младших школьников на уроках в период обучения грамоте»
Одной из задач, которую ставит учитель перед собой в работе по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы, является формирование оценочной деятельности.
Оценочная деятельность - это «целенаправленная активность по составлению характеристики собственных учебных действий и учебных достижений в соответствии с критериями и способами оценивания»
В своей работе часто сталкивалась с вопросом детей, «а почему мне поставили такую отметку». И действительно каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по справедливости. Сформированное умение понимать, как и за что была оценена работа, позволяет избежать недопонимания между учеником и учителем, а иногда и родителями. В своей работе я сталкивалась с проблемой организации оценивания на уроке, наверное, потому, что сама еще не была готова работать по данному вопросу в системе. Поэтому когда взяла в прошлом году 1 класс постаралась акцентировать на этом вопросе своё внимание и сейчас, как мне кажется, это удается.
Уже в 1 классе начинаю формирование самооценки, используя в своей работе технологию формирования оценочной деятельности авторов УМК «Школа 2100» и рекомендации Кокаревой З.А. Очень помогает разработанные авторами УМК «Ежедневник первоклассника» и мультимедийные презентации.
Т.к. дети в 1 класс пришли в основном читающие, то в период обучения грамоте я могла позволить уделить на формирование умения оценивать себя больше времени. Уже с первых дней мы оценивали своё настроение в «Ежедневниках первоклассника», а затем работу с помощью цветовых значков, искали самые красивые буквы, использовали оценку «на ладошке». Старались выбирать различные критерии, благодаря разнообразию которых каждый ребенок был успешен в какой-либо области. Дети учились проговаривать свою самооценку по алгоритму:
-Какое было задание?
-Справились самостоятельно или потребовалась помощь?
Как оцените работу?
Сейчас ребята уже во 2 классе и легко могут оценить себя, на мой взгляд, достаточно справедливо. Сложно бывает признать свои ошибки, но проведение такой работы позволяет свести к минимуму страх, т. к. ребенок понимает, что все могут ошибаться или обращаться за помощью; у него всегда есть шанс доработать и исправить свою оценку.